КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мыслить - глобально, действовать - локально. 1 страница
Тур, юридических лиц и граждан к окружающей среде и экологической безопасности. Идеи устойчивого развития должны определить государственные приоритеты и перспективы социально-экономических преобразований. Улучшение благосостояния людей должно обеспечиваться в пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которой приводит к разрушению экосистем и глобальным изменениям окружающей природной среды. Перехода к устойчивому развитию можно достичь усилиями всего человечества, но начинать движение каждая страна должна самостоятельно. Сделать это вряд ли удастся при нынешних стереотипах мышления. Непонимание ограниченности возможностей биосферы порождает безответственное отношение властных струк- Решающий для всего человечества момент перехода в XXI век особенно актуален для России, выходящей на новый путь развития. К началу экономических реформ большая часть основных производственных фондов не отвечала современным требованиям, а население проживало, в основном, на экологически неблагополучных территориях. Вместе с тем, в России сохранился крупнейший массив естественных экосистем - 18 млн км2, который является резервом устойчивости всей биосферы. Несмотря на сложность проблем, характер происходящих в стране преобразований предполагает реальные возможности построения социально-экономической системы, способной осуществить переход к устойчивому развитию. Сбалансированный подход требует решения социально-экономических и экологических задач в определенной последовательности. К первоочередным задачам относятся: - стабилизация экологической ситуации при выходе из экономического кризиса; - улучшение качества окружающей среды за счет экологически ориентированных методов управления и экологизации экономической деятельности; - ведение хозяйственной деятельности только в пределах емкости экосистем, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий и изменение структуры экономики. перехода к устойчивому развитию являются: - создание правовых основ, включающих совершенствование
Глава 12. Стратегия взаимодействия общества и природы Глава 12. Стратегия взаимодействия общества и природы
- разработка систем стимулирования и ответственности за эколо- - оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого уровня воздействия на них; - формирование эффективных систем воспитания, образования и пропаганды идей устойчивого развития. Важнейшая роль в этих преобразованиях принадлежит науке. Необходима также реализация комплекса мер по сохранению жизни и здоровья людей, решению демографических проблем, борьбе с преступностью, искоренению бедности, уменьшению дифференциации в доходах населения. Основные условия перехода к устойчивому развитию следующие: - обеспечение прав и свобод граждан, рыночное хозяйство и гражданское общество; - усиление роли общественных движений и различных групп населения, особенно молодежи, во всех преобразованиях и принятии решений; - ведущая роль государства как гаранта политической, экономической, социальной, экологической, военной безопасности; - создание отлаженной системы взаимодействия «центр - регионы»; - строгое соблюдение ряда ограничений (преимущественное хозяйствование на уже освоенных территориях, отказ от реализации любых проектов, наносящих экологический ущерб, и др.). Переход к устойчивому развитию страны должен быть обеспечен устойчивым развитием регионов. Проблемы, решаемые в регионах, должны соответствовать федеральным задачам. Важное значение имеет разработка межрегиональных программ нескольких субъектов РФ. Реконструкция промышленности регионов должна происходить с учетом хозяйственной емкости локаль- ных экосистем. Программные документы федерального уровня служат ориентиром для региональных программ и определяют экономические условия их развития. На этапе принятия Концепции создаются лишь рамочные условия, обеспечивающие сбалансированное функционирование триады: природа, население, хозяйство. При принятии решений необходимо выделять приоритеты, учитывать последствия реализации этих решений в социально-экономической и экологической сферах, делать оценку затрат, выгоды и рисков с соблюдением следующих условий: - никакая хозяйственная деятельность не должна быть оправдана, если экологические ущербы превышают выгоды; - минимизацию ущербов следует осуществлять до разумно возможного уровня. Для управления процессом перехода к устойчивому развитию должны устанавливаться целевые ориентиры и контроль за их достижением. Целевые ориентиры выражаются в трех основных показателях: 1) качество жизни, 2) экономическое развитие, 3) экологическое благополучие. Показателями качества жизни могут быть здоровье людей, продолжительность жизни, уровень образования, доходы. Экономическими показателями могут служить: удельное потребление энергии и ресурсов; количество производимых отходов; соотношение между потребностями в ресурсах и их запасами и др. Показатели экологического благополучия - это состояние окружающей среды, т. е. качество воздуха, вод, территорий, лесов с учетом их продуктивности и разнообразия обитающих видов. Поскольку биосфера как регулятор условий существования жизни - единая система, то и переход к устойчивому развитию мирового сообщества реален только в условиях эффективного международного сотрудничества.
Глава 12. Стратегия взаимодействия общества и природы Глава 12. Стратегия взаимодействия общества и природы
Особая роль России в решении планетарных экологических проблем определяется наличием обширных нетронутых территорий, являющихся резервом устойчивости биосферы в целом. Важнейшими научными проблемами в рамках международного сотрудничества являются: определение характеристик экологической устойчивости планеты в целом и основных подсистем биосферы: атмосферы, гидросферы, литосферы. Достигнуть устойчивого развития можно лишь после решения беспрецедентных по масштабу социальных, экономических и экологических задач. Путь этот длительный. По мере продвижения по нему представления будут меняться, потребности людей -соизмеряться с возможностями природы, средства удовлетворения потребностей - совершенствоваться. Поэтому переход должен осуществляться поэтапно. Начальный этап в России предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем. Тем более важно на этом этапе соблюдать экологические ограничения. На следующем этапе должны осуществляться структурные преобразования в экономике и экологизация всех сфер природопользования, снижение использования природного ресурсного потенциала на душу населения. На последних этапах решаются проблемы гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества на основе нового экологического мировоззрения, подразумевающего, что мы должны не воевать с природой, а сотрудничать с ней. Россия, как основной владелец ненарушенных экосистем, будет играть одну из ключевых ролей в этих процессах. Устойчивое развитие в конечном счете должно привести к победе разума во взаимоотношениях Человека с Природой. Деятельность информированных индивидуумов и коллективов, основанная на реалистической надежде, экологическом понимании и стремлении стать частью природы, а не властвовать над ней, дает человечеству шанс на переход к устойчивому земному сообществу. Контрольные вопросы 1. В чем основные причины конфликта природы и общества? 2. Какова приблизительно должна быть численность населения в городе, чтобы емкость среды не была превышена? 3. Можно ли безгранично накапливать экономические блага? 4. Каково основное содержание докладов Римского клуба? 5. В чем значение докладов Римского клуба? 6. Каково значение микро- и макрообучения в формировании экологического мировоззрения? 7. В чем различие между «линейной» и «круговой» экономикой? 8. Какие глобальные модели будущего мира вы знаете? 9. Какие выводы позволяют сделать глобальные модели развития?
10. Какова современная концепция развития мира? 11. В чем основные противоречия современного мира? 12. Какие основные документы были приняты на Конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро? В чем их значение? 13. Одинаковую ли ответственность несут слаборазвитые и промыш-ленно развитые страны за деградацию окружающей среды? 14. В чем смысл модели устойчивого развития? 15. Что означает «принцип упреждения»? Его положительная и отрицательная стороны. 16. Каковы основные положения программы «Повестка 21»? 17. Каковы основные задачи перехода России к устойчивому развитию? 18. Что может служить показателями устойчивого развития? 19. Каковы условия и этапы перехода России к устойчивому развитию? 20. Какова роль России при переходе к устойчивому развитию мирового сообщества?
Заключение ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основной задачей преподавания дисциплины «Экология» в технических вузах является формирование экологического мировоззрения на основе приобретенных знаний, которые помогут понять природу, свое место в ней, сохранить жизнь на Земле во имя нынешнего и будущих поколений. Ухудшение состояния окружающей природной среды обусловлено, в основном, образом жизни современного человека. Согласно господствующим взглядам, ресурсы Земли неограниченны, как и жизненное пространство, а развивающиеся технологии, все возрастающие производство и потребление ведут к лучшей жизни для каждого. Современный человек способен на многое. Он может расколоть горы; осушить реки и затопить долины; превратить леса в бросовую бумажную продукцию; отравить почвы и поля токсичными химикатами и пестицидами; загрязнить воздух парниковыми газами и кислотами, реки - канализационными стоками, моря - нефтью. Он может изобретать компьютеры, способные делать десять миллионов вычислений в секунду; запускать космические корабли и станции; создавать ядерное вооружение и атомные бомбы. Но для чего? Для того, чтобы увеличить объем и скорость движения природных ресурсов через потребительскую экономику на свалку утиля и отходов? На самом же деле прогресс, направленный на улучшение мира в сиюминутных интересах человека, постепенно приводит нас вместо мира чудес в мир отходов, а качество жизни постоянно ухудшается. Сегодня необходимо всю энергию, силы и помыслы направлять на охрану и излечение Земли. Для этого нужно изменить систему взглядов на устройство мира и роль человека в этом мире. Формирование мировоззрения, способствующего устойчивому развитию Земли, предполагает прохождение четырех уровней познания природы и причин возникновения экологических проблем. На первом уровне рассматриваются проблемы загрязнения окружающей среды, угрожающие здоровью и благосостоянию человека: глобальное потепление, кислотные дожди, разрушение озонового экрана, загрязнение воздуха, воды, токсичные отходы, сведение лесов, опустынивание, исчезновение видов, истощение ресурсов и др., которые предусматривается решать с помощью юридических, технологических и экономических методов. Главная роль отводится человеку. Каждый отдельный человек считает свое воздействие на природу слишком незначительным, не понимая того, что миллиарды таких воздействий вместе угрожают существованию биосферы; люди убеждены, что экологические проблемы можно решить с помощью технологий и не желают изменять образ жизни. Но в соответствии со вторым законом термодинамики каждое предпринимаемое нами действие, даже природоохранное, в той или иной мере негативно влияет на окружающую среду. Поэтому нет принципиальной возможности для технологического решения всех проблем загрязнения, хотя использование технологий может внести свой вклад в решение задачи сохранения окружающей природной среды. На втором уровне приходит понимание, что основной при- чиной загрязнения, деградации природной среды и истощения ресурсов планеты является сочетание перенаселения в развивающихся странах и перепотребления в промышленно развитых странах (население последних составляет 26 % от общей численности людей мира, а потребление мировых ресурсов ими достигает 80 %). Ответы кажутся очевидными: стабилизация численности населения и сокращение потребления материальных и энергетических ресурсов в развитых странах. Но решение этих проблем невозможно без реформирования общества, повышения экологического сознания и уровня образования, восстановления дикой природы. Заповедных, охраняемых территорий еще слишком мало, чтобы компенсировать отходы, образующиеся при расточительном использовании ресурсов. Человек продолжает считать себя выше природы и других видов.
Заключение Заключение
На третьем уровне познания главной целью развития становится использование технологий, экономических и политических систем для контроля роста населения, загрязнения и истощения ресурсов, предотвращения перегрузки природных экосистем путем преобразования современных промышленных сообществ в «постиндустриальные» высокотехнологичные общества. Надежды возлагаются на создание техногенных систем, подобных космическому кораблю, управлять которыми будут компьютеры, контролирующие загрязнение, производство достаточного количества продовольствия, добычу минеральных ресурсов, энергии и т. д. Если Земля окажется перенаселенной, то часть населения будет жить на космических станциях. Если истощатся минеральные ресурсы - их станут добывать на других планетах. С помощью биотехнологий будут контролировать эволюцию живых существ и создавать организмы, которые дадут больше пищи, очистят воду и воздух, переработают отходы и др. Такой взгляд на будущее - отражение нашего высокомерного отношения к природе, уверенности в том, что с помощью технологий и своей изобретательности человек может создавать искусственную окружающую среду и новые формы жизни для того, чтобы избежать излишних нагрузок на естественную природу Земли. Но следует учитывать, что жизнь астронавтов, например, контролируется наземным центром управления и они всегда надеются возвратиться на Землю. В основу жизни в такой технологически созданной среде изначально заложены культурное однообразие, строгая регламентация функций, снижение биоразнообразия. Задача состоит в том, чтобы научиться управлять техногенной биосистемой, когда технологии придется распространять на все сферы жизни. В конечном итоге это также приведет к перегрузке и разрушению природной среды и истощению ресурсов, потому что такое миропредставление основывается на ошибочной уверенности в том, что мы полностью понимаем жизнь природы и способны ее воспроизвести с помощью техники. Четвертый уровень познания предполагает отказ человека от высокомерного отношения к природе и признание центром жизнеобеспечения Землю, а не себя. Необходимо настроится на ритмы природы и доверять им, осознавая, что полностью понять их невозможно. Люди должны усвоить, что они принадлежат Земле, а не Земля им. Новое экологическое мировоззрение включает ряд основополагающих представлений: Все мы являемся частью - «простыми гражданами природы»; все живые существа взаимосвязаны и взаимозависимы. Наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в ее завоевании. Каждое живое существо имеет право на жизнь вне зависимости от его полезности для нас в настоящем или будущем. Наша основная задача состоит в том, чтобы сохранить устойчивость и разнообразие систем жизнеобеспечения для всех видов организмов. Вопросы о том, кому жить или умирать, должны решаться только в процессе эволюции. Мы должны стремиться к сокращению численности населения, чтобы дать возможность существовать другим видам и экосистемам, защищать оставшиеся дикие экосистемы; по мере снижения прироста численности населения многие экосистемы следует вернуть первозданной природе. Мы имеем право на защиту от опасных организмов и можем убивать другие организмы, но лишь тогда, когда это жизненно необходимо; у нас нет права делать это для удовлетворения своих прихотей. Ресурсы Земли ограничены, никто не имеет права на бесконечное увеличение доли используемых ресурсов; необходимо отличать наши неограниченные запросы от истинных потребностей. Все, что мы имеем, идет от Солнца и Земли, Земля без нас может существовать, а мы без нее нет. Все люди должны нести персональную ответственность за сохранение Земли: производимые каждым отходы следовало бы складывать на собственном дворе, тогда каждый понял бы необходимость повторного использования и снижения их количества
Заключение Заключение
Мировоззрение, провозгласившее своей целью сохранение жизни на Земле и создание экологически устойчивой экономики, не отвергает технологий. Но они должны использоваться в гуманных целях охраны всех форм жизни, а не для их разрушения. Технологии не следует поощрять и развивать только потому, что они теоретически возможны. Сохранение жизни на Земле требует участия каждого из нас. Мы должны это сделать не потому, что этого требует закон, а для того, чтобы спасти себя как вид. Что может сделать каждый из нас? Почувствуйте себя одним целым с окружающей природой. Станьте экологически информированными. Найдите место, которое Вы полюбите и станете защищать, потому что оно является частью Вас. Ведите более простой образ жизни за счет снижения потребления и количества отходов. Помните, что окружающая среда начинается дома. Избегайте безразличия, унылого пессимизма, слепого технологического оптимизма и фатализма. Участвуйте в решении политических проблем на местном и национальном уровнях. Расширяйте свои познания о природе. Как всего этого достичь? Живите по принципу: Проблемы окружающей среды обусловлены миллионами мелких необдуманных поступков миллиардов людей. Исправить ситуацию могут тоже миллионы незначительных поступков, направленных на защиту Земли. Отдавайте предпочтение вторичному использованию материалов. Повышайте энергоэффективность домов, утепляя их. Сажайте деревья, делайте компосты, выращивайте продовольственные культуры с применением органических удобрений. Пользуйтесь машиной, которая потребляет мало бен- зина; договоритесь с коллегами о поочередном использовании машин для поездок на работу и с работы; пользуйтесь общественным транспортом или ездите на велосипеде. Замените лампы накаливания на лампы дневного света; экономьте электричество и воду. Имейте одного-двух детей. Пишите на обеих сторонах листа бумаги; не выбрасывайте одежду в угоду моде. Не покупайте продукты, упакованные в несколько пакетов. Подумайте, насколько необходимо Вам то, что Вы собираетесь купить. Каждое из этих действий приобщит Вас к экологически здоровому образу жизни и повлечет за собой подобные действия других. Все вместе такие действия приведут к масштабным политическим, экономическим и экологическим переменам. Формирование экологического мировоззрения, обеспечивающего переход к экологически и экономически устойчивому сообществу, невозможно без повышения образовательного уровня населения. Китайская мудрость гласит: «Если Вы думаете на год вперед - посадите семя. Если Вы думаете на 10 лет вперед - посадите дерево. Если Вы думаете на сотни лет вперед -дайте образование народу». Но одного мировоззрения как такового недостаточно. Нереально ожидать от бедняков, находящихся на грани жизни и смерти, чтобы они заботились о долгосрочном выживании планеты. Когда люди замерзают, а их семьи и скот голодают -они рубят и сжигают деревья и сверх меры эксплуатируют пастбища. Следовательно, важным условием перехода мирового сообщества к устойчивому развитию является эффективная финансовая и техническая помощь развивающимся странам со стороны промышленно развитых государств. Это будет способствовать ограниченному использованию ресурсов планеты, защите природы и восстановлению разрушенных экосистем Земли, т. е. сохранению жизни на Земле. Достижение этой цели необходимо и бедным, и богатым.
Список использованной литературы СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агесс П. Ключи к экологии. П.: Гидрометеоиздат, 1982. 97 с. 2. Алексеев М.И., Протасовский Е.М. Охрана окружающей среды: Учеб. пособие / ЛИСИ. Л., 1990. 80 с. 3. Антомонов Ю.Г. Моделирование биологических систем: Справочник. Киев: Наукова думка, 1977. 260 с. 4. Балацкий О.Ф., Мельник Л.Г., Яковлев А.Ф. Экономика и качество окружающей природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1984. 190 с. 5. Банников А.Г., Вакулин А.А., Рустамов А.К. Основы экологии и охрана окружающей среды: Учебник для с/х вузов. М.: Колос, 1996. 304 с. 6. Бертокс П., Радд Д. Стратегия защиты окружающей среды от загрязнений. М.: Мир, 1980. 606 с.
7. Беспамятное Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. Л.: Химия, 1995. 528 с. 8. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера: Библиогр. тр. акад. В.И.Вернадского. М.: Наука, 1994. 672 с. 9. Винберг Г.Г. Первичная продукция водоемов. Минск: Изд-во АН БССР, 1960. 329 с.
10. Виноградов Б.В. Аэрокосмический мониторинг экосистем. М.: Наука, 1984. 319 с. 11. Водный кодекс Российской Федерации // Российская газета. 1995. 23 нояб. 12. Водоотведение и очистка сточных вод: Учебник / СВ. Яковлев, Я.А. Карелин, Ю.М. Ласков, В.И. Калицун. М.: Стройиздат, 1996. 592 с. 13. Временные методические рекомендации по определению ЭДК фосфора в воде водоемов / Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев, Г.И. Копина, Е.В. Неверова и др.; ЛИСИ. Л., 1991. 36 с. 14. Гидрохимия. Основные понятия, термины и определения: ГОСТ 17403-72. М.: Госкомстандарт СМ СССР, 1972. 6 с. 15. Гладких Ю.Н., Лавров СБ. Дайте планете шанс! М.: Просвещение, 1995. 205 с. 16. Голубовская Э.К. Биологические основы очистки воды: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1978. 272 с. 17. Горшков В.Г Физические и биологические основы устойчивости жизни / ВИНИТИ. М., 1995. 471 с. 18. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды 19. Градостроительные и агроландшафтные проблемы в экологическом 20. Дажо Р. Основы экологии. М.: Прогресс, 1975. 415 с. 21. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Изд-во МСЭ, 1990. 406 с.
22. Драчев СМ. Борьба с загрязнением рек, озер и водохранилищ промышленными и бытовыми стоками. М.; Л.: Наука, 1964. 276 с. 23. Дре Ф. Экология. М.: Атомиздат, 1976. 168 с. 24. Журавлев В.П., Серпокрылов Н.С, Пушенко СП. Охрана окружающей среды в строительстве. М.: Изд-во АСВ, 1995. 328 с. 25. Закон Российской Федерации об охране окружающей природной 26. Измалков В.Н. Экологическая безопасность, методология прогнозирования антропогенных загрязнений и основы построения химического мониторинга окружающей среды / НИЦЭБ РАН. СПб., 1994. 131 с. 27. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1984. 375 с. 28. Иоганзен Б.Г., Лаптев И.П., Львов Ю.А. Экология, биогеоценология и охрана природы. Томск: Изд-во Томского университета, 1979. 256 с. 29. Кармазинов Ф.В. Повышение эксплуатационной надежности, управляемости и эффективности системы водоотведения крупного города: Автореф. дис... д-ра техн. наук. СПб: Изд-во СПбГАСУ, 2000, 86 с.
30. Кириленко В.П. Экология океана и международное право: Справочник. СПб.: Гидрометеоиздат, 1994. 244 с. 31. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Экос-информ. 1996. № 5. С. 5 - 14. 32. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию: Информ. обзор // Экос-информ. 1994. № 3-4. С. 8 - 11. 33. Космическая экология / В.Г. Стоякин, Н.А. Темурьянц, В.Б. Макеев, Б.М. Владимирский. Киев: Наук, думка, 1985. 176 с. 34. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология: Школьн. учебник. М.: Дрофа, 1995. 240 с. 35. Математическое моделирование водных экосистем: Тр. сов.-амер. симпоз. Л.: Гидрометеоиздат, 1981. 310 с.
36. Меншуткин В.В. Проект «Невская губа». СПб.: Изд-во НИЦЭБ, 1994. 43 с. 37. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Пер. с англ. М.: Галактика, 1996, Т. 1. 256 с; Т. 2. 336 с; Т 3. 400 с. 38. Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. М.: Молодая гвардия, 1988. 254 с.
Список использованной литературы Список использованной литературы
39. Научные основы контроля качества поверхностных вод по гидробиологическим показателям: Тр. сов.-амер. симп. Л.: Гидрометеоиздат, 1977. 232 с. 40. Небел Б. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М.: Мир, 1993. Т. 1,2. 41. Неверова ЕВ. Обоснование и разработка экологических норм биогенных веществ для Невской губы. Автореф. дис... канд. техн. наук. Таллинн: Изд-во ТТУ, 1988, 23 с. 42. Нежиховский Р.А. Вопросы формирования качества воды р.Невы и 43. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды: Учеб. пособие. М.: Высшая 44. Обращение участников конференции «Философия экологического образования» к россиянам, парламенту и правительству Российской Федерации // Экос-информ. 1996. № 5. С. 45 - 47. 45. Одум Г., Одум Э. Энергетический базис человека и природы. М.: Прогресс, 1978. 380 с. 46. Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986. Т.1. 328 с; Т.2. 376 с. 47. Охрана водных ресурсов / И.И. Бородавченко, Н.В. Зарубаев, Ю.С. Васильев, Х.А. Вельнер, СВ. Яковлев. М.: Колос, 1979. 247 с. 48. Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1996. 557 с. 49. План действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996-1997 гг. // Экос-информ. 1996. № 5. С. 15 - 27. 50. Проблемы экологического образования: Тез. докл. Томск: Изд-во Томского университета, 1995. С. 69 - 149. 51. Проблемы экологического устойчивого развития биосферы. М.: 52. Проценко А. После Чернобыля // Правда. 1988. 6 сент. С. 3. 53. Пути решения вопросов рационального использования и охраны природных ресурсов Ленинграда и Ленинградской области / ЗИН АН СССР. Л., 1984. 200 с.
54. Радкевич В.А. Экология: Учеб. пособие. Минск: Вышэйшая школа, 1977. 302 с. 55. Ревелль П., Ревелль Ч. Здоровье и среда, в которой мы живем: Кн. 4. М.: Мир, 1995. 191 с. 56. Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Загрязнение воды и воздуха: Кн. 2. М.: Мир, 1995. 296 с. 57. Реймерс Н.Ф. Экология: Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994. 356 с. 58. Россия в окружающем мире: Аналитический ежегодник. М.: Изд-во
59. Руководство по методам гидробиологического анализа поверхностных вод и донных отложений. Л.: Гидрометеоиздат, 1983. 240 с. 60. Самоочищение и биоиндикация загрязненных вод: Сб. тр. М ■ Наука 1980. 278 с. 61. Сборник методик расчетов и нормативных документов по курсу «Охрана атмосферного воздуха»: Метод, указания. Л.: Гидрометеоиздат, 1987. 52 с. 62. Сенин В.Т. Ленинград без наводнений. Л.: Лениздат, 1984. 128 с. 63. Математическое моделирование морских экологических систем / Ю.Н. Сергеев, О.П. Савчук, В.П. Кулеш, Т.С. Комарова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 216 с. 64. Очистка производственных сточных вод: Учеб. пособие / СВ. Яковлев, Я.А. Карелин, Ю.М. Ласков, Ю.В. Воронов. М.: Стройиздат, 1979. 319 с. 65. Синельников В.Е. Механизм самоочищения водоемов. М.: Стройиздат, 1980. 112 с. 66. Современные проблемы геоэкологии и рационального использования природных сырьевых ресурсов: Тез. докл. Томск: Изд-во Томского университета, 1995. 126 с.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |