Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые средства прокурорского надзора за исполнением законов в местах изоляции от общества и при исполнении уголовных наказаний




Реализация правовых средств в данной отрасли обладает определенной спецификой, заключающейся в их ярко выраженном предупредительном характере. Правовые средства имеют целью предотвращение возможных нарушений закона и рассчитаны на применение прокурором при личном, непосредственном ознакомлении с деятельностью соответствующих органов и учреждений. Они направлены на немедленное устранение выявленных нарушений законности. Требования и предложения прокурора относительно правил отбывания наказаний обязательны для исполнения соответствующими органами и учреждениями и подлежат исполнению независимо от их обжалования.

Действующее законодательство устанавливает, что при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

1. Посещать в любое время соответствующие органы и учреждения. Прокурор осуществляет посещение без специального разрешения или повода. Продолжительность посещения не ограничена временем; периодичность устанавливается самим прокурором, но не реже одного раза в месяц. Посещение предполагает обследование всех помещений данного органа или учреждения. Оно практически всегда сопровождается проверкой.

Статья 24 УИК РФ предусматривает право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Федерации, подчиненных им прокуроров, а также прокуроров, непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания.

Приказом Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» прокурорам предписывается проверять законность содержания лиц в ИВС в нерабочее время.

2. Опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Круг вопросов не ограничен и, как правило, включает в себя выяснение условий и оснований содержания лиц в данных учреждениях, при этом особое внимание уделяется материально-бытовому или медико-санитарному состоянию.

3. Проводить личный прием осужденных, задержанных и заключенных под стражу.

4. Рассматривать и разрешать жалобы указанных лиц.

5. Знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера. Прокурор также вправе ознакомиться с оперативными материалами.

6. Требовать от администраций соответствующих органов и учреждений создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.

7. Требовать от руководителей соответствующих органов и учреждений проведения проверок и ревизий, подведомственным им органов и учреждений, а также должностных лиц.

8. Проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений.

9. Требовать объяснения от должностных лиц соответствующих органов и учреждений.

10. Вносить протесты и представления.

Протест прокурора вносится, когда требуется отменить не соответствующий закону акт администрации органа или учреждения и восстановить нарушенные им права. До рассмотрения протеста администрация должна приостановить действие опротестованного акта.

Профессор Б.М. Спиридонов рассматривал в качестве самостоятельного средства прокурорского надзора приостановление исполнения противоречащих закону приказов и распоряжений администраций органов и учреждений, исполняющих наказания. По его мнению, его самостоятельность обусловлена тем, что оно предшествует опротестованию, но не сливается с ним. Однако, учитывая, что приостановление исполнения незаконного акта всегда предшествует его опротестованию, его необходимо рассматривать не как самостоятельное средство, а как особенность внесения протеста в данной отрасли надзора.

Представление вносится в тех случаях, когда наряду с устранением нарушений возникает необходимость в принятии мер по ликвидации причин и условий, их порождающих. Оно основывается на обобщенных данных о состоянии законности в поднадзорных учреждениях, анализе практики прокурорского надзора, материалах проверки, ведомственного и судебного контроля, жалоб, заявлений и иных обращений, поступивших в прокуратуру.

В литературе спорным является вопрос о праве прокурора приносить предостережение. По мнению Г. Д. Агамова, прокурор вправе приносить предостережение и в этой отрасли надзора, хотя Закон о прокуратуре прямо не предусматривает такой возможности. На наш взгляд, учитывая специфику поднадзорных отношений, едва ли можно вести речь о данной мере прокурорского реагирования.

11. Возбуждать дела об административных правонарушениях.

12. в случая обнаружения признаков преступления выносить мотивированное постановление о направлении материалов по подследственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

12. Отменять своим постановлением дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, задержанных, заключенных под стражу, или осужденных.

13. Немедленно освобождать указанных лиц своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Часть 2 ст. 33 Закона о прокуратуре возлагает на надзирающих прокуроров обязанность по немедленному освобождению каждого, содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

14. Санкционировать (давать согласие на) отдельные действия администрации исправительных органов и учреждений, которые затрагивают права, свободы и законные интересы осужденных:

- санкция прокурора субъекта РФ или заместителя на мотивированное постановление дознавателя о переводе или оставлении осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительных колониях для производства следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами в следственный изолятор на срок до 2 месяцев (ст. 77-1 УИК РФ);

- санкции Генерального прокурора РФ на мотивированное постановление дознавателя о переводе или оставлении осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительных колониях для производства следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами в следственный изолятор на срок до трех месяцев (ст. 77-1 УИК РФ);

- согласие прокурора на мотивированное постановление начальника тюрьмы о содержании в одиночной подозреваемого или обвиняемого в одиночной камере (ч. 1 ст. 131 УИК РФ);

- согласие прокурора на содержание в камере с несовершеннолетними положительно характеризующегося взрослого осужденного, впервые привлекаемого к уголовной ответственности за преступление, не относящиеся к тяжким (ст. 33 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления»);

- санкция прокурора на постановление начальника воспитательной колонии об оставлении воспитательной колонии осужденных, достигших 18 лет (ч. 3 ст. 139 УИК РФ);

- санкция прокурора органу внутренних дел на задержание осужденного, которому был разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, и который уклоняется от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение;

- санкция прокурора на водворение в штрафной изолятор на срок до 30 суток в порядке ч. 4 ст. 58 УИК РФ;

- согласие прокурора на введение режима чрезвычайных условий (стихийные бедствия, массовые беспорядки, групповое неповиновение) на срок до 30 суток в исправительном учреждении в порядке ст. 85 УИК РФ.

15. Присутствовать при составлении и удостоверении акта об отказе обращения осужденного к смертной казни о помиловании (185 УИК РФ);

16. Присутствовать при исполнении приговора в виде смертной казни (ч. 2 ст. 186 УИК РФ).

17. Давать устные и письменные предложения администрациям исправительных учреждений, касающиеся соблюдения правил отбывания наказания.

18. Особым правовым средством, характерным для данной отрасли, является вынесение требований прокурора о соблюдении правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и др. Особенность данного средства надзора заключается в том, что оно подлежит обязательному исполнению администрацией соответствующего органа или учреждения; может выносить как в устной, так и в письменной форме; его обжалование, как отмечалось выше, не приостанавливает его исполнения. Прокурор вправе устанавливать конкретное время для его исполнения по своему усмотрению.

19. Другой особенностью реализацией правовых средств в данной отрасли является то, что прокурор вправе использовать такой акт прокурорского реагирования, как постановление для истребования приказов и распоряжений поднадзорных органов и учреждений. Другими словами, постановление в этом случае служит формой реализации распорядительной власти прокурора.

Таким образом, в данной отрасли надзора выносятся следующие акты прокурорского реагирования: протест, преставление, постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, постановлении об отменен незаконно наложенного дисциплинарного взыскания, постановление об освобождении незаконного удерживаемого осужденного из ПКТ, ШИЗО, карцера, санкция (согласие), письменное предложение администрации, требование прокурора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.