КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Охрана труда при использовании компьютеров
В образовательных учреждениях широко используются в учебно-воспитательном процессе персональные компьютеры (ПК). Опасные и вредные производственные факторы, имеющие место при работе с компьютером, можно классифицировать на следующие виды: ПК как непосредственный источник электромагнитных и элект-ростатических полей, а иногда - рентгеновских излучений; негативные факторы, возникающие при восприятии и отображении информации с экрана дисплея и действующие на зрение; несоответствие окружающей среды при работе на компьютере (освещение, микроклимат, окраска помещения, избыточный шум, вибрация и т.п.) физиологическим потребностям организма человека; несоответствие рабочего места антропометрическим данным оператора ПК; монотонность труда. Вредные воздействия при работе на персональном компьютере: 1 – избыточный видимый свет (особенно сине-фиолетовый); 2 – напряжённость электрического, магнитного и электростатического полей; 3 – неравномерная яркость и блики. Указанные факторы и воздействия вызывают повышенную утомляемость, расстройство памяти, головную боль, трофические заболевания, нарушение сна, боль в запястьях и пальцах, а также в пояснице. Конструкция персональной электронно-вычислительной машины (далее ПК) должна обеспечивать возможность поворота корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении для обеспечения фронтального наблюдения экрана видеодисплея. Дизайн ПК должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус ПК, клавиатура и другие блоки и устройства ПК должны иметь матовую поверхность с коэффициентом отражения 0,4-0,6 и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики. Конструкция видеодисплея должна предусматривать регулирование яркости и контрастности. Площадь на одно рабочее место пользователей ПК - не менее 6 м2 при использовании дисплея с электронно-лучевой трубкой и не менее 4,5 м2 – при использовании жидкокристаллического дисплея. Перед началом занятий и после каждого часа занятий нужно сквозное проветривание. В кабинете с ПК обязательна ежедневная влажная уборка, а экраны видеомониторов необходимо протирать от пыли. Помещения, в которых находятся видеодисплеи, должны иметь естественное и искусственное освещение. Окна в помещениях, где работают ПК, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток. Искусственное освещение может быть как общее, так и комбинированное. Освещенность на поверхности стола в зоне размещения документов должна быть 300-500 лк. Поверхность пола в кабинете должна быть ровной, без выбоин, не скользкой и удобной для очистки, обладающей антистатическими свойствами. Стены кабинета должны быть окрашены холодными тона ми красок – светло-голубым, светло-зеленым, светло-серым цветами. Для подсветки документов допускается применение светильников местного освещения. Рабочие места пользователей ПК надо размещать так, чтобы монитор был ориентирован боковой стороной к световым проёмам, а естественный свет падал преимущественно слева. Блесткость устраняют правильным размещением рабочих мест и выбором светильника. Светильники местного освещения должны быть с непросвечивающимся отражателем с защитным углом не менее 400. В помещениях всех образовательных учреждений, где расположены ПК, уровни шума и вибрации не должны превышать допустимых значений, установленных для жилых и общественных зданий в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормативами. Шумящее оборудование (печатающие устройства, серверы и т.п.), уровни шума которого превышают нормативные, должно размещаться вне помещений с ПК. Помещения, в которых есть рабочие места с ПК, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с установленными правилами электробезопасности. Не допускается использование блестящих поверхностей в отделке интерьера кабинета. Запрещается применять для отделки внутреннего интерьера полимерные материалы (древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические ковровые покрытия и др.), выделяющие в воздух вредные химические вещества. На окнах должны быть шторы под цвет стен, не пропускающие естественный свет и полностью закрывающие оконные проемы. Не допускаются шторы черного цвета. Вся информация на стенах должна быть закрыта пленкой. В кабинете не допускается меловая доска. При размещении рабочих мест с ПК расстояние между столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора) должно быть не менее 2 метров, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 метра. Таблица 10 Допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот и уровня звука, создаваемого ПК (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03) [299]
Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на его поверхности применяемого оборудования с учётом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. Поверхность стола должна иметь коэффициент отражения 0,5-0,7. Высота поверхности стола для взрослых пользователей должна регулироваться в пределах 680-800 мм, а при отсутствии такой возможности должна быть 725 мм. Модульными размерами рабочей поверхности стола для ПК, на основании которых рассчитывают конструктивные размеры, следует считать: ширину 800, 1000, 1200 и 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при его нерегулируемой высоте, равной 725 мм. Рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, шириной – не менее 500 мм, глубиной на уровне колен – не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм. Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПК и позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПК. Рабочий стул должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать: - ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм; - поверхность сиденья с закругленным передним краем; - регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400-550 мм и углов наклона вперед до 150 и назад до 50; - высоту опорной поверхности спинки 300±20 мм, ширину – не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости – 400 мм; - угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах ±300; - регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260-400 мм; - стационарные или съёмные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной – 50-70 мм; - регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230±30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350-500 мм. Рабочее место пользователя ПК следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 200. Поверхность подставки должна быть рифлёной и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм. Клавиатура должна быть на поверхности стола на расстоянии 100- 300 мм от края, обращённого к пользователю, или на специальной регулируемой по высоте поверхности, отделённой от основной столешницы. Для преподавателей средних и высших учебных заведений и учителей продолжительность работы в дисплейных классах, в кабинетах информатики и вычислительной техники не более 4 часов в день, а для обслуживающего персонала не должна превышать 6 часов в день. Весьма жесткие ограничения длительности работы на ПК введены для учащихся школ и средних учебных заведений и для студентов. Длительность работы студентов на занятиях с использованием персонального компьютера определяется курсом обучения, характером (ввод данных, программирование, отладка программ, редактирование и другие работы) и сложностью выполняемых заданий. Для студентов первого курса оптимальное время учебных занятий при работе с ПК составляет 1 час, а для студентов старших курсов – 2 часа с обязательным перерывом между двумя академическими часами занятий длительностью 15-20 минут. Допускается время учебных занятий с ПК увеличивать для студентов первого курса до 2 часов, а для студентов старших курсов – до 3 академических часов, при условии, что длительность учебных занятий в дисплейном классе (аудитории) не превышает 50 % времени непосредственной работы с ПК и при соблюдении профилактических мероприятий: упражнения для глаз, физкультурная минутка и физкультурная пауза.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |