Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аттестация рабочих мест по условиям труда




 

Аттестация рабочих мест по условиям труда является важной составляющей организации охраны труда на предприятии и ее проведение совершенствуется. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н (редакция от 12.12.2012 г.) «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» [300] был дополнен Приказом Минтруда России от 20.02.2014 г. № 103н «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 г. № 32284) [301].

Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В аттестацию рабочих мест входит:

– определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) на рабочих местах;

– оценка тяжести и напряженности трудового процесса;

– оценка травмобезопасности рабочих мест;

– оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются прежде всего для:

– сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

– планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

– обоснования предоставления льгот и компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда;

– рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации цеха, участка, производственного оборудования, изменении технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников.

Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

Обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации при выявлении нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляют лабораторные подразделения организации. При отсутствии у организации необходимых для этого технических средств и нормативно-справочной базы привлекаются центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений. Оценка травмобезопасности рабочих мест проводится организациями самостоятельно или по их заявкам сторонними организациями, имеющими разрешение органов Государственной экспертизы условий труда РФ на право проведения указанных работ.

Аттестацию рабочих мест по условиям труда осуществляет аттестационная комиссия предприятия. В состав аттестационных комиссий организации входят главные специалисты, а также работники служб охраны труда, а в состав аттестационных комиссий цехов – мастера и бригадиры. Приказом назначаются председатель, члены комиссии и ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест по условиям труда, а также определяются сроки и графики проведения работ.

Аттестационная комиссия организации:

– осуществляет методическое руководство и контроль за проведением работы на всех ее этапах;

– формирует необходимую нормативно-справочную базу и организует ее изучение;

– составляет полный перечень рабочих мест с выделением аналогичных по характеру выполняемых работ и условий труда;

– выявляет на основе анализа причин производственного травматизма наиболее травмоопасные участки работы и оборудования;

– составляет перечень опасных и вредных факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса;

– присваивает коды производствам, цехам, участкам, рабочим местам для проведения автоматизированной обработки результатов аттестации;

– аттестует и принимает решения по дальнейшему использованию рабочих мест;

– разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда;

– вносит предложения о готовности подразделений организации, производственных объектов к их сертификации на соответствие требованиям по охране труда.

По результатам проверки соответствия рабочего места требованиям безопасности заполняют карты аттестации рабочих мест, в которых фиксируются нормативное и фактическое значения гигиенических параметров, величины отклонения их от нормы, наличие соответствия требованиям безопасности средств коллективной и индивидуальной защиты, соответствие требованиям безопасности оборудования и технологических процессов. Оценка опасных и вредных производственных факторов на аналогичных по характеру выполняемых работ и по условиям труда рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации не менее 20 % таких рабочих мест.

Если условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности, то такое рабочее место признается аттестованным. В случаях, когда на рабочем месте фактические значения ОВПФ превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников СИЗ не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным. При сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда условно аттестованное рабочее место не засчитывается как аттестованное. По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда заполняются:

– ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделении, в которую включаются сведения об аттестуемых рабочих местах, условиях труда на них, количестве занятых в этих условиях работников, обеспеченности их средствами индивидуальной защиты;

– сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации, где указывается количество рабочих мест по структурным подразделениям и в целом по организации; количество рабочих мест, на которых проведена аттестация с распределением их по классам условий труда; количество работников, занятых на рабочих местах, на которых проведена аттестация; сведения об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты.

Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются протоколом. К протоколу должны прилагаться:

– карты аттестации рабочих мест по условиям труда;

– ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях;

– сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации;

– план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

Документы аттестации рабочих мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению 45 лет.

Ответственность за проведение аттестации рабочих мест по условиям труда несет руководитель организации.

В Российской Федерации рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда занимают довольно большой удельный вес, что обу­словливает и высокий показатель профессиональных заболеваний. По­этому очевидно, что все виды компенсаций и льгот не приводят к суще­ственному восстановлению потери здоровья работающих во вредных условиях труда. Поэтому одна из основных обязанностей работодателя – в создании безвредных условий труда на рабочих местах, а также сани­тарно-бытовом и лечебно-профилактическом обслуживании работников.

 

2.17. Общие требования безопасности труда
и производственной санитарии
при технологическом обучении учащихся

 

Учебные мастерские создаются в каждой средней, неполной средней и начальной школе в соответствии с «Положением об учебных мастерских общеобразовательной школы», утвержденным приказом Министерства просвещения СССР от 28.06.1986 г. № 169 [302]. Они предназначены для осуществления с учетом требований [303-320]:

– трудового обучения учащихся I–VII классов в соответствии с утвержденными программами;

– выполнения слесарных работ учащимися VIII–IX классов, обучающимися по профилям «Автодело» и «Основы агротехники и механизации растениеводства»;

– организации общественно полезного, производительного труда учащихся;

– проведения факультативных занятий по трудовому обучению;

– работы технических, художественно-прикладных кружков и клубов по интересам.

В отдельных случаях на базе учебных мастерских школы может осуществляться профессиональное обучение учащихся VIII–IХ классов по профилям «Деревообработка», «Металлообработка» и «Швейное производство».

В общеобразовательной школе создаются следующие учебные мастерские: для трудового обучения и общественно полезного труда учащихся I–IV классов, по обработке металла, по обработке древесины (или комбинированная мастерская по обработке металла и древесины), по обработке тканей, для работ с пищевыми продуктами. В специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах в соответствии с положениями об этих школах могут создаваться учебные мастерские других профилей (картонажные, переплетные и т. п.). При организации технологического обучения учащихся необходимо обеспечивать выполнение норм и правил охраны жизни и здоровья обучающихся, строго соблюдать требования техники безопасности, производственной и бытовой санитарии и гигиены.

Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов) с учетом номенклатуры типов зданий, состава и площади помещений общеобразовательных школ, утвержденной Госгражданстроем СССР и согласованной с Министерством просвещения СССР и Госпланом СССР 27 мая 1985 года (НШ. 85–90) [303]. При необходимости для группы близлежащих школ могут создаваться в установленном порядке межшкольные учебные мастерские.

Строительство новых зданий общеобразовательных школ с учебными мастерскими для учащихся I–VII классов и пристройку недостающих учебных мастерских к существующим зданиям школ следует осуществлять только по действующим типовым проектам, разработанным в соответствии с нормативными документами по проектированию (НШ. 85–90) [303].

Помещения учебных мастерских следует располагать изолировано от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий) с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа. Они должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях. Полы производственных помещений (деревянные, цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескользкими, непылящими и удобными для очистки. Двери, лестницы и коридор должны быть устроены согласно требованиям строительных и пожарных правил и норм. Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения. Окна запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами.

Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте. Учебные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой медицинской помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечкой) с учетом требований [318].

Учебные мастерские оснащаются станочным и другим оборудованием, инструментами, приспособлениями, учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения в соответствии с действующими типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, а также дидактическими материалами, технической и технологической документацией. При наличии свободной площади мастерские могут оснащаться также дополнительным станочным и другим оборудованием, приспособлениями и инструментами, необходимыми для общественно полезного, производительного труда учащихся, работы технических кружков, а также профессионального обучения в VIII–IX классах по профилям.

Все эксплуатируемое оборудование в учебной мастерской должно находиться в полной исправности и надежно закреплено. Оборудование и механизмы должны иметь необходимые надежно закрепленные ограничители, исключающие возможность захвата одежды и пальцев работающего. Исправность и состояние оборудования и его ограждений должны проверяться до начала работы учителем технологии, лаборантом или мастером, работа на неисправном оборудовании запрещается. Пуск и остановка оборудования и механизмов должны быть безопасны, а пусковые устройства удобны в обращении. Пусковые приспособления должны обеспечивать быстроту и плавность включения с рабочего места и должны быть лишены возможности самопроизвольного включения. Вблизи рабочего места учителя должен быть рубильник отключения всего оборудования учебной мастерской. Учитель технологии (мастер) должен руководствоваться и строго соблюдать в практической работе инструкцию по технике безопасности при эксплуатации электроустановок до 1000 В в школах и других образовательных учреждениях. Оборудование должно эксплуатироваться с соблюдением требований безопасности [314-317].

В учебных мастерских оборудуются рабочие места учащихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планировка мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны обеспечивать благоприятные и безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса, возможность контроля за действиями каждого учащегося. Рабочее место учащегося должно быть организовано так, чтобы предупредить всякую возможность несчастного случая. Запрещается загромождение рабочих мест и проходов материалами, заготовками, деталями и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, также запрещается.

Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V–IX классов на подгруппы в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.

Рабочее место учителя в мастерской располагается на возвышении-подиуме размером (примерно) 3600х2000х200 мм. Оно оборудуется столом для размещения ТСО, классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. К рабочему месту учителя подводится электропитание напряжением не свыше 42 В.

Каждая учебная мастерская оснащается умывальниками со щетками и мылом в количестве 20% от числа учащихся, а также электрополотенцами (полотенцами). В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи, комплектуемая с учетом Приказа Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 г. № 169н «Об ут­верждении требований к комплектации изделиями медицинского назна­чения аптечек для оказания первой помощи работникам» [318]. Около аптечки указывается адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения.

Помещения мастерских оформляются стендами, таблицами и плакатами постоянного пользования, в том числе – по безопасности труда
и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации и др. Цвет для окраски стен, инвентаря, оборудования мастерских следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики с использованием сигнальных цветов и знаков безопасности по ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасно­сти и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний [284].

Рабочие места учащихся обеспечиваются инструкциями по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ, разработанными на основе типовых, утвержденными директором школы и согласованными с профсоюзным комитетом.

Все учителя технологии и мастера должны знать правила, положения и инструкции по технике безопасности и производственной и личной санитарии. Всю ответственность за своевременный и полный инструктаж учащихся на рабочих местах несет администрация образовательного учреждения. Учитель технологии (мастер) должен ознакомить учащихся не только с технологией процесса, устройством оборудования и другими условиями работы, но и обязан проинструктировать о мерах безопасности при данной работе, рассказать о назначении предохраняющих устройств оборудования, безопасных методах работы, подготовке и уборке рабочего места, правилах личной гигиены. Эти знания периодически проверяются и закрепляются. Проведение инструктажа по технике безопасности должно быть соответственно оформлено в журнале инструктажа по технике безопасности. Учителя технологии обязаны обучать учащихся правильному и безопасному обращению с находящимся в учебной мастерской оборудованием, безопасным методам выполнения работ и следить за соблюдением ими мер безопасности. Ответственность за выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии, за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в учебных мастерских несут директор образовательного учреждения и учителя, которые руководят этой работой. Каждый несчастный случай, происшедший с учащимся в учебной мастерской в процессе технологического обучения, должен быть расследован и зарегистрирован согласно Положению о расследовании и учете несчастных случаев с учащимися (воспитанниками). Организационно-технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты меры к предупреждению таких случаев в будущем.

Учащиеся и учителя, мастера технологического обучения должны быть обеспечены спецодеждой: хлопчатобумажными халатом, фартуком, рукавицами, защитными очками и другими индивидуальными средствами и защитными приспособлениями. Допуск учащихся к работе без спецодежды запрещается.

Работа по пожарной безопасности в учебных мастерских организуется в соответствии с правилами пожарной безопасности. Мастерские должны быть полностью обеспечены средствами пожаротушения, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием. Воспрещается загромождать доступ и проходы к средствам пожаротушения и пожарному оборудованию, а также использовать его не по назначению. Обтирочный материал как использованный, так и не использованный должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках, закрытых крышками. Использованный материал, мусор должны убираться после каждого занятия. Заключение о пригодности мастерских к проведению занятий дается ежегодно комиссией по приему школы к учебному году и оформляется актом.

Администрация школы принимает меры по модернизации мастерских, систематическому пополнению их оборудованием, инструментами, приспособлениями, улучшению их технического обслуживания, рационализации рабочих мест.

Приказом по школе на учителя (учителей) трудового обучения возлагается выполнение обязанностей мастера учебной мастерской (мастерских). Учитель трудового обучения, выполняющий обязанности мастера учебных мастерских:

– совместно с заместителем (помощником) директора по хозяйственной части (заведующим хозяйством) выполняет работу по обеспечению мастерских оборудованием, инструментами, материалами;

– планирует работу мастерских совместно с педагогическим работником школы, осуществляющим организацию общественно полезного, производительного труда учащихся, планирует изготовление изделий на учебный год;

– организует наладку и ремонт техники, оборудования, инструментов, приспособлений;

– следит за своевременной проверкой электрооборудования, его заземления (зануления), состояния изоляции электропроводки;

– отвечает за безопасное состояние оборудования и санитарно-гигиеническое состояние мастерских;

– принимает на ответственное хранение имущественно материальные ценности мастерских, ведет в установленном порядке учет.

Учителя трудового обучения, руководители кружков и общественно полезного, производительного труда, работающие в мастерских:

– осуществляют подготовку инструментов и приспособлений к занятиям (заточку, наладку);

– обеспечивают занятия заготовками, технической документацией;

– проводят инструктаж учащихся по технике безопасности по каждому виду проводимых работ с регистрацией по 12.0.004-90 [321];

– несут ответственность за выполнение учащимися правил техники безопасности, производственной санитарии и за охрану жизни и здоровья учащихся во время работы в школьных учебных мастерских.

Учителя трудового обучения один раз в пять лет проходят курсовую переподготовку по охране труда и аттестацию по знанию правил технической эксплуатации электроустановок напряжением до 1000 В, использующихся в учебных мастерских, с присвоением квалификационной группы не ниже третьей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.