КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Библиографический список. Информационные ресурсы дисциплины
Информационные ресурсы дисциплины Практические и лабораторные занятия, контрольная работа За выполнение практической работы – 2 балла, работ всего 4, значит, максимальное количество баллов равно: 2 х 4 = 8. За выполненную лабораторную работу начисляется 3 балла, работ всего 6, максимальное количество баллов равно: 3 х 6 = 18. Правильно и своевременно выполненная контрольная работа оценивается в 4 балла. Максимальное количество баллов по всему этому разделу: 8 + 18 + 4 = 30. Итого каждый студент может получить не более 100 баллов. Оценка результатов обучения проводится в соответствии со следующей схемой.
Основной:
1. Потехин, В.М. Основы теории химических процессов технологии органических веществ и нефтепереработки /В.М. Потехин, В.В. Потехин. – СПб.: Химиздат, 2005. 2. Бесков, В.С. Общая химическая технология: учеб. для вузов /В.С. Бесков. – М.: Академкнига, 2005.
Дополнительный
3. Справочник нефтепереработчика /под ред. Г.А. Ластовкина [и др.]. – Л.: Химия, 1986. 4. Богомолов, А.И. Химия нефти и газа: учеб. пособие /А.И. Богомолов, А.А. Гайле, В.В. Громова. – Л.: Химия, 1981. 5. Химическая технология твердых горючих ископаемых: учеб. для вузов /под ред. Г.Н. Макарова [и др.]. – М.: Химия, 1986. 6. Эмирджанов, Р.Т. Основы технологических расчетов в нефтепереработке и нефтехимии: учеб. пособие /Р.Т. Эмирджанов, Р. Лемберанский. – М.: Химия, 1989. 7. Калинский, Э.Ф. Глубокая переработка нефти: технологический и экологический аспекты /Э.Ф.Калинский.- М.: Техника, 2001. 8. Ахметов, С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа: учеб.пособие /С.А. Ахметов. – Уфа.: Галем, 2002. 9. Мановян, А.К. Технология первичной переработки нефти и природного газа: учеб. пособие /А.К. Мановян. – М.: Химия, 2001.
3.2. Опорный конспект лекций Наиболее «старой» формой крекинга является пиролиз. Первые заводы пиролиза были построены в России (в Киеве и Казани) еще в 70-х годах позапрошлого века. Пиролизу подвергали преимущественно керосиновые фракции с целью получения светильного газа. Несколько позднее (в 90-х годах) русские исследователи А.А. Летний и А.Н. Никифоров заинтересовались составом смолы пиролиза и выделили из нее индивидуальные ароматические углеводороды бензол и нафталин. Однако в основном пиролиз получил промышленное развитие во время I Мировой войны, когда возникла огромная потребность в толуоле сырье для производства взрывчатого вещества тротила. Позднее о пиролизе говорили, что это «дитя войны». В период между I и II Мировыми войнами интерес к пиролизу упал. К тому же к 1940 г. за рубежом появился новый процесс каталитический риформинг, который позволял получать большие выходы ароматических углеводородов, чем пиролиз. Развитие нефтехимической промышленности вновь возродило пиролиз, но уже для получения газа, богатого непредельными углеводородами. За последние годы пиролиз стал одним из основных процессов получения сырья для нефтехимического синтеза. Таким образом, развитие пиролиза прошло своего рода «цикл» от получения светильного газа (горючее) до выработки газообразного химического сырья. Значительно позже началось промышленное развитие термического крекинга под давлением. Первый патент, в котором были заложены основные технические решения этого процесса, был взят в 1891 г. русскими инженерами В. Шуховым и С. Гавриловым. В основу предложенной ими конструкции были положены известные работы Шухова по водотрубным котлам. Установка Шухова – Гаврилова могла служить и для прямой перегонки нефти и для крекинга – в зависимости от длительности пребывания сырья в трубах. Целевым продуктом прямой перегонки нефти в то время был керосин, получение которого предполагалось и на установке Шухова. Однако промышленного применения патент Шухова не получил, так как потребность в керосине удовлетворялась тогда дешевой прямой перегонкой нефти; бензин же не представлял никакой ценности, и его уничтожали. В конце XIX в. появились первые автомобили. Но если в США в 1910 г. число автомашин достигло 2155 тыс., то в царской России в это время автомобильная и авиационная промышленность отсутствовала, а нефтяная находилась в руках иностранного капитала. Быстрое развитие автомобильной промышленности, а также рост производства электроэнергии изменили роль бензиновых и керосиновых фракций на мировом рынке: бензин из балласта производства превращается в основной продукт, а роль керосина, используемого ранее почти исключительно для освещения, начинает неуклонно снижаться. Еще более резко возросла потребность в бензине перед первой Мировой войной в связи с интенсивным развитием авиации: бензина, получаемого прямой перегонкой нефти, стало уже недостаточно. В США первая крекинг-установка начала работать в 1913 г. (так называемый куб Бартона), а в 20-х годах число промышленных установок крекинга (под давлением и парофазного) в этой стране быстро возрастает. В Советском Союзе первые крекинг-установки были введены в эксплуатацию в конце 20-х годов, 30-е годы характеризуются интенсивными исследованиями в области химии и технологии термического крекинга. С именами А.Н. Саханова, М.Д. Тиличеева, А В. Фроста, С.Н. Обрядчикова, Л.Д. Нерсесова, А.И. Динцеса и многих других советских химиков и инженеров связаны первые систематизированные исследования термического крекинга, проектирование и освоение отечественных крекинг-установок. Развитие отечественного машиностроения позволило уже в середине 30-х годов полностью отказаться от импортных систем крекинга и приступить к сооружению собственных установок. Целевым продуктом этих установок являлся автомобильный бензин, типовое сырье - малосернистые мазуты относительно легкого фракционного состава. На отечественных и зарубежных заводах практиковался также крекинг дистиллятного сырья (широкие фракции с вакуумных установок, газойли, керосины, лигроины). Жесткий термический крекинг низкооктановых лигроинов и керосинов (так называемый термический риформинг) позволял получать бензин с октановым числом 70; некоторое время использованный даже в качестве авиационного бензина. В 50-х годах появилась тенденция к утяжелению сырья термического крекинга. Это было вызвано возрастающим спросом на керосино-газойлевые фракции, используемые как дизельное топливо, а также развитием каталитического крекинга и риформинга. При этих процессах получали бензины значительно лучшего качества, чем в результате термического крекинга. Целевым продуктом термического крекинга становится крекинг-остаток, который используют как топливо для электростанций и промышленных печей. Типичным сырьем для этих установок являются тяжелые мазуты, полугудроны и даже гудроны (процесс висбрекинга). Значение термического крекинга под давлением для получения бензина утрачивается. Помимо висбрекинга, термический крекинг начинают использовать для специальных целей, связанных с развитием нефтехимической и химической промышленности: для получения высокоароматизированного сажевого сырья и α-олефинов (для производства моющих средств), а также для повышения ресурсов тяжелых газойлей, подвергаемых последующей каталитической переработке. Процесс коксования нефтяных остатков развивался по двум направлениям. Коксованием специального сырья (пеки пиролиза, некоторые остатки и тяжелые дистилляты) можно получать ценный нефтяной кокс, используемый для изготовления электродов. Кроме того, коксованием прямогонных остатков можно углубить переработку нефти, т. е. помимо кокса получать дистилляты, направляемые на термический или каталитический крекинг с целью получения дополнительного количества бензина и дизельного топлива. Процесс коксования применяли в нефтеперерабатывающей промышленности с 20-х годов, но только для получения кокса. Коксование с целью углубления термического крекинга (крекинг до кокса) начали осуществлять позднее; еще позже установки коксования явились поставщиком сырья для каталитического крекинга и для гидрокрекинга. С конца 30-х годов в нефтеперерабатывающую промышленность интенсивно внедряются каталитические процессы. Наибольшее значение получил каталитический крекинг на алюмосиликатных катализаторах. Каталитическое воздействие алюмосиликатов на превращение углеводородного сырья исследовали уже давно. Известны работы Л.Г. Гурвича и С.В. Лебедева по полимеризующему действию природных глин. Н.Д. Зелинский указал на возможность регенерации катализаторов путем окисления углистых отложений, образующихся на их поверхности. Промышленный процесс каталитического крекинга разработан французским инженером Гудри. Первая установка Гудри была сооружена в конце 30-х годов. Несколькими годами позже в отечественной и зарубежной нефтеперерабатывающей промышленности были введены в эксплуатацию более совершенные установки с движущимся слоем катализатора. Каталитический крекинг сыграл выдающуюся роль во время II Мировой войны - на основе бензина каталитического крекинга было налажено массовое производство высокооктанового авиационного топлива. В этот же период часть установок работала на режиме глубокого превращения сырья с целью получения больших выходов газа, богатого бутиленом; газ этот использовали для производства бутадиенового каучука. В качестве сырья крекинга применяли керосино-газойлевые фракции. По окончании войны, когда потребность в авиационном бензине упала, а спрос на керосино-газойлевые (дизельные) фракции возрос, установки каталитического крекинга перевели в основном на переработку утяжеленного сырья для получения высокооктанового автомобильного бензина. В настоящее время в отечественной и зарубежной практике преобладает этот вариант работы. Начало перехода промышленных установок каталитического крекинга в 60-х годах на цеолитсодержащие катализаторы позволило значительно интенсифицировать этот процесс по выходу бензина. Примерно в одно время с каталитическим крекингом начали внедрять каталитический риформинг. В основе этого процесса лежит каталитическое превращение шестичленных нафтенов и нормальных парафинов в ароматические углеводороды. Первая реакция была открыта Н.Д. Зелинским в 1911 г. Примечательно, что вторая реакция была открыта практически одновременно несколькими химиками: Б.А. Казанским, Б.Л. Молдавским, Г.Д. Камушером, В.И. Каржевым и А.Ф. Платэ. Первая установка каталитического риформинга была введена в эксплуатацию в 1940 г. Выше упоминалось, что в годы II Мировой войны на таких установках получали толуол, выход которого был намного выше, чем при пиролизе. Бензин каталитического риформинга после выделения толуола служил компонентом авиационного бензина. По мере развития промышленного нефтехимического синтеза значение каталитического риформинга, упавшее было непосредственно после войны, начинает быстро и неуклонно возрастать. Процесс используют для получения важнейших ароматических углеводородов – бензола, толуола и ксилолов. В то же время каталитический риформинг остается одним из ведущих для производства высокооктановых автомобильных бензинов; его продолжают совершенствовать на основе внедрения новых, активных и селективных катализаторов. Широкое использование попутных и природных газов для нефтехимического синтеза началось позднее, чем применение заводских. По составу заводские газы более благоприятны для химической переработки, так как содержат реакционно-способные непредельные углеводороды, из которых можно получать высокооктановые топливные компоненты и различное химическое сырье. Один из ранних промышленных процессов переработки крекинг-газа – получение изооктана методом каталитической полимеризации бутиленов и последующего гидрирования октиленов. Установки этого типа строили на базе термического крекинга в середине 30-х годов; несколько позднее, по мере развития каталитического крекинга, они стали уступать место установкам каталитического алкилирования. Каталитическим алкилированием изобутана бутиленами также можно было получать высокооктановый компонент авиационных бензинов, обогащенный изооктаном; при этом технологическая схема оказалась проще, а расход ценных олефинов вдвое меньше. Осуществление алкилирования возможно только на заводах с установками каталитического крекинга, так как газ каталитического крекинга содержит много изобутана. Значительный спрос на авиационные бензины высокой сортности обусловил разработку процесса каталитического алкилирования бензола олефинами, в первую очередь пропиленом. Изопропилбензол (кумол) получали этим способом на отечественных и зарубежных заводах примерно до начала 50-х годов. В последующие годы этот процесс стали использовать в основном для получения фенола и ацетона путем окисления кумола воздухом и последующего разложения получаемого гидропероксида кумола. В годы II Мировой войны широкое развитие получил процесс каталитического дегидрирования бутана до бутадиена (сырье для производства синтетического каучука). Это производство имело особенно большое значение, когда источники природного каучука были отрезаны от стран антигитлеровской коалиции. Кроме того, дегидрирование бутана осуществляли с целью получения бутилена (для увеличения содержания этого продукта в заводских газах). В частности, получение бутилена (с последующим направлением его на установки алкилирования) практиковали на немецких заводах деструктивной гидрогенизации угля, так как в результате этого процесса получается газ, состоящий исключительно из насыщенных углеводородов. В настоящее время значительную часть бутадиена получают пиролизом нефтяного сырья. Изомеризация легких парафинов преследует две цели: увеличение ресурсов изобутана путем изомеризации н-бутана и повышение октанового числа бензина за счет изомеризации легчайших бензиновых фракций (н-пентан и н-гексан). Оба этих процесса появились примерно в 1940 г., в настоящее время используют в основном второй вид изомеризации. Помимо изомеризации н-пентана и н-гексана процесс служит и для переработки катализатов риформинга после извлечения из них ароматических углеводородов (так называемых рафинатов). В конце 20-х годов в Германии, не обладавшей нефтяными ресурсами, стали внедрять промышленный процесс деструктивной гидрогенизации твердых горючих ископаемых бурого и каменного угля и смолы, получаемой при полукоксовании этих углей. Процесс широко использовали во время II Мировой войны, несмотря на его дороговизну, обусловленную большим расходом водорода и чрезвычайно высоким давлением (30-70 МПа). После войны деструктивная гидрогенизация практически не нашла применения вследствие низких технико-экономических показателей процесса применительно к тяжелым нефтяным остаткам. Увеличение доли сернистых нефтей в общем объеме нефтедобычи привело к широкому развитию гидрогенизационных процессов, в первую очередь гидроочистки светлых нефтепродуктов. С 1959 г. на нефтеперерабатывающих заводах появилась новая модификация деструктивной гидрогенизации – гидрокрекинг. Этот процесс, отличающийся значительно меньшим давлением (15-20 МПа) и умеренным расходом водорода, позволяет достаточно экономично получать из тяжелого нефтяного сырья низкого качества дизельные и реактивные топлива, бензин и малосернистое котельное топливо. С начала 50-х годов интенсивно развивается нефтехимический синтез. В результате некоторые процессы нефтепереработки, ранее служившие только для получения компонентов моторных топлив, приобретают новое значение. Так, каталитический риформинг в значительной степени становится и средством получения индивидуальных ароматических углеводородов; термический крекинг используют для получения не только котельного топлива, но сажевого сырья и α-олефинов. Алкилирование бензола олефинами ведут для получения кумола (перерабатываемого в фенол и ацетон) и этилбензола (для дегидрирования в стирол). Получение топливных компонентов тесно переплетается с производством сырья для нефтехимии. Роль нефти, газоконденсатов и газа как химического сырья неизмеримо возросла. Ограниченность мировых запасов нефти заставляет изыскивать для получения моторных топлив дополнительные ресурсы, такие как природный газ и твердые горючие ископаемые. В 70-х годах возродился интерес к получению синтетического моторного топлива, основанного на синтезе Фишера – Тропша. Этот процесс позволял в 30—40 –х годах получать из смеси газов СО+Н2 (синтез-газ) газообразные, жидкие и твердые углеводороды, а также кислородсодержащие соединения (спирты, альдегиды, кетоны, кислоты). Процесс довольно широко использовался в Германии, не обладавшей нефтяными ресурсами. Достоинством синтез-газа является возможность его получения из менее ценного, чем нефть, сырья: газификацией низкокачественных бурых углей, сланцев, тяжелых нефтяных остатков и природного газа. Газификация протекает при действии водяного пара: СН4 + Н2О = СО + 3Н2 ; С+ Н2О = СО + Н2 . Процесс получения бензина идет через стадию образования метанола с использованием цеолитсодержащих катализаторов узкопористой структуры. Современные катализаторы позволяют получать бензин значительно более высокого качества, чем при старом процессе Фишера – Тропша. Метанол можно использовать и как синтетическое автомобильное топливо (в чистом виде и при смешении с бензином); он также является сырьем для получения высокооктанового компонента бензина – метил-трет-бутилового эфира. Большие ресурсы сырья для получения синтез-газа делают производство бензина на этой основе весьма перспективным. Использование такого сырья, как дешевые бурые угли, сланцы и торф, для глубокого гидрирования (непосредственно или через стадию полукоксования) также может внести значительный вклад в производство топлив и сырья для нефтехимии.
Вопросы для самопроверки 1. Назовите самый «старый» из вторичных процессов переработки нефти, который называли «дитя войны»? 2. Какой продукт прямой перегонки нефти являлся целевым до конца Х1Х столетия? 3. Охарактеризуйте сырье и продукты первых крекинг-установок. 4. По каким направлениям развивался процесс коксования нефтяных остатков? 5. Какой процесс позволил наладить массовое производство высокооктанового авиационного топлива во время 11 Мировой войны? 6. Что представляет собой «реакция Зелинского», к какому процессу нефтепереработки она имеет прямое отношение? 7. Когда и где появились первые установки каталитического алкилирования? 8. Какова цель процессов изомеризации парафинов и когда появился этот процесс? 9. Синтез Фишера-Тропша, назначение и продукты. 10. Почему повысился интерес к процессам получения синтез-газа? Раздел 1. Процессы переработки твердых горючих ископаемых При работе с данным разделом Вам предстоит: 1. Изучить две темы: а. Коксование каменных углей; б. Газификация твердых горючих ископаемых. 2. Выполнить лабораторную работу «Анализ нефтяного кокса», руководствуясь «Методическими указаниями к выполнению лабораторных работ» (с.108…141 УМК). 3. Ответить на вопросы для самопроверки. 4. Ответить на вопросы промежуточного теста № 1.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |