КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тесты и стандартные мотивы
Последующее обсуждение По окончании представления образов проводится последующее обсуждение длительностью от 5 до 10 минут, в ходе которого желательно оставаться на уровне эмоционального переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить пациента о том, что для него было самым ярким и сильным впечатлением, что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было реальным воспоминанием, а что – продуктом фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа, что из этого пациент считает самым важным и что произвело на него наибольшее впечатление. Важнейший принцип психоаналитически ориентированной психотерапии заключается в том, что психотерапевт не дает пациенту никаких прямых интерпретаций глубинно-психологической символики. Тем более не следует переходить к интерпретациям сразу после представления образа во время последующего обсуждения. Если пациент все же настаивает: «Скажите, что означает мой образ», то психотерапевт может ответить: «Мы с Вами это обязательно обсудим, но давайте сделаем это на следующей встрече». Нужно объяснить пациенту, что если обсуждать значение символики сразу после представления образа, то тем самым разрушается эффект глубокого погружения в эмоциональные переживания. Нужно, чтобы прошло некоторое время, образ должен быть внутренне проработан, с ним нужно пожить. Одновременно тем самым психотерапевт мотивирует пациента прийти на следующий сеанс, чтобы обсудить свои переживания. В завершении сессии пациенту дается задание нарисовать свой образ и записать его в специальном дневнике, который будет зачитываться психотерапевтом вслух на предварительной беседе следующего сеанса. В ходе этого чтения происходит обсуждение. Рисунок и дневник помогают пациенту раскрыть для себя значение своих переживаний.
В ходе многолетних экспериментальных исследований на базе клиники нервных болезней Марбургского университета в Германии Х. Лёйнером были найдены и детально разработаны наиболее эффективные в психотерапевтическом и психодиагностическом плане мотивы представления образов. По методическим соображениям, все упражнения были разделены на основную, среднюю и высшую ступени символдрамы, каждая из которых имеет свой набор стандартных мотивов, психотерапевтических техник и режиссерских принципов (см. Таблицу V).
Таблица V: Мотивы и инструменты воздействия по методу символдрамы (H. Leuner, 1994, с. 64; Х. Лёйнер, 1996, с. 11)
Тест «Цветок» Так называемый тест «Цветок» предлагается, как правило, после сбора глубинно–психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли пациент образовывать полноценные кататимные образы. Удивительно, но почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким. 5 целей теста «Цветок » · Тест: может ли человек работать с образами[4]. · Учебная цель: показать пациенту, что от него требуется, научить работать с образами (поэтому после представления образа пациента следует обязательно похвалить, поддержать, положительно подкрепить); как показывает практика, от занятия к занятию образы становятся все более яркими и глубокими. · Диагностическая цель: на основании представленного образа психотерапевт получает первую диагностическую информацию, позволяющую выдвинуть диагностические гипотезы. · Благодаря представлению образа пациент получает ресурсную подпитку, удовлетворяются архаические потребности. · В некоторых случаях в образе возможна психо–эмоциональная коррекция: если цветок заведает, его можно полить; если обнажены корни, их можно присыпать землей; если поникла головка, над ней можно подержать руки. В целом образ задается пациенту при помощи следующей инструкции. Представьте себе какой-нибудь цветок... Любой цветок, который вы когда-нибудь видели или который рисует ваше воображение… Или любой другой образ… Все, что вы представите – это хорошо. Мы можем работать с любым образом… Если вам что-то представиться, то расскажите, что вам представляется…
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |