Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Релаксация. Сеттинг при представлении образов по методу символдрамы




Сеттинг при представлении образов по методу символдрамы.

Если пациент представляет образы, сидя в кресле, то психотерапевт садится обычно напротив пациента на расстоянии 1,5 – 2 м. С инфантильными доэдипальными пациентами (а к ним, как правило, относятся пациенты, страдающие психосоматическими заболеваниями) рекомендуется сесть параллельно рядом.

Дети младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет) представляют образы, только сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Это положение лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать “на растерзание” психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа.

В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно рядом с пациентом, чтобы не усиливать напряжение противостояния «ребенок–взрослый», «учитель–ученик», «ребенок–родитель». Сидеть следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.

Релаксация не является обязательной составной частью психотерапии по методу символдрамы. Можно просто попросить пациента закрыть глаза и представить образ. Х. Лёйнер обычно проводил релаксацию по технике, близкой к аутогенному тренингу, когда на различные участки тела последовательно внушается ощущение тепла, тяжести и расслабления. С точки зрения физиологии, ощущение тяжести способствует понижения мышечного тонуса, а ощущение тепла способствует расширению периферических сосудов. С психоаналитической точки зрения, такая релаксация способствует регрессу на оральную стадию развития, когда мать прижимает ребенка к своему теплому телу, а теплое грудное молоко своей тяжестью заполняет тельце младенца. Для индукции расслабления используется следующая схема.

 

Сядьте, пожалуйста, поудобнее.

Почувствуйте опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой.

Почувствуйте спинку кресла (стула), на которую можно облокотиться.

Поставьте поудобнее ноги. Почувствуйте ногами пол

Руки расположите поудобнее (почувствуйте подлокотники).

Шею, голову расположите так, чтобы вам было удобно и приятно представлять образы.

Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь расслабиться.

Расслабиться, снять накопившееся напряжение,

Так, как будто вам хотелось бы немножечко вздремнуть.

Начните расслабляться с мышц плеч

Постарайтесь почувствовать, как плечи становятся тяжелые, теплые и расслабленные. Плечи тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые.

Представьте как приятное тепло распространяется из плеч по всему телу.

Почувствуйте как тепло опускается из плеч в руки

Расслабляется верхняя часть рук. Расслабляются локти

Ваши запястья расслабляются

Расслабляются кисти рук – ладони становятся тяжелые и теплые.

Ладони тяжелые и теплые. Тяжелые и теплые.

Расслабляется каждый палец на руках. Руки расслаблены, провисли, вплоть до самых кончиков пальцев.

А теперь обратите внимание на то, как вы дышите – дыхание становится свободным и ровным, свободным и ровным.

Вам хорошо и приятно дышится.

Постарайтесь почувствовать приятное тепло в груди, тепло в области солнечного сплетения, тепло в животе.

Представьте, как тепло из живота опускается в ноги

Почувствуйте, как расслабляется верхняя часть ног, расслабляются колени, расслабляются голени

Стопы становятся тяжелые и теплые. Стопы тяжелые и теплые, тяжелые и теплые.

Почувствуйте пятки. Пальцы ног. Все ноги расслаблены.

Теперь обратите внимание на спину. Почувствуйте как расслабляется поясница, почувствуйте позвоночник. Почувствуйте лопатки.

Почувствуйте как расслабляется середина спины между лопатками.

Расслабляется шея, затылок. Вся голова расслаблена.

Расслаблено темя, виски. Расслабляется лоб, лицо.

Почувствуйте свои щеки, почувствуйте скулы, подбородок. Нижняя челюсть становится тяжелой. Губы расслаблены, язык теплый, расслабляется нос и глаза.

Веки тяжелеют, ресницы слипаются. Глаза расслаблены.

При проведении релаксации речь психотерапевта должна быть четкой, голос сонорным, не слишком громким и не слишком тихим, интонации несколько распевными. Скорость, с которой говорит психотерапевт, должна соответствовать скорости дыхания пациента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.