КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стратегические мероприятия - это разработка ресурсосберегающих и малоотходных технологий, которые должны стать инженерным идеалом. 3 страница
Чем выше значение К, тем больше вероятность ухудшения состояния среды. Разумеется, показатель К условный, однако, вычисление его значения чрезвычайно полезно для сравнения вариантов решения при выборе природоохранных мероприятий. Разность между значением К для исходного состояния системы (K0)и состояния, соответствующего выбранному решению (Ks) определяется как показатель эффективности варианта решения (Эs): (11.25) Положительные значения показателя Э5 соответствуют улучшению состояния окружающей природной среды по сравнению с исходным, а отрицательные - свидетельствуют об ухудшении ее состояния. Показатель эффективности является удобным инструментом для сравнения и оценки вариантов решений и выбора оптимального способа охраны среды. Управление качеством окружающей среды и принятие решений возможны при наличии ясного представления об экономической эффективности затрат на средозащитные мероприятия и о размерах предотвращаемого ущерба. Только тогда можно прогнозировать, экономически стимулировать и оценивать направления научно-технического прогресса. В условиях развитого индустриального общества неизмеримо возрастает роль природных факторов в общественном производстве. Необходимо стремиться к минимизации затрат общественного труда, рациональному распределению и использованию природных ресурсов, чтобы сохранить качество природной среды на уровне, обеспечивающем нормальные условия жизни людей в настоящее время и в обозримом будущем. Важно также уметь правильно оценивать социально-экономические последствия принятых решений. В конечном счете эффективность охраны природы и рационального природопользования должна выразиться в приросте национального дохода, повышении социального и экологического потенциалов. Чтобы избежать негативных последствий, общество разработало систему регулирования природоохранной деятельности. Основными функциями управления являются: контроль за использованием ресурсов, защита воздуха, воды, почвы от загрязнения, сохранение экологического равновесия в природных экосистемах и прогнозирование их состояния. Желаемых целей можно достичь двумя путями: реорганизацией экономической и хозяйственной деятельности и защитой непосредственно природных объектов. Это означает, что в эколого-экономической системе должен
Глава 11. Экологические принципы охраны природы Глава 1 1. Экологические принципы охраны природы
присутствовать особый блок, который воспринимает информацию от природных экосистем о происходящих изменениях, оценивает возможные отрицательные последствия и передает команду управляющему блоку. В качестве блока управления могут выступать органы власти или специально уполномоченные службы. Они получают информацию о состоянии природных объектов на основе мониторинга и предписывают предприятию сокращение выбросов или сбросов, используют экономические рычаги управления (корректируют плату за загрязнение и т. п.). Конкретные способы выполнения предписаний выбирает само предприятие. Это могут быть строительство новых очистных сооружений, изменение технологий, замена топлива или сырья, приостановка устаревших производств. Основными принципами при принятии решений должны быть: - анализ результатов предполагаемых действий; - учет взаимосвязей экономической и социальной деятельности с состоянием окружающей природной среды. Для совершенствования системы управления окружающей средой в первую очередь необходимы введение новых оценочных показателей, нормативов, отработка механизмов взаимодействия между природоохранными подразделениями. Основными направлениями совершенствования системы управления являются: - улучшение системы информационного обеспечения; - поиск эколого-экономического оптимума при установке нормативов выбросов и уровня допустимого загрязнения; - совершенствование структур и подразделений, участвующих в управлении качеством природной среды и природопользованием, координация их деятельности, подчинение решению глобальных задач; - совершенствование экономического механизма управления; - создание механизмов выполнения целевых программ по 11.5. Международное Природа Земли едина, ее законы все- сотрудничество общи. Она не знает ни государственных, ни административных границ. Поэтому национальные усилия в природоохранной деятельности приносят результаты только тогда, когда согласуются с межнациональными мерами в этой области. Осознание объективной необходимости объединить усилия мирового сообщества для решения глобальных экологических задач приходило постепенно, по мере нарастания угрозы экологического кризиса в масштабах планеты. Международно-правовые принципы. Одно из важнейших направлений международного сотрудничества - международно-правовая охрана окружающей среды, которая должна опираться на общепризнанные нормы международного права. Основные правовые принципы были выработаны совместными усилиями членов международного сообщества (государств, международных организаций и конференций). Они изложены во многих документах, основными из которых являются: решения генеральной Ассамблеи ООН (1962, 1968, 1980), решения Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975), Всемирная Хартия природы (1986), решения Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992, 1996), Пан-Европейская Конвенция о Стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия (София, 1995), Конвенция по доступу к экологической информации (Орхус, 1998) и др. Правда, последний документ Россия не подписала. В обобщенном и кратком виде эти принципы можно сформулировать следующим образом: - приоритетность экологических прав человека; - суверенитет государств на природные ресурсы своей территории; - недопустимость экологического благополучия одной страны за счет нанесения экологического вреда другой;
Глава 1 1. Экологические принципы охраны природы Глава 11. Экологические принципы охраны природы
- экологический контроль на всех уровнях; - свободный международный обмен экологической информацией; - взаимопомощь государств в чрезвычайных обстоятельствах; - разрешение эколого-правовых споров мирными средствами. Названные выше принципы международного сотрудничества в области охраны природы распространяются и на отношения России со странами СНГ. В феврале 1992 г. представители этих стран в Москве подписали Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды. Для координации экологической деятельности стран СНГ создан Межгосударственный экологический совет (МЭС), секретариат которого является постоянно действующим органом. Основан также международный экологический фонд стран СНГ в Минске. В России законодательно закреплен примат международного права над внутренним правом в области охраны природной среды и использования ресурсов (ст. 93 Закона ООПС). Принципы ясны, но в их реализации остаются проблемы. Еще не было случая, чтобы международное правило действовало автоматически с момента его принятия и утверждения. Практика показала, что для введения в действие международных договоров в России всегда предварительно принимались соответствующие постановления правительства. Поэтому международные договоры пока только некое разрешение на вход международно-правовых норм в национальные отношения. Объекты международного сотрудничества - это такие объекты, по поводу которых разные страны вступают в экологические отношения (рис. 11.21). Среди них выделяют две категории объектов: не входящие и входящие в юрисдикцию государств. Первые - это воздушный бассейн, космос, Мировой океан, Антарктика, мигрирующие виды животных. Эти объекты охраняются и используются в соответствии с нормами международного экологического права. Вто- рые - это объекты, входящие в юрисдикцию государств: международные реки, моря, озера; объекты мирового природного наследия, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений. Рис. 11.21. Основные объекты международного сотрудничества (по В. В. Петрову, 1996) Воздушный бассейн нуждается в глобальной охране. Первостепенное значение имеют договоры о запрещении испытаний и применения оружия массового уничтожения - ядерного, биологического, химического и др. Большую опасность представляют трансграничные загрязнения атмосферы кислотные дожди, озоноразрушающие вещества и др.). На Венской встрече министров иностранных дел в 1986 г. было принято решение о сокращении выбросов и на 30 - 50 % до 1995 г. в надежде остановить потепление климата и сократить число кислотных дождей. Однако это решение полностью не выполняется. принадлежит всему мировому сообществу, которое выразило свое отношение к нему в двух документах: Декларации правовых принципов деятельности по использованию космического пространства (1963) и Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967). В них сформулировано следующее положение: космос - достояние всего человечества; недопустимы национальное присвоение его частей, загрязнение космического пространства и использование его в военных целях. Однако в настоящее время в околоземном
474 Глава 11. Экологические принципы охраны природы Глава 1 1. Экологические принципы охраны природы
пространстве уже находится около 3,5 млн т космического мусора. Если не принять меры, то через 20-30 лет космические полеты могут стать невозможными. Мировой океан сосредоточивает 96 % воды земного шара; оказывает решающее влияние на климат планеты; это источник биологических, минеральных, энергетических ресурсов. Поэтому охране мирового океана посвящены около 25 правовых и нормативных международных документов, а также ряд решений, соглашений, резолюций и договоров. Среди них большое значение имеют запрещение загрязнения океана нефтью, химическими и радиоактивными веществами, другими вредными отходами. На глобальном уровне действуют также Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов моря (1958) и Конвенция ООН по морскому праву (1982). Они провозглашают право государств на промысел животных с учетом международных норм. На национальном уровне рыболовство регулируется вне пределов территориальных вод лишь в зонах юрисдикции прибрежных государств, которые установлены Женевской конвенцией 1958 г. Антарктика - подлинный международный объект охраны природы. Принципы охраны и использования южного материка регулируются отдельным Договором об Антарктике (1959). Его основные положения - свобода научных исследований, запрет военных мероприятий, охрана живых ресурсов. Разделяемые международные природные ресурсы - ресурсы находящиеся в пользовании двух или более суверенных государств: например, Балтийское море, река Дунай, Великие озера (США и Канада) и др. Основой регулирования охраны и использования таких объектов являются договоры, заключаемые заинтересованными странами. Для управления международным объектом создаются на паритетных началах постоянно действующие органы - комиссии, комитеты. Так, органом управления по Дунаю является Дунайская комиссия, по Балтийскому морю -Балтийский совет, Хельсинкская комиссия (Хелком) и др. В ноябре 1972 г. конференцией ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия: заповедников, национальных парков, резерватов, памятников культуры, независимо от их государственной принадлежности. Эти объекты принимаются на международный учет. Международные организации оказывают материальную помощь в их содержании. Международные организации и конференции. Охраной окружающей природной среды занимаются многие международные организации. Ведущая роль принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированным органам. Одним из главных органов ООН является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют национальные и региональные комиссии и комитеты.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана в декабре 1972 г. ЮНЕП имеет Совет управляющих, Совет по координации и Фонд окружающей среды. К первоочередным направлениям деятельности ЮНЕП относятся: 1) здоровье человека; 2) охрана земель и пресных вод; 3) защита мирового океана; 4) охрана животных и генетических ресурсов; 5) энергетические ресурсы; 6) образование; 7) торговля, экономика, технология. В рамках ЮНЕП работают и другие международные организации (рис. 11.22).
Глава 11. Экологические принципы охраны природы Глава 11. Экологические принципы охраны природы
Организация объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО) создана в 1948 г.; штаб-квартира находится в Париже. Основные направления ее деятельности: - руководство экологическими программами, в которых занято свыше 100 государств. Например, «Человек и биосфера», Международная программа по образованию и др.; - учет и организация охраны объектов, отнесенных к всемирному наследию; - оказание помощи развивающимся странам в подготовке Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) также учрежден в 1948 г. Эта неправительственная организация представляет около 100 стран. По инициативе МСОП ведется Красная книга. Основные задачи МСОП: - сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира; - сохранение редких и исчезающих видов; - организация заповедников, резерватов, национальных парков. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) образована в 1946 г., занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой, консолидируется с ЮНЕП, МАГАТЭ и др. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) образовано в 1957 г. для обеспечения ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения. Неподчинение государств требованиям МАГАТЭ может вызвать применение экономических санкций по решению Совета Безопасности ООН. Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) создана в 1947 г. Ее основная задача - изучение и обобщение воздействий человека на климат планеты. Она работает, главным образом, в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Международная морская организация (ИМО) создана в 1948 г., действует в области морского судоходства и охраны моря от загрязнения. При ее участии разработаны конвенции по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН (ФАО) организована в 1945 г. Сфера ее деятельности - сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы. ФАО подготовила почвенную карту мира, участвует во многих экологических программах, активно сотрудничает с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП. Помимо названных ведущих международных организаций, в мировом сообществе функционирует множество структур природоохранного профиля: например, Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ), Бюро ООН по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО), Европейская экономическая комиссия - ЕЭК (занимается внедрением мало- и безотходных технологий), Хельсинкский комитет по охране Балтийского моря (Хелком) и многие другие. Из международных конференций следует отметить четыре. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (5-16 июня 1972 г.) приняла два основных документа: Декларацию принципов и План мероприятий. Первый включает 26 принципов, из которых основные: - право человека на благоприятные условия жизни и качество - сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений; - экономическое и социальное развитие, в котором решающее значение имеет улучшение окружающей среды; - суверенное право государств на использование своих природных ресурсов и ответственность за ущерб, наносимый окружающей среде;
Глава 11. Экологические принципы охраны природы Глава 11. Экологические принципы охраны природы
- избавление людей и природы от последствий применения В Плане мероприятий обозначены пути решения организационных, экономических, политических задач во взаимоотношениях государств при международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе проходило в Хельсинки в августе 1975 г. с участием всех европейских стран, США и Канады. Совещание приняло Заключительный акт, в котором отражены вопросы политической и экологической безопасности. Для реализации хельсинкских соглашений позже были приняты несколько документов: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха (1979), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и др. представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) прошла в ноябре 1986 г. В итоговом документе содержатся следующие рекомендации: - сокращение выбросов серы на 30 % до 1995 г., снижение выбросов углеводородов и других загрязняющих атмосферу веществ; - разработка способов захоронения опасных отходов, альтернативных захоронению в море; - развитие совместной программы наблюдений за распространением загрязнений на большие расстояния в Европе (ЕМЕП); - сокращение производства озоноразрушающих веществ; - исследование роли в глобальном потеплении климата. проходила в Рио-де-Жанейро 3-14 июня 1992 г. Конференция была организована для подведения итогов 20-летней деятельности по охране природы после Стокгольмской конференции. В ней участвовало 15 тысяч делегатов из 178 стран мира. Основным итоговым документам посвящен специальный раздел учебника (12.3). Межгосударственное сотрудничество РФ. В последние годы деятельность по международному природоохранному сотрудничеству в России значительно активизировалась. Одним из важнейших направлений стало участие в общеевропейском процессе под названием «Окружающая среда для Европы». В октябре 1995 г. в Софии прошла первая Общеевропейская конференция министров окружающей среды. В ходе ее подготовки РФ активно взаимодействовала с Комитетом по экологической политике ООН. Основными итоговыми документами были «Декларация министров» и «Экологическая программа для Европы». Затем эти конференции, неизменным участником которых была Россия, проходили ежегодно. На состоявшейся в 1995 г. XVIII сессии Совета управляющих ЮНЕП принят ряд решений об оказании содействия странам с переходной экономикой. Развиваются контакты с Экономической и социальной комиссией стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). С 1995 г. Россия - полноправный член ЭСКАТО. Делегация России приняла участие в работе 3-й сессии Комитета ООН по устойчивому развитию (Нью-Йорк, апрель 1995). Разработана и представлена Международному оргкомитету Европейского года окружающей среды программа его проведения в России. В рамках сотрудничества с МСОП представители РФ добились выделения специальной программы по странам СНГ с особым блоком России. По линии Всемирного фонда дикой природы (ВВФ) подписан Меморандум о взаимопонимании между республикой Саха (Якутия) и отделением ВВФ в Швеции. По линии МАГАТЭ проведены два совещания экспертов (Россия, США, Норвегия) по проблеме использования отработанного топлива атомных лодок и радиоактивных отходов. Реализуется более 20 международных конвенций и соглашений. В связи с ратификацией РФ Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) активизируется работа по выполнению международных обязательств в ее рамках. В список всемирного
Глава 11. Экологические принципы охраны природы Глава 1 1. Экологические принципы охраны природы
наследия включен массив первичных лесов Печоро-Ильчинского заповедника в Республике Коми. Постоянно продолжается работа по Конвенции о защите морской среды региона Балтийского моря (Хелком, 1974). Российская делегация приняла участие в работе 16-й сессии Хелком (1994), где обсуждались итоги работы за двадцатилетний период, а также бюджет на последующие годы; в 1995 г. был выработан согласованный план мероприятий по подготовке России к 17-й сессии. 6 февраля 1995 г. РФ и Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) подписали соглашение о займе на сумму 110 млн долларов США для финансирования проектов по управлению окружающей средой. В этой связи Правительство РФ приняло два постановления: № 808 и № 809. 30 августа 1995 г. соглашение вступило в силу. Основная цель этого проекта -создание условий для снижения экологического ущерба в особо опасных районах России (на Верхней Волге, Среднем Урале и Нижнем Доне). Созданы федеральные и региональные Комитеты по оказанию технической помощи по следующим направлениям: 1) экологическая политика и регулирование; 2) экологическая эпидемиология; 3) управление качеством воды и водными ресурсами; 4) управление опасными отходами. Проводятся международные конкурсные торги для выбора фирм-консультантов и фирм-поставщиков товаров и услуг в интересах проекта. Наиболее активно двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется с Великобританией, Германией, Данией, Индией, Канадой, Китаем, Нидерландами, Норвегией, Республикой Корея, США, Финляндией, Францией, Швецией.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |