Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и задачи криминалистической диагностики




Криминалистическая диагностика распознает состояние объектов, по­знает события, явления, процессы. Так, по следам ног можно не только идентифицировать человека, но и судить о направленности его движения, приблизительной скорости, о факте перетаскивания тяжести, о передвиже­нии в темноте. По следам взлома судят не только об использованном ору­дии, но и о способе взлома, о навыках лица, его физической силе, затра­ченном времени и т. п.

Слово «диагностика» греческого происхождения и означает «распозна­вание», «различение», «определение». Каждый из этих терминов, не являю­щихся синонимами, способен охарактеризовать один из аспектов этого сложного процесса. Распознать — значит установить некое подобие уже известному. В криминалистике это установление сходства изучаемой си­туации с некоторой типовой моделью (типичной ситуацией). Различить — значит дифференцировать, отделить эту ситуацию от других ей подобных. В медицине, например, есть понятие дифференциальной диагностики, ко­гда типовая форма устанавливаемого заболевания отграничивается от иных форм, обладающих сходными симптомами. И наконец, определить (заклю­чительный этап диагностирования) — значит через сходство с типовой мо­делью, различение исследованного выявить индивидуально-конкретное, присущее данной исследуемой ситуации.

С учетом этого общая задача криминалистической диагностики тракту­ется как установление (определение, раскрытие) объективной истины пу­тем изучения и объяснения свойств и состояний объекта (явления). Следо­вательно, диагностика может быть определена как процесс познания, в ос­нове которого лежит определение события (явления, факта) по его результатам. Являясь одним из методов в сложной системе судебного дока­зывания, диагностика полностью согласуется с его общими принципами установления истины. С познавательной стороны судебное доказывание расценивается как мысленная реконструкция прошлых событий, в ходе ко­торой преобладают выводы так называемого обратного направления: от яв­ления — к его сущности, от следствия — к его причине, от отображения — к анализу свойств и состояния отображенного объекта. Методологической основой процесса такого познания является теория отражения.

Криминальная ситуация как объект доказывания обладает в информа­ционном плане следующими чертами:

а) ретроспективностью, ибо познаваемое событие уже произошло;

б) уникальностью, т. е. неповторимостью, определяемой сочетанием ус­
ловий и обстоятельств данной ситуации;

в) отображаемостью в материальных и идеальных формах, т. е. вещной
(вещественной) обстановке события и в сознании людей (участников, сви­
детелей, потерпевших).


§ 1. Понятие и задачи криминалистической диагностики



Рассматривая событийную ситуацию как определенную систему, в ней можно условно выделить две большие группы подлежащих установлению фактов:

относящихся к относительно стабильным компонентам ситуации. Это участники события, орудия преступления, иные предметы, средства сокры­тия следов преступления;

относящихся к изменчивым компонентам ситуации. Сюда относятся состояние объектов, условия места и времени, механизм взаимодействия субъектов, предметов.

В соответствии с этим и информацию о рассматриваемых фактах можно разделить на два вида: об относительно стабильных материальных объек­тах, причастных к преступлению, и об изменчивых ситуативных условиях, также связанных с происшедшим событием. Если для его реконструкции необходима информация о тождестве конкретных объектов, то решаются идентификационные задачи (отождествление объекта по его следам, уста­новление частей по единому целому, установление общего источника про­исхождения и т. п.). Если предметом изучения при реконструкции является установление конкретных ситуационных факторов (условия, в которых на­ходились и взаимодействовали объекты первого вида, характер их взаимо­действия, причина наблюдаемых последствий), то на первый план выходит решение диагностических задач.

В наиболее общем виде задачи криминалистической диагностики могут быть классифицированы следующим образом:

а) установление пространственной структуры обстановки преступного
события (где, в какой обстановке произошло преступление, каково точное
место столкновения транспортных средств (ТС), какие из имеющихся сле­
дов относятся к совершенному преступлению и т. п.);

б) установление механизма отдельных этапов (стадий) события (направ­
ление и характер взлома преграды, взаимное положение ТС в момент
столкновения, способ изготовления фальшивых денежных знаков и т. п.);

в) определение вещественной структуры обстановки места происшест­
вия (каковы свойства и состояние объектов этой обстановки, в какой мере
они могли обусловить механизм преступления, выбор орудия преступле­
ния, оставить следы на преступнике и его одежде, обеспечить скрытность
преступления и т. п.);

г) установление временных характеристик преступного события (когда
оно произошло, сколько времени могло потребоваться для его совершения,
в какой последовательности совершались действия, какие следы возникли
раньше, а какие позже и т. п.);

д) определение свойств действовавших объектов (лиц, орудий, ТС), их
количества, характера функционирования (сколько было участников пре­
ступления; обладало ли лицо, совершившее взлом, профессиональными
навыками; какое оборудование и навыки были применены при изготовле­
нии огнестрельного оружия или взрывного устройства; исправно ли ТС, и
если нет, то в какой связи неисправность находится с дорожно-транспорт­
ным происшествием (ДТП) и т. п.);

е) ретроспективное исследование причинно-следственных связей (како­
ва причина пожара, что могло явиться причиной выстрела без нажатия на
спусковой крючок, имеется ли причинная связь между определенными
действиями и наступившими последствиями, могла ли быть причиной



Глава 8. Криминалистическая диагностика


ДТП техническая неисправность, установленная при экспертизе ТС, и т. п.);

ж) прогнозирование действия причинно-следственных связей (какие
последствия могли наступить в результате действий определенного лица,
какие повреждения должны были остаться на скрывшемся ТС в результате
ДТП и т. п.);

з) установление в целом механизма преступного события. Эта задача
представляет собой интеграционное диагностирование многих из приве­
денных выше факторов, являясь по сути своей ситуационным анализом
всего события как системы действий. Для ее решения необходимо изучить
и использовать все виды информации: личностной — об участниках собы­
тия; вещной — о предметах отражаемых и отражающих; операционной —
о механизме действий, их условиях, обстоятельствах;

и) установление соответствия ситуации, излагаемой участником про­цесса (обвиняемым, потерпевшим), тому механизму происшествия, кото­рый может быть определен по следам и иным вещественным доказатель­ствам;

к) установление криминогенных факторов, составляющих элементы причин и условий преступного события (какие обстоятельства способст­вовали или могли способствовать его совершению; в какой обстановке может произойти аналогичное преступление; обеспечивает ли конструк­ция замка его надежность, может ли он быть открыт подобранным клю­чом, отмычкой; какие несовершенства документов способствуют их под­делке и др.).

Из приведенного перечня видно, что при всем своем многообразии ди­агностические задачи касаются изучения трех категорий свойств и условий: внутренних (свойства и состояние объекта); внешних, обстановочных (вре­мя, место, функционирование объектов); механизма возникновения и раз­вития процессов (взаимодействия объектов между собой и т. п.).

С учетом изложенного предмет криминалистической диагностики мож­но определить как исследование свойств и состояния объекта (ситуации) с целью установления происшедших в нем изменений, определение причины этих изменений и ее связи с совершенным преступлением.

При наличии общей цели идентификации и диагностики — установле­ние фактов, свидетельствующих о происшедшем событии преступле­ния, — имеется немало различий в сущности решаемых при этом за­дач. В первом случае это установление индивидуальности объекта, во вто­ром — определение конкретного ситуативного условия события. Оба процесса тесно связаны между собой. Так, определение условий следооб-разования всегда сопутствует отождествлению объекта по его следу-ото­бражению. В свою очередь, при диагностическом установлении механиз­ма следообразования всегда учитываются свойства и состояние следообра-зующего объекта. Однако решение задач обеих групп не составляет единого целого. Они могут чередоваться, перемежаться, но могут решать­ся и по отдельности. Например, при экспертном анализе следов взлома чередование задач и их взаимосвязь будут выглядеть следующим образом: определение направленности взлома (диагностическая задача) — опреде­ление вида использованных орудий взлома (классификационно-диагно­стическая) — установление свойств субъекта: сила, рост, навыки (диаг­ностическая) — установление групповых свойств примененного орудия взлома (идентификационная) — пригодность следов для отождествления


§ 2. Теоретические основы криминалистической диагностики



(диагностическая) — отождествление орудия по следам (идентификацион­ная задача). Главное заключается в том, что эти задачи не должны проти­вопоставляться и отрываться одна от другой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.