КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Следовательно, предметом экологии являются системы надорганизмемного уровня - популяционные, экологические и биосфера
050(01)-99 Б. П. Усанов, Л. И. Жукова Э 40 ЭКОЛОГИЯ: Учебник для технических вузов / Л. И. Цветкова, М. И. Алексеев и др.; Под ред. Л. И. Цветковой. - М.: Изд-во АСВ, СПб.: Химиздат, 2001. - 552 с: ил. - ISBN 5 - 93093 - 096 - 1 Второе, дополненное и переработанное, издание первого российского учебника по экологии для студентов высших учебных заведений технических направлений и специальностей, лауреат конкурса Госкомвуза России 1998 г. по созданий учебников нового поколения. Содержит сведения об истории становления экологии как самостоятельной науки; о предмете экологии -экосистемах; о месте и роли Человека в биосфере; об экологических принципах, экономике и нормативно-правовой основе рационального природопользования; о глобальных моделях будущего развития и стратегии взаимодействия общества и природы; о принципах международного сотрудничества. Составлен в соответствии с Госстандартом дисциплины «Экология» (ЕНФ-05) и на основе примерной программы, рекомендованной Главным управлением образовательно-профессиональных программ и технологий Госкомвуза РФ (550 000 - технические науки). Предназначен для студентов и преподавателей вузов технических направлений и специальностей, а также для широкого круга руководящих, научных и практических работников. Табл. 31. Ил. 147. Библиогр.: 89 назв. „ 20010500000 Э----------------------------- Без объявл. ББК 57.026 ISBN 5 - 93093 - 096 - 1 © Л. И. Цветкова, М. И. Алексеев, Ф. В. Кармазинов, Е. В. Неверова-Дзиопак, Б. П. Усанов, Л. И. Жукова, 2001 © А. П. Малиновская, художник, 2001 © О. Л. Малиновская, дизайнер, 2001 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ко второму изданию................................................. 6 Введение...................................................................................... 13 Часть I. Основы общей экологии Глава 1. История экологии 1.1. Зарождение основ экологии.................................... 18 1.2. Появление науки экологии....................................... 24 1.3. Современная экология............................................ 28 Контрольные вопросы...................................................... 35 Глава 2. Экосистемы - предмет экологии 2.1. Предмет экологии.................................................... 38 2.2. Свойства и функции экосистем................................ 46 2.3. Саморегуляция и стабильность экосистем.............. 56 2.4. Экологические сукцессии........................................ 64 2.5. Примеры экосистем................................................. 71 Контрольные вопросы..................................................... 85 Глава 3. Энергия в экосистемах 3.1. Преобразование энергии в экосистемах.................. 88 3.2. Потоки энергии в пищевых цепях........................... 102 3.3. Использование энергии........................................ 116 Контрольные вопросы и упражнения............................. 128 Глава 4. Круговорот веществ 4.1. Глобальный круговорот веществ.......................... 132 4.2. Циклы газообразных веществ................................ 138 4.3. Осадочные циклы.................................................. 149 4.4. Возврат веществ в круговорот.............................. 159 Контрольные вопросы.................................................. 164 Глава 5. Экологические факторы 5.1. Среда обитания и условия существования............ 168 5.2. Экологическая пластичность................................ 182 5.3. Лимитирующие факторы........................................ 186 з 5.4. Взаимодействие и компенсация факторов............. 192 5.5. Антропогенные лимитирующие факторы.............. 196 Контрольные вопросы.................................................... 201 Глава 6. В. И. Вернадский о биосфере 6.1. Биосфера - живая оболочка Земли....................... 204 6.2. Биосфера и космос............................................... 213 6.3. Живое вещество.................................................... 216 6.4. Эволюция биосферы............................................. 221 Контрольные вопросы.................................................... 229 Глава 7. Методы изучения экосистем 7.1. Натурные наблюдения, и эксперименты................. 232 7.2. Моделирование..................................................... 238 7.3. Схема системного исследования........................... 249 Контрольные вопросы................................................... 255 Часть II. Основы прикладной экологии Глава 8. Глобальные экологические проблемы 8.1. Демографические проблемы................................. 258 8.2. Энергетические проблемы..................................... 272 8.3. Загрязнение воздуха.............................................. 288 8.4. Загрязнение воды.................................................. 304 8.5. Деградация наземных экосистем........................... 316 Контрольные вопросы................................................... 325 Глава 9. Окружающая среда и здоровье человека 9.1. Состояние биосферы и болезни............................ 328 9.2. Биологические факторы риска............................... 331 9.3. Химические факторы.............................................. 335 9.4. Физические факторы.............................................. 340 9.5. Добровольный риск............................................... 350 Контрольные вопросы.................................................. 359 Глава 10. Основы права и нормирование качества окружающей природной среды 10.1. Основы экологического права............................ 362 10.2. Гигиеническое нормирование.............................. 374
10.3. Экологическое нормирование............................. 388 10.4. Регламентация выбросов загрязнений в окружающую среду.......................................... 400 Контрольные вопросы и упражнения............................. 411 Глава 11. Экологические принципы охраны природы 11.1. Мониторинг......................................................... 414 11.2. Экономические аспекты охраны природы........... 430 11.3. Инженерная защита окружающей среды............. 446 11.4. Принятие решений и управление......................... 468 11.5. Международное сотрудничество........................ 473 Контрольные вопросы................................................... 483 Глава 12. Стратегия взаимодействия общества и природы 12.1. Конфликт между обществом и природой............ 486 12.2. Концепции и глобальные модели будущего мира 491 12.3. Программа на XXI век.......................................... 500 Контрольные вопросы.................................................... 511 Заключение................................................................................ 512 Список использованной литературы........................................... 518 Основные термины и понятия..................................................... 523 Список аббревиатур................................................................... 545 Об авторах................................................................................. 548 About Authors.............................................................................. 550 Предисловие ко 2-му изданию Авторы благодарны всем рецензентам и, в первую очередь, коллективу кафедры экологических основ природопользования Санкт-Петербургского государственного технического университета: зав. кафедрой д-ру техн. наук, проф. М. П. Федорову, канд. биол. наук, доц. Н. Н. Ролле, канд. биол. наук, доц. М. Б. Шилину, д-ру биол. наук, проф. Э. И. Слепяну и др. Чрезвычайно полезными были отзывы и замечания специалистов, поступившие после выхода в свет первого издания учебника: академика РАН К. Я. Кондратьева, д-ра техн. наук, проф. А. А. Музалевского, д-ра биол. наук, проф. Государственной лесотехнической академии В. А. Соловьева, зав. кафедрой промышленной экологии Московского государственного индустриального университета проф. Е. А. Резчикова и др., которым авторы также очень признательны. Рецензенты отметили, что дискуссионный характер некоторых положений вполне оправдан стремительным развитием науки экологии на современном этапе. Они обратили внимание на необходимость создания в будущем единой терминологии, которая облегчала бы взаимопонимание специалистов естественнонаучных и технических направлений. Авторы считают необходимым подчеркнуть, что в издании учебника неоценимую помощь оказало ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», без поддержки которого ни первое, ни второе издание книги было бы невозможно. Кроме того, авторы благодарят сотрудников АО «Балтвод» и кафедры водоотведения и экологии СПб ГАСУ за помощь, оказанную при подготовке учебника к изданию. Мы будем признательны читателям за отзывы, пожелания, критические замечания и полезные советы. ВВЕДЕНИЕ Во второй половине XX столетия слово экология стало модным. Любой исследователь или специалист, желающий быть современным, занимается экологией. Но экологические проблемы, которые интересуют биолога, отличаются от проблем, рассматриваемых физиком, инженером, экономистом, юристом или социологом. Каждый из них вкладывает в это слово до такой степени различный смысл, что непосвященному человеку трудно определить, чем занимается экология и что это за наука? Термин ЭКОЛОГИЯ (гр. oikos - дом, жилище, родина, logos - учение, наука) ввел в 1 866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель, который выделил в самостоятельную науку и назвал этим словом раздел биологии, изучающий совокупность взаимосвязей между живыми и неживыми компонентами природной среды. Экология имеет общий корень со словом экономика, которое буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства». К сожалению, экономика иногда вступает в противоречие с экологией. Стремясь к сиюминутным экономическим выгодам, человек невольно разрушает свой природный дом. Среди различных материальных «домов», где живет человек, экология имеет дело с величайшим из них - биосферой. Биосфера (гр. bids - жизнь, sphaira - поверхность шара) - ЭТО ЖИВОЯ оболочка Земли, т. е. система живых организмов и среды, которая функционирует и развивается как единое целое. Организмы не только приспосабливаются к среде обитания, но и приспосабливают среду к себе, образуя вместе сложную систему регуляции условий, обеспечивающих жизнь на планете. Именно организмы сыграли основную роль в формировании геохимической среды Земли, благоприятной для их существования. Из всех живых организмов человек более других пытается изменить природу, используя и приспосабливая ее к своим нуждам. С развитием науки и техники люди получают все более мощные Введение
Введение
орудия воздействия на природу. Это позволяет им вторгаться в микро- и макромиры, во все процессы, протекающие в биосфере. Вот что писал В. И. Вернадский еще в 1925 г.: «Человек уничтожил девственную природу. Он внес в нее массу неизвестных ранее химических соединений и форм жизни - культурных пород животных и растений. Он изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришел в состояние непрестанных потрясений». В своей деятельности человек, как правило, не осознает, что нарушает закономерности протекания природных процессов, вызывает нежелательные для себя изменения и не предвидит последствия. До некоторых пор природные механизмы саморегуляции биосферы компенсировали возмущающие антропогенные (гр. anthropos - человек, genos - происхождение) воздействия, однако, на современном этапе развития планеты система производства и размах человеческой деятельности достигли масштабов, сопоставимых с масштабами природных явлений. По словам В. И. Вернадского, «человечество стало геологической силой, сравнимой с силами самой природы». Действительно, подземные ядерные взрывы по мощности сравнимы со слабыми и средними сейсмическими толчками; аварии на атомных электростанциях; утечки ядовитых веществ на химических заводах; потери вредных веществ при транспортировках и хранении и т. п. - все эти техногенные катастрофы, не говоря уже об угрозе ядерной войны, вполне сопоставимы с крупными природными катаклизмами. Разрушительная деятельность человека уже сейчас часто превышает возможности биосферы компенсировать антропогенные воздействия и порождает конфликт между обществом и природой, создает проблемы, которые получили название экологических. В последний, наиболее краткий период своей истории человечество достигло такой численности и приобрело такую техногенную мощь, что стало представлять потенциальную опасность для жизни на Земле. Экологический кризис - это не только угроза дикой природе и загрязнение. Кризис касается и самих людей и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить. Эволюция природных процессов и явлений, в том числе и человека, в конечном счете вызвала озабоченность мирового сообщества судьбой биосферы, представляющей собой ныне нераздельное единство природных, техногенных и духовных элементов. Поэтому угроза существованию земного дома связана с угрозой разрушения и дома духовного. Изучение экологии отличается от изучения других дисциплин, например, химии, биологии, математики, гидравлики или экономики. Почему? Потому, что это междисциплинарная наука, требующая знания естественных (биология, геология, химия, физика, география и др.), технических (безотходые технологии, материаловедение, энергетика и др.) и социальных (экономика, политика, этика и др.) наук для понимания общих закономерностей природных, техногенных и социальных глобальных процессов и нашей роли в этом мире. Решение экологических проблем требует огромной работы во всех областях науки и техники. И теоретическим фундаментом всей природоохранной деятельности является наука экология. Только знание объективных законов развития природных, техногенных и социальных процессов позволит поладить с природой и разрешить социальные конфликты. Природоохранные мероприятия, не обоснованные научно, бесполезны, а иногда даже вредны, как в экологическом, так и в экономическом отношении, а их реализация создает лишь иллюзию защиты природы и здоровья человека. Экологические проблемы являются общечеловеческими, так как биосфера не признает государственных границ. Общечеловеческие проблемы порождают и общечеловеческие задачи. Сохранить жизнь на Земле - более важной задачи перед человечеством не стоит. Фундаментальные естественнонаучные дисциплины в технических вузах традиционно были представлены лишь физико-математи- Введение
ческими и химическими науками, такими как математика, физика, химия, информатика, теоретическая механика и т. п. Теперь в цикл этих дисциплин введена экология, так как в современных условиях необходима ликвидация пробела в фундаментальном образовании с целью повышения экологической грамотности в контексте общечеловеческой культуры и цивилизации. Новая дисциплина для студентов технических направлений и специальностей призвана: - познакомить студентов с основами фундаментальной экологии; - изменить природопотребительскую психологию людей; - способствовать формированию экологического мировоззрения и представлений о человеке как части природы; - научить видеть последствия влияния профессиональной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; - убедить в необходимости научно обосновывать природоохранные мероприятия; - научить находить пути компромисса между экономическими и экологическими интересами людей; - помочь осознать ценность всего живого и невозможность выживания человечества без сохранения биосферы; - попытаться научить переводить первозданные природные Авторы не считают, что целью обучения является усвоение максимально большого объема информации. Полезнее научиться «просеивать» горы информации и различных точек зрения на события, чтобы найти правильные решения локальных, национальных и глобальных проблем. Авторы не претендуют на исключительность предложенных ими концепций. Студенты могут не всегда соглашаться с тем, что излагается в учебнике, но они должны научиться обосновывать свою позицию. часть I ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭКОЛОГИИ ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ЭКОЛОГИИ Глава 2. Экосистемы - предмет экологии 2.1. Предмет Во второй главе этой книги дан ответ на воп- экологии рос, что является предметом науки экологии. Определить предмет экологии позволяет концепция организации живой оболочки Земли - биосферы. Биосфера состоит из биологических систем - биосистем разного уровня сложности и организации. Биосистемы - это природные системы, в которых живые компоненты, называемые биотическими, упорядоченно взаимодействуют с неживой физической средой, т. е. абиотическими компонентами, составляя с ними единое целое. Биосистемы связаны между собой иерархической структурой, образуя как бы «служебную лестницу жизни». Согласно современным представлениям на «лестнице жизни» выделяют шесть ступенек, которые гипотетически могут быть продолжены и вверх, и вниз (рис. 2.1). Абиотические компоненты Рис. 2.1. Иерархия уровней организации живой материи: 1 - генетические системы; 2 - клеточные системы; 3 - системы органов; 4 - системы организмов; 5 - па пуляционные системы; 6 - экологические системы (экосистемы) Глава 2. Экосистемы - предмет экологии По мере продвижения биосистем от низших ступенек к высшим уровень организации входящих в них биотических компонентов усложняется: гены, клетки, органы, организмы, популяции, сообщества. Абиотические компоненты на всех уровнях представлены веществами и энергией, которые формируют все факторы неживой физической среды. Биотические и абиотические компоненты вместе образуют соответствующие биосистемы, расположенные снизу вверх в следующем порядке: 1) генетические системы, 2) клеточные системы, 3) системы органов, 4) системы организмов, 5) популяционные системы, 6) экологические системы, или экосистемы. Деление иерархии на ступени условно, так как каждый уровень взаимосвязан с соседними уровнями в функциональном смысле. Например, гены не могут функционировать в природе вне клетки, клетки многоклеточных - вне органов, органы - вне организма и т. д. Иными словами, системы низших ступеней (подсистемы) интегрированы в системы высших ступеней (надсис-темы). Экосистема не жизнеспособна без взаимосвязи с популяционными системами и биосферой в целом. В то же время сообщество не может жить, если в нем не происходит круговорот веществ и не поступает энергия извне, т.е. отсутствуют абиотические компоненты. Все экосистемы вместе образуют биосферу Земли. Биосистемы разных уровней являются предметом изучения различных дисциплин: генетические системы изучает генетика (гр. genelikos - наследственный), КЛвТОЧНЫв - ЦИТОЛОГИЯ (гр. kytos - клетка), органы - физиология (гр. physis - природа, природные функции), отдельные разделы медицины и др. Более высокоорганизованные системы уже не укладываются в рамки одной дисциплины. Организмы, например, рассматривают разнообразные разделы ботаники И зоологии: альгология (лат. alga - водоросль), мик робиология (гр. mikros - малый), МИКОЛОГИЯ (гр. mykes - гриб), ИХТИОЛОГИЯ (гр. ichthys - рыба), ОРНИТОЛОГИЯ (гр. ornis - птица), антропология (гр. antropos - человек) И Т. П.
3 9 Глава 2. Экосистемы - предмет экологии Глава 2. Экосистемы - предмет экологии
Системы, которые расположены выше уровня организмов: по-пуляционные системы, экосистемы, биосферу в целом - изучает экология. Популяционные системы - это биосистемы, в которых биотические компоненты представлены, как сказано выше, популяциями. Популяция - это совокупность разновозрастных особей одного вида, обменивающихся генетической информацией, объединенных общими условиями существования, необходимыми для поддержания численности в течение длительного времени: общность ареала, происхождение, свободное скрещивание и др. В отличие от отдельных организмов, популяция характеризуется рядом признаков, носителями которых является группа, но не отдельные особи: плотность, рождаемость, смертность, возрастная структура, распределение в пространстве, кривая роста и др. Кроме «групповых свойств», популяции обладают и «биологическими свойствами», присущими как популяции, так и входящим в нее организмам. Одной из самых важных характеристик популяции является ее возрастная структура, определяющая кривую роста численности популяции, степень ее зрелости и стабильности. В быстрорастущих популяциях значительную долю составляют молодые особи; в популяциях, находящихся в стабильном состоянии, возрастное распределение относительно равномерно, а в отмирающих популяциях молодые особи составляют меньшую долю от общей численности популяции (рис. 2.2). Экологические системы, т.е. экосистемы занимают центральное место в экологии. Популяции в экосистемах объединяются в сообщество организмов - биоценоз. Возраст Развивающаяся Стабильная Вымирающая популяция популяция популяция Рис. 2.2. Возрастная структура популяций Термин экосистема, как упоминалось, был предложен в 1935 г. английским экологом А. Тэнсли. Сторонники системного подхода для обозначения природных комплексов использовали и другие термины: биокосное тело (В. И. Вернадский, 1924), биогеоценоз (В. Н. Сукачев, 1942), холон (А. Костлер, 1969) и др. Только в конце XX века, когда была разработана общая теория систем, утверждается термин экосистема. Биоценоз - это сообщетсво всех организмов экосистемы, которые живут в определенном пространстве абиотической среды - биотопе. Биоценоз и биотоп функционируют как единое целое, образуя экосистему (рис. 2.3). Рис. 2.3. Экосистема Структура экосистемы формируется потоком энергии и круговоротом веществ.
4 1 Глава 2. Экосистемы - предмет экологии
Глава 2. Экосистемы - предмет экологии
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |