Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности Российской политической системы




Типология политических систем, где основными критериями классификации являются национально-этнические параметры.

В рамках данного подхода политические системы делят на наднациональные, национальные и субнациональные системы.

К наднациональным (многонацио­нальным, мультинациональным) политическим системам относят: империи, федерации, конфедерации и определенные международные организации (ООН, МВФ, ВТО и т.д.).

Национальные политические системы (национальные государства) (от фр. – etat nation, англ. - nation state) - доминирующий в Европе тип государства, отличительной особенность которого является наличие жизнеспособных структур гражданского общества; относительная этническая гомогенность населения; историческое, политическое, культурное единство его граждан. Эти государства, как правило, подразделяют на унитарные и федеративные государства.

Субнациональные политические системы представлены племенными сообществами, сельскими общинами, административно-территориальными, региональными общностями (города, области, края, земли, штаты и т.д.). Для них характерно наличие общественно-политических институтов, выполняющих определенные государственные функции.

5) Типология политических систем по призна­ку устойчивости, стабильности.

Сегодня в политической науке стабильными политическими системами считаются такие системы, которые способны преодолевать кризисные ситуации без гражданских конф­ликтов и войн. К подобному типу, как правило, относят: а) тоталитарные политические режимы; б) "открытые" демократические режимы.

Более стабильны те системы, где существует: 1)эффективный механизм отбора способных, компетентных по­литических деятелей, система своевременной ротации кадров; 2) демократический механизм борьбы мнений и политических по­зиций различных политических сил; 3) доверие к политической власти и политическим лидерам; 4) механизм трансформации политической системы в зависимости от изменяющихся условий и в целом социального и экономического развития общества.

Менее стабильны те системы, где отсутствуют: доверие к политической власти; "консенсус" между различными социальными и политическими силами.

 

В России становление современной политической системы совпадает по времени: а) с рыночными преобразованиями экономики; б) с распадом СССР. Из-за размеров страны, провала либеральных реформ первой половины 90-х годов, многоликости ее этноконфессионального состава, последствий прежней системы организации власти, особенностей и традиций российского менталитета этот процесс протекает с множеством коллизий и пока далек от завершения.

Существенным этапом становления современной политической системы России стало принятие новой Конституции 1993 года, которая закрепила основные ее формальные характеристики. В понятие основ конституционного строя входят закрепленные Конституцией РФ основные характеристики Российского государства: демократическое, правовое, федеративное, социальное, светское, с республиканской формой правления.

Демократическое государство. Демократический характер политической системы России выражается в одном из основных его конституционных признаков – народовластии, которое осуществляется путем выборов и референдума. Они проводятся на трех уровнях: федеральном, региональном (субъектов Федерации), местном.

Выборы в России - это участие граждан в осуществлении народовластия, включающее выборы: Президента РФ; депутатов Государственной Думы; депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации; в органы местного самоуправления.

Власть в РФ реализуется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, судами РФ.

Правовое государство. В самом общем виде правовое государство определяют как государство, в котором господствует право. Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами власти и действующего права. Главное отличие такого государства состоит в признании приоритета права во всех сферах жизнедеятельности общества.

Считается, что формирование и развитие правового государства возможно только при наличии основных демократических институтов.

Становление правового государства требует последовательного проведения в жизнь следующих основных принципов: а) верховенство закона, связанность законом государства и его органов; б) реальность и обеспеченность прав и свобод индивидов; в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей; г) взаимная ответственность государства и личности, наличие развитого гражданского общества.

Социальное государство. Характеристика, определяющая облик демократического государства, подразумевающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства провозглашен в ФРГ 1949 г.

Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Из этого общего положения вытекают следующие обязанности государства: 1) охранять труд и здоровье людей; 2) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; 3) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; 4) развивать систему социальных служб; 5) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Светское государство. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В светском государстве признается равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности. Конституция РФ следующим образом раскрывает параметры светского государства: 1) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 2) религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Республиканская форма правления. Важнейшими отличительными чертами республики является признание за народом суверенного права на власть и осуществление управления государством на основе народного представительства. Конституция РФ 1993 г. провозгласила Россию демократическим правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции), но она не закрепила непосредственно ни одну из существующих разновидностей республики (парламентская, президентская, суперпрезидентская, смешанная). Как правило, Российскую Федерацию определяют президентской республикой с очень широкими полномочиями президента.

Следует отметить, что в настоящее время классификация государств по принципу президентской или парламентской формы правления имеет более важное значение, чем классификация их на основе деления на монархии и республики. Различий между современными парламентскими республиками и конституционными (парламентскими) монархиями значительно меньше, чем между президентскими и парламентскими республиками.

Конституция РФ содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину. Согласно ст. 2 «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Это исходное, базовое положение определяет содержание и структуру специальной главы (гл. 2), посвященной правам и свободам человека и гражданина.

Федеративное государство. Федерализм (от лат. foederatio - союз, объединение) является одним из основополагающих конституционных принципов России. Федерализм фиксирует приверженность Российского государства теории и практике одной из самых распространенных форм политической организации общества в современном мире.

Особенность федерализма, в отличие от унитаризма, состоит в том, что наряду с горизонтальным разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, он предусматривает вертикальное разделение властных полномочий между разными уровнями власти – федеральным, субъектов федерации и местных органов власти. Поэтому не удивительно, что самой сложной из всех проблем, связанных с федерализмом, является проблема суверенитета. В отечественной научной литературе преобладает точка зрения, согласно которой суверенитет нельзя поделить, а значит - субъекты федерации не могут обладать им даже частично.

Россия состоит из 89 федеральных единиц (субъектов), которые подразделяются на три основные типа: 1) национально-государственные (21 республика); 2) административно-территориальные (6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург); 3) национально-территориальных (1 автономная область, 10 автономных округов).

Основными принципами федеративного государственного устройства России являются следующие: 1) равноправие субъектов; 2) государственная целостность; 3) самоопределение народов; 4) разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами федерации (данный принцип выражается в конституционном закреплении предметов ведения России, предметов совместного ведения и предметов ведения субъектов федерации).

Российская федерация имеет ряд особенностей: а) является конституционно-договорной формой федерации, в которой в отличие от договорного союза, образовывающегося в результате чисто договорного объединения государств в одно новое государство, федеральное устройство учреждается путем принятия Конституции (в данном случае Конституции 1993 года); б) члены (субъекты) не обладают государственным суверенитетом, он принадлежит России; в) субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из состава федерации, то есть права на сецессию; г) Россия относится к смешанному типу федераций, так как ее структурирование основывается как на принципе территориальном, так и на национально-территориальном; д) является асимметричной, так как в отличие от симметричных федераций, где равноправие федеральных единиц сопровождается и равенством их правового статуса, в России правовой статус ее членов (субъектов) несколько различается (республики и другие субъекты различны по своему правовому статусу).

Многие аналитики отмечают, что конституционные характеристики Российской политической системы во многом носят формальный характер и не в полной мере отражают реальный облик складывающегося политического режима. По поводу его определения в политической науке ведется активная дискуссия. Высказываются самые разнообразные точки зрения. Политический режим в России определяется и как «авторитарная демократия»; и как «советизация»; и как «полуавторитарный» режим; и как «имитационная демократия»; и как «неосталинизм»; и как некая разновидность Веймарской республики, готовящая почву для появления реальной диктатуры; и как некая разновидность «восточноазиатских автократических модернизационных» режимов, которые заложили фундамент стабильной либеральной демократии; и как «административная олигархия»; и как «выборная монархия»; и как «управляемая демократия»; и как «недопарламентская республика» и т.д. Однако, при столь широком диапазоне мнений и оценок, большинство аналитиков признают два момента: во-первых, что политическая система России находится в стадии трансформации, которая не завершена; во-вторых, что результат этой трансформации во многом будет зависеть от цивилизационной принадлежности России. При этом, одни считают ее органической, хотя и своеобразной частью Европы, другие – культурным лидером особой восточно-славянской цивилизации, а третьи – культурно-историческим образованием, промежуточным между цивилизациями Европы и Азии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.