Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты и стандартные мотивы




Последующее обсуждение

По окончании представления образов проводится последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут, в ходе которого желательно оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить пациента о том, что для него было самым ярким и сильным впечатлением, что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было реальным воспоминанием, а что – продуктом фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа, что из этого пациент считает самым важным и что произвело на него наибольшее впечатление.

Важнейший принцип психоаналитически ориентированной психотерапии заключается в том, что психотерапевт не дает пациенту никаких прямых интерпретаций глубинно-психологической символики. Тем более не следует переходить к интерпретациям сразу после представления образа во время последующего обсуждения. Если пациент все же настаивает: «Скажите, что означает мой образ», то психотерапевт может ответить: «Мы с Вами это обязательно обсудим, но давайте сделаем это на следующей встрече». Нужно объяснить пациенту, что если обсуждать значение символики сразу после представления образа, то тем самым разрушается эффект глубокого погружения в эмоциональные переживания. Нужно, чтобы прошло некоторое время, образ должен быть внутренне проработан, с ним нужно пожить. Одновременно тем самым психотерапевт мотивирует пациента прийти на следующий сеанс, чтобы обсудить свои переживания.

В завершении сессии пациенту дается задание нарисовать свой образ и записать его в специальном дневнике, который будет зачитываться психотерапевтом вслух на предварительной беседе следующего сеанса. В ходе этого чтения происходит обсуждение. Рисунок и дневник помогают пациенту раскрыть для себя значение своих переживаний.

 

В ходе многолетних экспериментальных исследований на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в Германии Х. Лёйнером были найдены и детально разработаны наиболее эффективные в психотерапевтическом и психодиагностическом плане мотивы представления образов. По методическим соображениям, все упражнения были разделены на основную, среднюю и высшую ступени символдрамы, каждая из которых имеет свой набор стандартных мотивов, психотерапевтических техник и режиссерских принципов (см. Таблицу V).

 

Таблица V:

Мотивы и инструменты воздействия по методу символдрамы (H. Leuner, 1994, с. 64; Х. Лёйнер, 1996, с. 11)

  Стандартные мотивы Структура Психотерапевтические техники Режиссёрские принципы
Основная ступень 1. Луг 2. Ручей 3. Гора 4. Дом 5. Опушка леса широкая средняя широкая средняя широкая I. Обучающий процесс (общий стиль ведения) II. Креативное раскрытие Рисование содержания фантазий а) примирение б) кормление
Средняя ступень 6. Значимое лицо 7. Сексуальность (куст розы) (поездка на попутной машине) 8. агрессивность (лев) 9. идеал Я узкая узкая   узкая узкая III.Ассоциативный метод IV. Ночное сновидение V. Фокусирование острых конфликтов VI. Инспекция внутренних частей тела VII. Удовлетворение архаических потребностей VIII. Прорабатывание IX. Анализ переноса в) проводник г) конфронтация символов
Высшая ступень 10а. Пещера 10б. Окно на болоте 11. Вулкан 12. Фолиант широкая узкая X. Комбинация с традиционным психоанализом д) измотать, добить и доконать е) магические жидкости
Музыкальная символдрама (возможно фокусирование 1–8 мотивов)   III. Ассоциативный метод  
Групповая символдрама (возможно фокусирование 1–8 мотивов)   1 тип: Индивидуальные фантазии 2 тип: Групповые фантазии Техника «обратной связи»

Тест «Цветок»

Так называемый тест «Цветок» предлагается, как правило, после сбора глубинно–психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли пациент образовывать полноценные кататимные образы. Удивительно, но почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким.

5 целей теста «Цветок »

· Тест: может ли человек работать с образами[4].

· Учебная цель: показать пациенту, что от него требуется, научить работать с образами (поэтому после представления образа пациента следует обязательно похвалить, поддержать, положительно подкрепить); как показывает практика, от занятия к занятию образы становятся все более яркими и глубокими.

· Диагностическая цель: на основании представленного образа психотерапевт получает первую диагностическую информацию, позволяющую выдвинуть диагностические гипотезы.

· Благодаря представлению образа пациент получает ресурсную подпитку, удовлетворяются архаические потребности.

· В некоторых случаях в образе возможна психо–эмоциональная коррекция: если цветок заведает, его можно полить; если обнажены корни, их можно присыпать землей; если поникла головка, над ней можно подержать руки.

В целом образ задается пациенту при помощи следующей инструкции.

Представьте себе какой-нибудь цветок...

Любой цветок, который вы когда-нибудь видели или который рисует ваше воображение…

Или любой другой образ… Все, что вы представите – это хорошо. Мы можем работать с любым образом…

Если вам что-то представиться, то расскажите, что вам представляется…




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.