Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, значение и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование в форме дознания




Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование в форме дознания, – это самостоятельное направление прокурорской деятельности в рамках надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, заключающееся в наблюдении соответствующими прокурорами за законностью принимаемых дознавателями решений и выносимых ими актов, а также соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц, вовлеченных в предварительное расследование в форме дознания.

Несмотря на то, что ст. 37 УПК РФ и ст. 29 Закона о прокуратуре устанавливают, что прокурор осуществляет единый надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания, анализ полномочий прокурора позволяет заключить, что в настоящий момент существуют две самостоятельные формы прокурорского надзора применительно к деятельности органов дознания и относительно деятельности органов предварительного следствия. Эти формы отличаются характером, содержанием и направленностью надзора.

Анализ ст. 37 УПК РФ позволяет сделать вывод, что прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания включает в себя не только надзорные, но властно-распорядительные полномочия. Такое положение вещей объясняется возложением на прокурора помимо прокурорского надзора, также функции процессуального руководства деятельностью дознавателя и органа дознания.

Наличие у прокурора надзорных и властно-распорядительных полномочий выражается в праве прокурора давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий, разрешать заявленные дознавателю отводы, отстранять от производства дальнейшего расследования дознавателя, в случае допущения им нарушений требований УПК РФ и т.п.

Возложение на прокурора указанных функций обусловливает инициативный характер надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания. Прокурор вправе затребовать уголовное дело, дать по нему обязательные для исполнения указания, изменить форму предварительного расследования без наличия каких-либо обращений или сигналов о нарушении закона. Прокурорский надзор за законностью процессуальной деятельности органов дознания возникает автоматически с момента поступления сигнала о совершенном и готовящемся преступлении.

Прокурорский надзор в этой сфере носит ярко выраженную превентивную направленность. Его основное значение заключается в предупреждении возможных нарушений закона и несоблюдения прав и свобод участников предварительного производства со стороны органов дознания. В этой связи прокурор дает согласие органу дознания на производство следственных и процессуальных действий, требующих судебное разрешение и предполагающих наиболее существенное ограничение прав и свобод лиц.

Основными задачами прокурорского надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания выступают:

1. Соблюдение прав и свобод лиц, вовлеченных в предварительное расследование, со стороны органов и должностных лиц, осуществляющих дознание.

2. Защита интересов общества и государства в части исполнения требований законов о быстром и полном раскрытии преступлений, изобличении виновных и привлечении их к соответствующим видам ответственности.

3. Обеспечение правильного применения уголовного и уголовно-процессуального закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и не один не винновый не был привлечен к уголовной ответственности.

4. Обеспечение неукоснительного и точного исполнения требований закона, устанавливающих порядок разрешения заявлений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Правовой основой осуществления прокурорского надзора помимо Закона о прокуратуре и уголовно-процессуального законодательства выступают Приказ Генерального прокурора РФ № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»; Приказ Генерального прокурора № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.