Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности




Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре общим предметом надзора в этой сфере является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Указанный предмет уточняется с учетом требований ст.ст. 8, 10, 11 и 15, 21 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». В частности, в предмет надзора включается законность и обоснованность решений:

- о проведении или прекращении различных ОРМ;

- о заведении и прекращении дел оперативного учета;

- о предоставлении результатов проведения ОРМ органам дознания, следствия и в суд;

- об обязательности регистрации и заведения дел оперативного учета по каждому случаю, требующему проведения ОРМ;

- о постановке на учет и снятия с учета лиц, в отношении которых такие мероприятия проводятся или проводились;

- о недопустимость использования в процессе ОРМ информационных систем и средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей, причиняющих вред окружающей среде;

- при привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими ОРД.

Прокурор также проверяет наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД, и своевременность уведомления судей о проведении без их разрешения ОРМ в порядке ч.2 п. 3 ст. 8 Закона об ОРД.

Генеральный прокурор РФ в приказе № 56 от 25.04.2000 г. «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определил следующие основные направления надзора:

- обеспечение надзора за исполнением законов в части безусловного выполнения установленного порядка проведения ОРМ и законности принимаемых при этом решений; восстановление нарушенные прав и свобод граждан, защита конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД;

- обеспечение реальных условий по защите от разглашения сведений, содержащихся в предоставляемых прокурору оперативно-служебных документах;

- пресечение нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении ОРД, принятие своевременных мер по восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда, привлечению к ответственности виновных в этом должностных лиц.

Прокурорский надзор за законностью ОРД имеет четкие пределы.

Прежде всего, пределы ограничиваются кругом поднадзорных субъектов, включающим в себя:

1) оперативные подразделения МВД РФ;

2) оперативные подразделения ФСБ РФ;

3) оперативные подразделения ФСО РФ;

4) оперативные подразделения Федеральной таможенной службы РФ;

5) оперативные подразделения ФСИН РФ;

6) оперативные подразделения Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков;

7) оперативные подразделения органов внешней разведки;

8) оперативные подразделения Министерства обороны РФ.

При этом оперативные подразделения Службы внешней разведки и Министерства обороны РФ проводят ОРМ только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочия указанных выше оперативных подразделений.

Поскольку прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности направлен, прежде всего, на обеспечение прав, свобод и законных интересов физических лиц, нормативно-правовые пределы включают в себя общепризнанные нормы международного права, а также ряд международных договоров и соглашений по вопросам охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. К числу относятся:

Всеобщая декларация прав человека, принятая ГА ООН 10.12.1948 г.;

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый ГА ООН 16.12.1966 г.;

Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. и ФЗ РФ № 26 от 30.12.2001 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод»;

Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятую 20.04.1959 г.

Следующую группу актов составляет федеральное законодательство:

ФЗ РФ № 144 от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

Закон РСФСР № 1026-1 от 18.04.1991 г. «О милиции»;

ФЗ РФ № 40 от 03.04.1995 г. «Об органах Федеральной службы безопасности»;

Закон РФ № 2446-1 от 05.03.1992 г. «О безопасности»;

Закон РФ № 5485-1 от 27.07.1993 г. «О государственной тайне»;

ФЗ РФ № 3 от 08.01.1998г г. «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

ФЗ РФ № 128 от 25.07.1998 г. «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»;

ФЗ РФ № 45 от 20.04.1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»;

ФЗ РФ № 120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Закон РФ № 4866-1 от 27.04.1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»;

Иные федеральные законы.

Поскольку ст. 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» наряду с федеральным законодательством относит к правовой основе ОРД принятые в соответствии с ним иные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, пределы надзора также определяются подзаконными нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, а также федеральных отраслевых органов власти.

К числу указов Президента РФ относятся:

Указ Президента РФ № 1203 от 30.11.1995 г. «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;

Указ Президента РФ № 21 от 09.01.1996 г. «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»;

Указ Президента РФ № 891 от 01.09.1995 г. «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств»

Указ Президента РФ № 188 от 06.03.1997 г. «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

Среди постановлений Правительства РФ необходимо отметить:

Постановление Правительства РФ № 870 от 04.09.1995 г. «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности;

Постановление Правительства РФ № 214 от 10.03.2000 г. «Об утверждении положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию».

К числу межведомственных и ведомственных нормативно-правовых актов относится:

Приказ МВД РФ № 368, ФСБ РФ № 185, ФСО РФ № 164, ФТС РФ № 481, СВР РФ № 32, ФСИН РФ № 184, ФСКН РФ № 97, Минобороны РФ № 147 от 17.04.2007 г. «Об утверждении инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».

Иные нормативно-правовые акты.

Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, определяются также характером правоотношений. Прежде всего, надзор распространяется на конституционные правоотношения, связанные с обеспечением прав, свобод и законных интересов человека и гражданина на этапе возбуждения уголовного дела и досудебных стадиях производства по уголовному делу, ограничение которых возможно по основаниям и в порядке, установленном УПК РФ и Законом об ОРД.

Поскольку любое ограничение конституционных прав и свобод допускается только на основании судебного решения, встает вопрос о разграничении прокурорского надзора и судебного контроля. Представляется, что данные виды деятельности можно разграничить по следующим основаниям:

По форме и содержанию деятельности.

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ осуществляется в судебном заседании по правилам отдельного судебного производства, т.е. с соблюдением соответствующего регламента, ритуала и процедур, включая ограниченность по продолжительности. Осуществление прокурорского надзора в этой сфере осуществляется вне рамок процессуальных производств, в форме распорядительной деятельности, не ограниченной различными сроками и основаниями; она носит постоянный характер.

Судебный контроль и прокурорский надзор в этой сфере можно разграничь также по предмету. Предметом судебного контроля является применение мер, непосредственно направленных на ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Предметом прокурорского надзора является деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих ОРД, связанная с возбуждением перед судом ходатайств о проведении ОРМ. Хотя прокурор не имеет право препятствовать уполномоченному органу входить в суд с ходатайством о применении той или иной оперативно-розыскной меры, ограничивающей права и свободы человека и гражданина, он, тем не менее, должен применять меры прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона при возбуждении таких ходатайств, поскольку такие действия и решения органа, осуществляющего ОРД, входят в предмет надзора.

Разграничивая судебный контроль и прокурорский надзора в сфере обеспечения законности и обоснованности ОРД, следует отметить, что в предмет прокурорского надзора не входит проверка законности решения суда по результатам рассмотрения материалов о применении ОРМ. Кроме того, действующее процессуальное законодательство не предусматривает возможности обжалования и представления прокурором судебных решений по ходатайствам о применении ОРМ, направленных на ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Статья 21 Закона об ОРД устанавливает, что по требованию надзирающих прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют в прокуратуру оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ. Вместе с тем, прокурор не осуществляет надзор за законностью ведомственных актов, регулирующих организацию, тактику, методы и средства осуществления ОРМ. Обеспечения законности на данном направлении является прерогативой ведомственного контроля.

Нормативно-правовую основу прокурорского надзора за законность оперативно-розыскной деятельности помимо требований Закона о прокуратуре и Закона об ОРД составляют также положения, содержащиеся в:

Приказе Генерального прокурора РФ № 56 от 25.04.2000 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»;

Указании Генерального прокурора РФ и Директора ФСБ РФ от 18.04.2002 г. № 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «ОБ оперативно-розыскной деятельности» органами Федеральной службы безопасности».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.