КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение
ДОЛГОПОЛОВ Игорь Викторович ЛАЗАРЕВ Игорь Викторович, РАДЧЕНКО Сергей Сергеевич, ПЕТРОВА Марина Сергеевна, РАДЧЕНКО Сергей Анатольевич, Учебное издание ОХРАНА ТРУДА И. В. Лазарев, И. В. Долгополов С. А. Радченко, М. С. Петрова, С. С. Радченко,
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Учебное пособие для студентов педагогических специальностей
Тула – 2014
ОХРАНА ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Учебное пособие для студентов педагогических специальностей
Охрана здоровья учащихся и обеспечение безопасности учебного процесса – важнейшая обязанность учителя. Поэтому он должен сам ориентироваться в очень многих нормативных актах по охране труда и пожарной безопасности, четко знать и соблюдать правила и нормы техники безопасности, санитарии, электро- и пожарной безопасности и методы их эффективного выполнения в школе и уметь доводить их до сведения учащихся, строго требовать их выполнения и контролировать его. Еще одной важнейшей задачей является квалифицированное обучение всех студентов и школьников методам улучшения охраны их труда и защиты от рисков и проблем в условиях рыночной экономики, когда все расходы по обеспечению охраны труда несут хозяйственные субъекты. Отечественная система охраны труда формировалась и развивалась в рамках плановой, государственно регулируемой экономики. Она сыграла свою позитивную роль, реализовав многоаспектный комплекс гарантий, мер защиты и социальной поддержки трудящихся. Особенностью этой системы было жестко регламентированное государственное финансирование и преимущественно административная ответственность руководителей за нарушение законов, норм и правил охраны труда. А формирующаяся с начала 90-х годов ХХ века система новых экономических отношений отличается самостоятельностью работодателей в решении большинства вопросов и в выборе приоритетов инвестирования средств. Это не замедлило сказаться на результатах. Уже в середине 90-х годов ХХ века в России был зафиксирован самый высокий среди индустриально развитых стран уровень производственного травматизма с летальным исходом – 0,133 случая гибели на 1000 работающих; более чем у 40 % работающих в отечественной промышленности условия труда были квалифицированы как неблагоприятные; число специалистов по охране труда на предприятиях сократилось почти в 2 раза, а затраты на мероприятия по охране труда уменьшились в 5 раз. И в настоящее время проб-лема улучшения охраны труда по-прежнему очень актуальна, так как в 2011 году в России только на производстве погибло более 10000 человек. Указанные прогрессирующие негативные тенденции требуют адекватного новой ситуации реформирования системы охраны труда в России на базе новой концепции и совершенствования отечественной системы охраны труда как с точки зрения адаптации ее к рыночным отношениям, так и с позиции сохранения ее назначения как механизма защиты интересов работающих и особенно молодежи, гарантии сохранения их жизни, здоровья и трудоспособности в процессе профессиональной деятельности. Анализ опыта промышленно развитых стран показал, что при рыночной экономике для решения этой проблемы необходимо эффективное использование системы государственного регулирования с возложением расходов и экономической ответственности за ее реализацию на работодателей. Опираясь на такой подход, Россия поставила перед собой еще более масштабную задачу, провозгласив принципом государственной политики в сфере охраны труда приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Причем все работодатели и работники должны выполнять требования 1300 федераль-ных и межотраслевых нормативных документов по охране труда, указанных на сайте Санкт-Петербургского научно-исследовательского института охраны труда www.niiot.ru/doc/catalogue [1], многих сотен нормативных документов по пожарной безопасности и многих других документов, а также вовремя изучать и учитывать все вносимые в них изменения. Это затрудняет изучение и выполнение требований охраны труда и требует больших финансовых затрат работодателей, из-за чего некоторые фирмы выполняют требования охраны труда только для своих официально оформленных работников и в целях экономии используют без договоров труд части работников, имеющих при этом худшие условия труда и оп-латы. Поэтому при рыночной экономике надо учить студентов и школьни-ков методам: 1 - улучшения охраны труда и снижения рисков при миниму-ме затрат денег и труда; 2 - повышения уже при учебе своей конкурентоспособности при трудоустройстве и работе для улучшения условий труда. В связи с этим наиболее актуальны вопросы, связанные с организацией работы по охране труда, с улучшением условий и с профилактикой травматизма во время процесса обучения и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях и с обучением школьников и студентов методам улучшения охраны труда при рыночной экономике с учетом мирового опыта, особенно повышения их конкурентоспособности. Данное учебное пособие должно обеспечить получение студентами знаний, умений и практических навыков по следующим основным разделам: «Законодательство в области охраны труда», «Охрана труда при рыночной экономике и возможности ее улучшения», «Основы техники безопасности», «Гигиена труда и производственная санитария», «Охрана труда и здоровья в школе», «Охрана труда в вузе» и «Пожарная безопасность». Эти разделы представлены нами в единой системе с описанием специфики обеспечения охраны труда и уменьшения рисков при рыночной экономике, что соответствует логике подготовки будущего учителя. Для получения лучших знаний, умений и практических навыков в связи наличием огромного количества нормативных документов и изучением этого курса один семестр желательно, чтобы студент сразу выбрал будущее направление своей деятельности и желательную должность и бо-лее целенаправленно изучал материал, готовясь к своей будущей работе. Введение, главы 1–4 написаны С.А. Радченко, М.С. Петровой и С.С. Радченко, глава 5 – И.В. Лазаревым, И.В. Долгополовым и С.А. Радченко, главы 6–8 – С.А. Радченко и С.С. Радченко. Глава 1. ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 1.1. Предмет охраны труда.
Система сохранения жизни и здоровья человека в процессе деятельности является предметом дисциплины «Охрана труда в образовательных учреждениях». Жизненный опыт человека показывает, что любой вид деятельности должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативных воздействий или вреда, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой заканчиваться и полной потерей трудоспособности или смертью. Вред здоровью человека может наносить любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), деятельность, связанная с получением знаний (учебная деятельность) и даже различные виды отдыха и развлечений. Проблемы охраны труда затрагивают многие стороны жизни и деятельности трудовых коллективов, организации производства и труда, управления производством, носят разносторонний многоплановый характер. Сложность состоит в том, что решение должно обеспечиваться на каждом этапе производственного процесса, на каждом участке производства, на каждом рабочем месте. Поэтому целью курса «Охрана труда в образовательных учреждениях» является формирование у будущих учителей необходимых знаний и умений в области охраны труда с учётом особенностей профессионально-педагогической деятельности. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда (ТК РФ, глава 33, статья 210) [2] являются: - обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; - принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; - государственное управление охраной труда; - государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; - государственная экспертиза условий труда; - установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; - содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; - профилактика несчастных случаев и нарушения здоровья работников; - расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; - защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; - установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда; - координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической деятельности; - распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; - участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; - подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации; - организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных и социальных последствиях; - обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; - международное сотрудничество в области охраны труда; - проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; - установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счёт работодателей. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Главной целью управления охраной труда и в целом обеспечением безопасности жизнедеятельности в системе образовании является сохранение жизни и здоровья воспитанников, обучающихся и работающих в процессе труда, обучения, воспитания и организованного отдыха. Деятельность по управлению охраной труда в системе образования направлена на: - обеспечение выполнения требований правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса; - организацию и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости среди работающих, обеспечение их средствами индивидуальной защиты; - предотвращение несчастных случаев с обучающимися (воспитанниками) во время проведения образовательного процесса, дорожно-транспортных, бытового травматизма и происшествий на воде; - соблюдение требований нормативных документов по радиационной и пожарной безопасности, защите окружающей среды и действиям в чрезвычайных ситуациях; - обеспечение безопасности эксплуатации учебных и бытовых зданий и сооружений, используемых в образовательном процессе, оборудования, приборов и технических средств обучения; - охрану и укрепление здоровья работающих, обучающихся (воспитанников), организацию их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, обучения, организованного отдыха; - создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, включающей дошкольное, все виды общего, начальное профессиональное, среднее и высшее педагогическое образование, систему переподготовки и повышения квалификации кадров. Основными понятиями охраны труда являются: – охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; – условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; – безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы; – рабочее место – место, на котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя; – средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Курс «Охрана труда в образовательных учреждениях» включает в себя следующие разделы: – законодательство в области охраны труда; – основы техники безопасности; – гигиена труда и производственная санитария; – пожарная безопасность. Законодательство РФ в области охраны труда весьма обширное и его следует рассматривать в совокупности с Конституцией Российской Федерации [3], Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» [4], Трудовым кодексом РФ (ТК РФ) [2], других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ. Законодательство РФ в области охраны труда регулирует трудовые отношения работника и работодателей, содействуя росту производительности труда, повышению эффективности производства и укреплению трудовой дисциплины. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основные задачи трудового законодательства - создание необходимых правовых условий для оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства и правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений: – организация труда и управление трудом; – трудоустройство у данного работодателя; – профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников непосредственно у данного работодателя; – социальное партнерство, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений; – участие работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; – материальная ответственность работодателей и работников в сфере труда; – надзор и контроль (включая профсоюзный контроль) за соблюдением трудового законодательства, законодательства об охране труда; – разрешение трудовых споров. Трудовое законодательство определяет основные права и обязанности работодателей и работников в области охраны труда. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 37) [3] и Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (статья 8) [4] каждый работник имеет право на безопасные и безвредные условия труда или отказ от выполнения работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья. При приёме на работу или смене её характера в рамках своих прав работник должен быть проинформирован о существующем риске повреждения здоровья, проинструктирован и обучен безопасным методам труда, застрахован от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Работник имеет право на предварительный медицинский осмотр, а также на внеочередной в соответствии с медицинскими рекомендациями. При этом место работы и средний заработок сохраняются. При нанесении вреда здоровью в результате несчастного случая работник имеет право лично или через своего представителя участвовать в его расследовании, а также – на возмещение вреда, причиненного ему увечьем или профессиональным заболеванием. В случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда работник имеет право на профессиональную переподготовку за счёт средств работодателя. Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе. Условия трудового договора должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда. На время приостановки работ на предприятии, в цехе, на участке, рабочем месте по причине нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняется место работы, должность и средний заработок. В соответствии со статьёй 15 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» [4], а также статьёй 214 ТК РФ [2] работник обязан: – соблюдать нормы, правила, инструкции по охране труда; – правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты; – проходить обучение, инструктаж по безопасным приёмам труда, предварительные и периодические медицинские осмотры; – немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей. Кроме того, работники обязаны работать честно и добросовестно, исполнять распоряжения администрации, соблюдать требования охраны труда, правила внутреннего трудового распорядка. За нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники организаций могут привлекаться к дисциплинарной, а в соответствующих случаях – материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Работодатель обязан в совершенстве знать законодательство о труде и об охране труда, так как на него возложена юридическая и моральная ответственность за жизнь, здоровье и благополучие своих работников с момента их зачисления в штат организации. Федеральным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (статья 14) [4], а также статьей 212 ТК РФ [2] регламентированы обязанности работодателя. В первую очередь работодатель обязан соблюдать законодательство о труде и об охране труда, то есть обеспечивать: – режим труда и отдыха; – обучение и инструктаж работников безопасным методам и приемам труда; – предварительный при поступлении на работу и периодические (внеочередные) медицинские осмотры работников; – выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты, в том числе моющих и обезвреживающих; – информирование работников об условиях труда с указанием их в трудовом договоре, а также полагающихся льгот и компенсаций за вредные условия труда, если они имеют место на рабочем месте, и т. д. Рабочие места должны создаваться или приводиться в соответствии с требованиями действующих правил, санитарных норм и других нормативных документов. В процессе трудовой деятельности работодатель должен обеспечивать проведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в организации, а также обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Всякое нарушение правил техники безопасности или невыполнение мероприятий, направленных на создание более безопасных условий труда, если это нарушение или неисполнение обязанностей могло повлечь или повлекло за собой несчастные случаи с людьми, карается законом в зависимости от опасности нарушения и наступивших последствий. Предусматриваются следующие виды ответственности за нарушение законодательства по охране труда: 1) дисциплинарная; 2) административная; 3) материальная; 4) уголовная. За совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания. Дисциплинарным взысканием за нарушение законодательства об охране труда являются замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. В отличие от дисциплинарной ответственности к административной в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [5] привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники. Решение о наложении взыскания в виде штрафов разной величины принимают инспекторы или руководители органов Госнадзора. Материальная ответственность, как следствие нарушения правил охраны труда, возникает в тех случаях, когда в результате нарушения этих правил причинён материальный ущерб государству или пострадавшим. Решение об уголовной ответственности согласно Уголовному кодексу Российской Федерации (УК РФ) [6] принимается в судебном порядке. Объектами ответственности являются лица, допустившие нарушения правил охраны труда, которые могли повлечь (или повлекли) за собой несчастные случаи с тяжёлыми последствиями. Величина санкций, которые включают в себя отстранение от должности, штраф, лишение свободы, исправительные работы, определяется судом. Уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением правил безопасности, предусмотрена статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 143. Нарушение правил охраны труда; статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности) [6]. В соответствии со статьёй 20 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» [4] государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляются федеральным органом надзора и контроля, а также соответствующими органами субъектов Российской Федерации. Различают следующие виды надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда: а) государственный, б) ведомственный, в) общественный. Государственный контроль осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, а именно: 1 – Федеральная инспекция труда при Министерстве труда и социального развития РФ (Рострудинспекция). Образована в соответствии с Указом Президента РФ от 04.05.1994 г. № 850. 2 – Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России). Утверждён Указом Президента РФ от 18.02.1993 г. № 284. Осуществляет контроль за безопасным ведением работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования. Госгортехнадзор России осуществляет также лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ. 3 – Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Положение о Госатомнадзоре России утверждено распоряжением Президента РФ от 16.09.1993 г. № 636-рп, в соответствии с которым Госатомнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ. Госатомнадзор России осуществляет также лицензирование видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии, ядерных материалов. 4 – Государственный энергетический надзор (Главгосэнергонадзор). В соответствии с Положением о Государственном энергетическом надзоре в РФ, утверждённом постановлением Совета Министров, Главгосэнергонадор России осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок. 5 – Департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России (Госсанэпиднадзор). Осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями и организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-про-тивоэпидемиологических правил. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 24.06.2000 г. № 554. 6 – Государственная экспертиза условий труда. Положение о Госэкспертизе условий труда утверждено постановлением Совета Министров РФ от 03.12.1990 г. № 557. 7 – Госстандарт. Осуществляет государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов ССБТ через свои территориальные органы (лаборатории государственного надзора, центры стандартизации и метрологии) самостоятельно или совместно с технической инспекцией труда центральных комитетов и советов профсоюзов. 8 – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Разрешает ввод в эксплуатацию новых и вышедших из ремонта автомобилей, следит за техническим состоянием автомобильного транспорта на предприятиях, в хозяйствах и учреждениях. 9 – Государственный пожарный надзор в РФ. В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ от 21.12.1999 г. «О пожарной безопасности» (статья 5) [7] организует и осуществляет государственная противопожарная служба, которая является основным видом пожарной охраны и до 31 декабря 2001 года входила в состав Министерства внутренних дел РФ в качестве единой самостоятельной оперативной службы, а затем вошла в МЧС России. Министерства и ведомства осуществляют ведомственный (внутриведомственный) контроль за соблюдением законодательства о труде на подчинённых им предприятиях. Ведомственный контроль по охране труда осуществляется вышестоящей организацией по подчинённости. К ведомственному контролю относится также контроль, осуществляемый службой охраны труда данного предприятия. Общественный контроль за состоянием охраны труда осуществляют профсоюзы в лице им соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляет Генеральный прокурор РФ с подчинёнными ему нижестоящими прокурорами. Централизованный государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда выполняет Федеральная инспекция труда. Текущий (административно-общественный) контроль за состоянием условий труда на рабочих местах осуществляют с помощью многоступенчатого механизма контроля, эффективного на предприятиях России. Административно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем администрации, выборного профсоюзного органа образовательного учреждения, органов управления образованием за состоянием охраны труда. В целях систематического контроля за соблюдением требований законодательства по охране труда организуется четырёхступенчатая система контроля. I ступень: осуществляют заведующие кабинетами, учебными мастерскими, спортивными залами, воспитатели, руководители кружков и секций, которые ежедневно до начала работы (занятия) проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал административно-общественного контроля. II ступень: осуществляют заместители руководителя образовательного учреждения, заведующий хозяйством, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, которые один раз в квартал проводят проверку состояния охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности III ступень: осуществляют руководитель образовательного учреждения совместно с председателем выборного профсоюзного органа, которые один раз в полугодие изучают материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния охраны труда, заслушивают на совместных заседаниях администрации и выборного профсоюзного органа ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний, проводят анализ происшедших несчастных случаев. На основании проверки и обсуждения вопросов о состоянии охраны труда издается приказ руководителя образовательного учреждения. IV ступень: осуществляет комиссия по приёмке образовательных учреждений к новому учебному году и вышестоящие органы.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |