КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые средства прокурорского надзора за исполнением законов в местах изоляции от общества и при исполнении уголовных наказаний
Реализация правовых средств в данной отрасли обладает определенной спецификой, заключающейся в их ярко выраженном предупредительном характере. Правовые средства имеют целью предотвращение возможных нарушений закона и рассчитаны на применение прокурором при личном, непосредственном ознакомлении с деятельностью соответствующих органов и учреждений. Они направлены на немедленное устранение выявленных нарушений законности. Требования и предложения прокурора относительно правил отбывания наказаний обязательны для исполнения соответствующими органами и учреждениями и подлежат исполнению независимо от их обжалования. Действующее законодательство устанавливает, что при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе: 1. Посещать в любое время соответствующие органы и учреждения. Прокурор осуществляет посещение без специального разрешения или повода. Продолжительность посещения не ограничена временем; периодичность устанавливается самим прокурором, но не реже одного раза в месяц. Посещение предполагает обследование всех помещений данного органа или учреждения. Оно практически всегда сопровождается проверкой. Статья 24 УИК РФ предусматривает право Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Федерации, подчиненных им прокуроров, а также прокуроров, непосредственно осуществляющих надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. Приказом Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» прокурорам предписывается проверять законность содержания лиц в ИВС в нерабочее время.
2. Опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Круг вопросов не ограничен и, как правило, включает в себя выяснение условий и оснований содержания лиц в данных учреждениях, при этом особое внимание уделяется материально-бытовому или медико-санитарному состоянию. 3. Проводить личный прием осужденных, задержанных и заключенных под стражу. 4. Рассматривать и разрешать жалобы указанных лиц. 5. Знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера. Прокурор также вправе ознакомиться с оперативными материалами. 6. Требовать от администраций соответствующих органов и учреждений создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. 7. Требовать от руководителей соответствующих органов и учреждений проведения проверок и ревизий, подведомственным им органов и учреждений, а также должностных лиц. 8. Проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений. 9. Требовать объяснения от должностных лиц соответствующих органов и учреждений. 10. Вносить протесты и представления. Протест прокурора вносится, когда требуется отменить не соответствующий закону акт администрации органа или учреждения и восстановить нарушенные им права. До рассмотрения протеста администрация должна приостановить действие опротестованного акта. Профессор Б.М. Спиридонов рассматривал в качестве самостоятельного средства прокурорского надзора приостановление исполнения противоречащих закону приказов и распоряжений администраций органов и учреждений, исполняющих наказания. По его мнению, его самостоятельность обусловлена тем, что оно предшествует опротестованию, но не сливается с ним. Однако, учитывая, что приостановление исполнения незаконного акта всегда предшествует его опротестованию, его необходимо рассматривать не как самостоятельное средство, а как особенность внесения протеста в данной отрасли надзора.
Представление вносится в тех случаях, когда наряду с устранением нарушений возникает необходимость в принятии мер по ликвидации причин и условий, их порождающих. Оно основывается на обобщенных данных о состоянии законности в поднадзорных учреждениях, анализе практики прокурорского надзора, материалах проверки, ведомственного и судебного контроля, жалоб, заявлений и иных обращений, поступивших в прокуратуру. В литературе спорным является вопрос о праве прокурора приносить предостережение. По мнению Г. Д. Агамова, прокурор вправе приносить предостережение и в этой отрасли надзора, хотя Закон о прокуратуре прямо не предусматривает такой возможности. На наш взгляд, учитывая специфику поднадзорных отношений, едва ли можно вести речь о данной мере прокурорского реагирования. 11. Возбуждать дела об административных правонарушениях. 12. в случая обнаружения признаков преступления выносить мотивированное постановление о направлении материалов по подследственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. 12. Отменять своим постановлением дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, задержанных, заключенных под стражу, или осужденных. 13. Немедленно освобождать указанных лиц своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Часть 2 ст. 33 Закона о прокуратуре возлагает на надзирающих прокуроров обязанность по немедленному освобождению каждого, содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. 14. Санкционировать (давать согласие на) отдельные действия администрации исправительных органов и учреждений, которые затрагивают права, свободы и законные интересы осужденных:
- санкция прокурора субъекта РФ или заместителя на мотивированное постановление дознавателя о переводе или оставлении осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительных колониях для производства следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами в следственный изолятор на срок до 2 месяцев (ст. 77-1 УИК РФ); - санкции Генерального прокурора РФ на мотивированное постановление дознавателя о переводе или оставлении осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительных колониях для производства следственных действий по делам о преступлениях, совершенных другими лицами в следственный изолятор на срок до трех месяцев (ст. 77-1 УИК РФ); - согласие прокурора на мотивированное постановление начальника тюрьмы о содержании в одиночной подозреваемого или обвиняемого в одиночной камере (ч. 1 ст. 131 УИК РФ); - согласие прокурора на содержание в камере с несовершеннолетними положительно характеризующегося взрослого осужденного, впервые привлекаемого к уголовной ответственности за преступление, не относящиеся к тяжким (ст. 33 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления»); - санкция прокурора на постановление начальника воспитательной колонии об оставлении воспитательной колонии осужденных, достигших 18 лет (ч. 3 ст. 139 УИК РФ); - санкция прокурора органу внутренних дел на задержание осужденного, которому был разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, и который уклоняется от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение; - санкция прокурора на водворение в штрафной изолятор на срок до 30 суток в порядке ч. 4 ст. 58 УИК РФ; - согласие прокурора на введение режима чрезвычайных условий (стихийные бедствия, массовые беспорядки, групповое неповиновение) на срок до 30 суток в исправительном учреждении в порядке ст. 85 УИК РФ. 15. Присутствовать при составлении и удостоверении акта об отказе обращения осужденного к смертной казни о помиловании (185 УИК РФ);
16. Присутствовать при исполнении приговора в виде смертной казни (ч. 2 ст. 186 УИК РФ). 17. Давать устные и письменные предложения администрациям исправительных учреждений, касающиеся соблюдения правил отбывания наказания. 18. Особым правовым средством, характерным для данной отрасли, является вынесение требований прокурора о соблюдении правил режима и условий содержания, привлечения осужденных к труду и др. Особенность данного средства надзора заключается в том, что оно подлежит обязательному исполнению администрацией соответствующего органа или учреждения; может выносить как в устной, так и в письменной форме; его обжалование, как отмечалось выше, не приостанавливает его исполнения. Прокурор вправе устанавливать конкретное время для его исполнения по своему усмотрению. 19. Другой особенностью реализацией правовых средств в данной отрасли является то, что прокурор вправе использовать такой акт прокурорского реагирования, как постановление для истребования приказов и распоряжений поднадзорных органов и учреждений. Другими словами, постановление в этом случае служит формой реализации распорядительной власти прокурора. Таким образом, в данной отрасли надзора выносятся следующие акты прокурорского реагирования: протест, преставление, постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, постановлении об отменен незаконно наложенного дисциплинарного взыскания, постановление об освобождении незаконного удерживаемого осужденного из ПКТ, ШИЗО, карцера, санкция (согласие), письменное предложение администрации, требование прокурора.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |