КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые средства прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного следствия
Предмет и пределы прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного следствия Предмет прокурорского надзора за процессуальной деятельности органов предварительного следствия включает в себя все направления, обозначенные в ст. 29 Закона о прокуратуре: 1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина при производстве предварительного следствия; 2) законность проведения предварительного следствия; 3) законность решений, принимаемых органами предварительного следствия. Кроме того, отдельно в него включается обеспечение законности и обоснованности при привлечении обвиняемого к уголовной ответственности – ч. 9 ст. 172 УПК РФ устанавливает обязанность следователя направить копию постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого прокурору. Таким образом, законность и обоснованность предъявленного обвинения проверяются не при поступлении жалоб от заинтересованных лиц, а по поступлению к прокурору копии соответствующего постановления. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия имеет четкие пределы. Прежде всего, пределы ограничиваются кругом поднадзорных органов и должностных лиц, включающим в себя: 1. Органы предварительного следствия, к которым относятся: - Следственный комитет при прокуратуре РФ и его подразделения на местах; - Следственный комитет при МВД РФ и его подразделения на местах; - следственные подразделения в структуре ФСБ; - следственные подразделения в структуре ФСКН. 2. Следователи, помощники следователей и референты следователей в составе вышеназванных органов. 3. Руководители следственных органов и подразделений в составе вышеназванных органов. По кругу нормативно-правовых актов и характеру правоотношений пределы надзора совпадают с отраслевыми.
Правовые средства прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности следователей определяются уголовно-процессуальным законодательством. Статья 37 УПК РФ устанавливает, что, осуществляя прокурорский надзор в данной сфере, прокурор вправе: 1) требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия; 2) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение; 3) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ; 4) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи; 5) утверждать обвинительное заключение уголовному делу; 6) возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков; В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным. Статья 221 УПК РФ определяет, что прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений: 1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд; 2) выносит мотивированное постановление о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; 3) выносит мотивированное постановление о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду. Прокурор вправе отменить меру пресечения в виде ареста, если установит, что следователь нарушил требования УПК РФ о содержании обвиняемого под стражей, и предельный срок ареста истек. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением - Генеральному прокурору РФ с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений: 1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя; 2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд. После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном главой 15 УПК РФ.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |