КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ответственность за экологические правонарушениянесут лица, не соблюдающие экологические законы и наносящие ущерб окружающей природной среде и человеку. Экологические нарушения отражают объективное противоречие в системе «общество - природа»: удовлетворяя экономические потребности, человек, как правило, наносит вред природной среде, а тем самым и своему здоровью. Хозяйственная деятельность неизбежно воздействует на природную среду. Эти воздействия могут быть нормативными и сверхнормативными. По характеру причиненного ущерба экологические правонарушения делятся на пять групп: 1) загрязнение природной среды; 2) нерациональное Глава 10. Основы права и нормирование качества окружающей природной среды использование природных ресурсов; 3) истощение ресурсов; 4) повреждение или уничтожение природных объектов; 5) разрушение природных экосистем, т. е. нарушение экологического равновесия, приводящее к их деградации. В зависимости от причиненного ущерба к виновным в экологических правонарушениях применяются различные санкции: 1) уголовные; 2) административные; 3) экономические; 4) дисциплинарные. Если должностные лица и граждане совершают общественно опасные деяния и посягают на установленный в России экологический правопорядок, причиняют вред окружающей природной среде и здоровью человека, то эти деяния классифицируются как , а виновные несут уголовную ответственность в соответствии с УК РФ (рис. 10.6). Из общего числа осужденных в 1995 г. только 200 человек приговорены к наказанию в виде лишения свободы, из них: до 1 года - 127 чел. (63,5 %), до 2 лет - 53 (26,5 %), до 3 лет - 15 [7,5 %) и до 5 лет - 5 (2,5 %). Условно осуждены 1 177 чел., а 1007 чел. освобождены по амнистии и другим основаниям. Чаще всего экологические правонарушения наказываются в административном порядке (ст. 84 Закона ООПС). Однако применение административной ответственности пока еще носит выборочный характер и эффективность этих санкций недостаточна. В 1995 г. только 5 человек были лишены права занимать определенную должность, а 131 - наказаны конфискацией имущества. По данным отдела судебной статистики Минюста РФ, число осужденных за экологические преступления с 1991 по 1995 г. составило 15 073 человек (табл. 10.1). Основная масса выбросов и сбросов загрязняющих веществ регулируется путем применения мер экономической ответственности, т. е. обязательными платежами за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и хранение твердых отходов. К дисциплинарной (ст. 82 Закона ООПС) ответственности по представлению прокуратуры в 1995 г. было привлечено 2867, а к материальной (ст. 83 Закона ООПС) - 1379 человек.
Глава 10. Основы права и нормирование качества окружающей природной среды Рис. 10.6. Экологические статьи Уголовного кодекса РФ (от 24 мая 1996 г.) Глава 10. Основы права и нормирование качества окружающей природной среды Однако число возбуждаемых уголовных, административных и иных дел явно не соответствует числу реально совершаемых преступлений и правонарушений в сфере экологии. Таблица 10.1 Число осужденных за нарушение природоохранного законодательства с 1991 по 1995 г. Возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Закон ООПС предусматривает возмещение ущерба в связи с нанесением вреда природной среде (ст. 88), а также здоровью человека в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды (ст. 89). Ущерб возмещается и в том случае, если вред нанесен имуществу граждан (ст. 90). Гражданин, здоровью которого причинен вред, на основании медико-социальной экспертизы предъявляет иск в народный суд. При этом истец освобождается от пошлин и издержек, связанных с экспертизой и подготовкой дела к слушанию. Суд предъявляет иск государству, имеющему специальные внебюджетные фонды для компенсации причиняемого вреда (ст. 126, 130, 1 31 Основ гражданского законодательства РФ и ст. 89, 90 Закона ООПС).
Глава 10. Основы права и нормирование качества окружающей природной среды Однако несмотря на существующие нормы по возмещению ущерба здоровью граждан, практика их применения развита очень слабо, прежде всего из-за сложной системы доказательств. Кроме того, граждане, как правило, не знают о порядке возмещения ущерба и не верят в его действенность. Механизмы возмещения вреда здоровью человека показаны на рис. 10.7. Рис. 10.7. Механизм возмещения вреда от загрязнения природной среды (по В. В. Петрову, 1996, с изменениями) Разрешение споров в области охраны окружающей среды между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами регулируется ст. 78, 79, 80 Закона ООПС. Таким образом, закон РФ «Об охране окружающей природной среды» является основным правовым документом в этой области и ориентирован на установление принципиальных положений, определяющих развитие природоохранной системы в целом. Но за время, прошедшее с момента его принятия, законодательство в Глава 10. Основы права и нормирование качества окружающей природной среды области природоохранной деятельности существенно расширилось, и прежде всего за счет принятия федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О недрах», «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире», «О государственной экологической экспертизе», Водного кодекса РФ и других документов, детализирующих регламент правоотношений в соответствующих областях. Принципиально новым в законе «О государственной экологической экспертизе» явилось то, что такую экспертизу должны проходить не только технические проекты, но и проекты правовых актов, включая указы Президента, реализация которых может привести к отрицательным воздействиям на окружающую среду. В 1995 г. Правительство представило в Государственную думу проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон об охране окружающей природной среды», разработанный Минприроды РФ. В проекте есть очень важное положение о создании скоординированной и консолидированной системы природно-ресурсных ведомств, осуществляющих согласованную деятельность в области обеспечения экологической безопасности России. К сожалению, в 2001 г. Дума приняла к Закону ООПС поправки, разрешающие ввоз на территорию России отработанного радиоактивного топлива для переработки. К числу первоочередных задач формирования законодательной базы следует отнести: устранение противоречий между различными правовыми документами; разработку юридических норм, регламентирующих порядок расходования средств, собранных в виде платежей за загрязнения и правонарушения. В Закон должны быть внесены изменения и дополнения, исключающие использование экологических фондов для мероприятий, не обеспечивающих решение реальных экологических проблем. Нормирование качества окружающей природной среды - центральная идея Закона ООПС. Этому вопросу закон отводит самостоятельный IV раздел (ст. 25 - 34).
Глава 10. Основы права и нормирование качества окружающей природной среды
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |