Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия и структура арбитражных судов




Система арбитражных судов. Система судебных инстанций в арбитражных судах. Разграничение подсудности между арбитражными судами разных звеньев.

Значение и задачи арбитражных судов. Подведомственность дел арбитражным судам.

Тема 8. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ РФ

1. Значение и задачи арбитражных судов.
Подведомственность дел арбитражным судам

Система арбитражных судов начала создаваться в Российской Федерации после принятия Закона РСФСР "Об арбитражном суде", введенного в действие с 1 октября 1991 г. Первый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации был введен в действие с 5 марта 1992 г. Система арбитражных судов в РФ претерпела существенные изменения в связи с принятием Федерального конституционного закона РФ "Об арбитражных судах в РФ" и Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступивших в законную силу с 1 июля 1995 г. Сейчас Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в РФ" применяется в редакции Федерального конституционного закона от 04.07.2003 г. № 4-ФКЗ с изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 г. № 2-ФКЗ. Действуют арбитражные суды в настоящее время в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. (№ 95 ФЗ). Таким образом, это уже третий Арбитражный процессуальный кодекс, принятый и введенный в действие с 1991 г.

Прототипом арбитражных судов в Российской империи были торговые суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности. После Октябрьской революции 1917 г. существовавшая ранее судебная система была сломана. Основным собственником средств производства стало государство, и при рассмотрении споров, возникавших между различными предприятиями, принадлежавшими одному собственнику (государству), судебный порядок был сочтен ненужным. Поэтому в первые годы после революции судебные споры между казенными учреждениями вообще не допускались. Возникавшие разногласия разрешались в административном порядке вышестоящими органами управления. В дальнейшем, с развитием хозяйственных отношений, возникла необходимость в создании специализированного органа, который бы разрешал споры между государственными учреждениями и предприятиями. В качестве таких органов сначала создаются арбитражные комиссии (1922 г.), а затем (в 1931 г.) был создан государственный арбитраж и ведомственные арбитражи. Законодательство о государственном арбитраже неоднократно изменялось, но неизменным при этом оставалось его положение – он создавался при исполнительных органах и подчинялся им.

Однако с развитием товарно-денежных отношений, появлением иных форм собственности на средства производства (кроме государственной) разрешение споров между равными субъектами предпринимательской деятельности прежними методами стало невозможным, а подведомственность таких споров исполнительной власти – недопустимой. Поэтому органы государственного арбитража были преобразованы в судебные органы. В настоящее время арбитражные суды представляют собой федеральные судебные органы, обладающие специализированной юрисдикцией. Они предназначены для того, чтобы осуществлять правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятель-
ности.

В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" основными задачами судопроизводства в арбитражном суде являются:

- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ в качестве задач судопроизводства в арбитражных судах рассматривает также:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

3) формирование уважительного отношения к закону и суду;

4) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

Эти задачи осуществляются арбитражными судами путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Вопросам определения подведомственности дел арбитражному суду посвящены ст.ст. 27–33 Арбитражного процессуального кодекса (далее – АПК) РФ. Эти нормы разъясняются и конкретизируются в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 г. № 11.

При разрешении вопроса о подведомственности дел арбитражному суду законодатель использует сочетание двух критериев. Первым и основным из них является характер спорного правоотношения.

Арбитражным судам подведомственны только дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Это могут быть:

1) экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских правоотношений;

2) экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе:

· об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

· об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

· о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

· другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

3) дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

4) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

6) другие дела, прямо предусмотренные арбитражным процессуальным законом. К их числу, согласно ст. 33 АПК РФ, относятся, в частности, дела:

· о несостоятельности (банкротстве);

· по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций;

· по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

· по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров;

· о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Очевидно, что почти все такие дела также непременно связаны с осуществлением (или попыткой осуществления) предпринимательской и иной экономической деятельности. В качестве исключения возможно было бы рассмотреть лишь споры о создании, реорганизации, ликвидации, а также об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, поскольку такие споры могут возникать, в принципе, и в отношении некоммерческих организаций. Однако Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 09.12.2002 г. № 11 дал ограничительное толкование данной норме закона. В соответствии с п. 5 этого Постановления: "Арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами".

Вторым критерием, определяющим, подведомственно ли дело арбитражному суду, является субъектный состав участников спора. По общему правилу арбитражный суд рассматривает спор лишь в тех случаях, если его участниками являются:

1) юридические лица;

2) граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (индивидуальные предприниматели).

Кроме того, участниками спора в арбитражном суде могут быть в случаях, прямо указанных в законе, и иные субъекты, в частности: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.

Например, при рассмотрении спора в арбитражном суде в качестве ответчиков могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы по искам о признании недействительными ненормативных актов этих органов, если они не соответствуют законам и иным нормативным актам и нарушают права и законные интересы организаций или граждан-предпринимателей.

Статья 33 АПК РФ, о которой уже шла речь выше, содержит перечень дел специальной подведомственности арбитражным судам. Это означает, что перечисленные в ней дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Поэтому с исковым заявлением в арбитражный суд могут обратиться субъекты, еще не зарегистрированные в качестве коммерческих организаций, или граждане, еще не имеющие статуса предпринимателя, в случае отказа в их государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок. Истцом в арбитражном суде может оказаться и гражданин, являющийся кредитором юридического лица, обратившийся в суд с иском о признании юридического лица несостоятельным (банкротом).

В других случаях (если иное прямо не указано в законе), если в качестве одной из сторон в споре выступает гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, или организация, не имеющая статуса юридического лица, такой спор должен рассматриваться судом общей юрис-
дикции.

В то же время, если даже участники спора имеют статус юридического лица или гражданина-предпринимателя, но возникший спор не имеет экономического характера либо не связан с их предпринимательской деятельностью, то такой спор также подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. Например, суды общей юрисдикции будут рассматривать споры, возникающие из семейных отношений между двумя гражданами-предпринимателями, споры, связанные с ликвидацией общественной или религиозной организации, в случае систематического осуществления этой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, и т. д.

При определении подведомственности дел арбитражному суду следует исходить из приоритета общесудебной подведомственности. Это означает, что:

1) арбитражный суд вправе рассматривать дело только в случае соблюдения перечисленных выше условий, которые позволяют отнести это дело к специальной подведомственности арбитражного суда. Все дела, не подведомственные арбитражным судам (и не относящиеся к компетенции Конституционного Суда РФ) подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции;

2) при объединении нескольких связанных между собой требований, одни из которых подведомственны арбитражному суду, а другие – суду общей юрисдикции, все требования должны быть рассмотрены судом общей юрисдикции.

В то же время в соответствии с ч. 4 ст. 27 АПК РФ заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено этим арбитражным судом по существу и в том случае, если в дальнейшем к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя.

2. Система арбитражных судов. Система судебных инстанций
в арбитражных судах. Разграничение подсудности между арбитражными судами разных звеньев

Система судебных инстанций в арбитражных судах существенно отличается от той системы судебных инстанций, которая свойственна системе судов общей юрисдикции и которая сделалась привычной в нашей стране за годы, прошедшие после Октябрьской революции 1917 г. В 1917 г. апелляционная инстанция в России была отменена как черта буржуазного судопроизводства. В настоящий момент апелляционный порядок пересмотра дел частично возвращен в систему судебных инстанций РФ. Однако в апелляционном порядке в РФ в настоящее время могут рассматриваться, кроме решений арбитражных судов, лишь приговоры, решения, постановления и определения мировых судей. Причем согласно порядку, установленному в ГПК РФ, постановление апелляционной инстанции, принятое в результате рассмотрения жалобы, представления на решение или определение мирового судьи, не может быть пересмотрено в кассационном порядке. Таким образом, в порядке гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции дело может быть пересмотрено либо только в апелляционном порядке, либо только в порядке кассации.

В отличие от этого, в арбитражном процессе РФ апелляционная и кассационная инстанция представляют собой как бы два этапа, две ступени процесса проверки законности и обоснованности решения суда, принятого в результате рассмотрения дела по первой инстанции. В связи с указанными особенностями в арбитражном процессе более четко сформулированы и проведены различия между этими инстанциями.

Все это в совокупности с последовательной реализацией принципа, согласно которому пересматривать дело не должен тот же самый суд, который вынес подлежащее пересмотру решение, приводит к существенным отличиям в построении системы арбитражных судов РФ (по сравнению с системой судов общей юрисдикции). Отличающим признаком является и построение взаимоотношений между звеньями судебной системы арбитражных судов РФ и системой судебных инстанций в арбитражных судах.

Система арбитражных судов состоит в настоящее время из четырех звеньев (хотя второе звено системы арбитражных судов – апелляционные суды – созданы и действуют в настоящее время еще не во всех судебных округах).

Самым нижестоящим звеном системы арбитражных судов являются арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

В соответствии со ст. 34 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" такое соотношение, когда на один субъект РФ приходится один арбитражный суд нижнего звена, не должно соблюдаться безоговорочно, во всех случаях. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. В то же время судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Районных судов в системе арбитражных судов нет.

В то же время в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных судов субъектов Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов.

В соответствии со ст. 43.1 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.

Арбитражный суд субъекта РФ вправе рассматривать в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ. Ранее арбитражный суд субъекта РФ также рассматривал в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции. Сейчас эти полномочия передаются создаваемым Арбитражным апелляционным судам. В соответствии со ст. 2 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" арбитражные суды субъектов Российской Федерации будут рассматривать в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этих судах в первой инстанции, впредь до начала деятельности арбитражных апелляционных судов, которые будут осуществлять проверку судебных актов, принятых соответствующими арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации действует 10 судебных округов, состав которых определен ст. 24 ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ". В частности, в состав Западно-Сибирского округа входят: Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Такое построение судебной системы ориентировано на то, чтобы исключить местные воздействия, влияния на суд, осуществляющий проверку решений и постановлений нижнего звена системы арбитражных судов и в то же время освободить Высший Арбитражный Суд РФ от непосильной нагрузки по пересмотру судебных актов судов субъектов РФ.

В каждом судебном округе создается два арбитражных апелляционных суда. Так, в Западно-Сибирском судебном округе будут созданы:

- Седьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Томской области;

- Восьмой арбитражный апелляционный суд, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Омской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Таким образом, арбитражный апелляционный суд будет являться арбитражным судом, вышестоящим по отношению к арбитражному суду субъекта Российской Федерации.

Как следует из самого названия, арбитражный апелляционный суд будет проверять в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции. В то же время этот суд не может рассматривать дела по первой инстанции или проверять решения нижестоящего суда в кассационном порядке.

Единственным звеном судебной системы арбитражных судов, уполномоченным на осуществление проверки в кассационной инстанции законности (а сейчас, частично, и обоснованности) решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции и решений апелляционной инстанции, является федеральный арбитражный суд округа.

Всего в РФ создано и действует 10 таких судов – по одному на каждый федеральный судебный округ. Эти суды не рассматривают дел по первой инстанции и в апелляционном порядке.

Наконец, возглавляет систему арбитражных судов РФ Высший Арбитражный Суд РФ.

Высший Арбитражный Суд рассматривает в первой инстанции:

· дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

· дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

· экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации.

Таким образом, практически каждое из звеньев системы арбитражных судов РФ связано с осуществлением деятельности в рамках только одной судебной инстанции (кроме Высшего Арбитражного Суда РФ, который вправе осуществлять деятельность как по первой инстанции, так и в порядке надзора).

Как уже было отмечено выше, и содержание соответствующих видов судебной деятельности в арбитражных судах существенно отличается от системы судебных инстанций, свойственной системе судов общей юрисдикции. Некоторые из этих отличий уже отмечены в разделе, описывающем виды судебных инстанций в РФ. Здесь мы рассмотрим соответствующие отличия подробнее.

1. Апелляционная инстанция в арбитражном процессе

В апелляционном порядке в арбитражных судах пересматриваются лишь решения арбитражных судов субъектов РФ, вынесенные ими в результате рассмотрения дела по первой инстанции. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ не подлежат апелляционному пересмотру.

В апелляционном порядке обжалуется решение, не вступившее в законную силу. Апелляционную жалобу на решение арбитражного суда вправе подать лица, участвующие в деле, в течение месяца со дня принятия арбитражным судом решения. Возможность принесения протеста не предусмотрена, поэтому прокурор, если он участвовал в деле, также приносит апелляционную жалобу.

В соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с некоторыми особенностями. К их числу можно отнести следующее:

1) к рассмотрению дела в порядке апелляционного производства не привлекаются арбитражные заседатели;

2) в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции; новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.

3) дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными;

4) обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном ст. 70 АПК РФ, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции;

5) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. При этом вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

2. Кассационная инстанция в арбитражном процессе

Отличается от общепринятого и кассационный порядок пересмотра дел, действующий в арбитражных судах.

В частности, в кассационном порядке в арбитражных судах пересматриваются решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции, уже вступившие в законную силу.

Решения Высшего Арбитражного Суда РФ кассационному пересмотру не подлежат. Таким образом, решения Высшего Арбитражного Суда РФ могут пересматриваться только в порядке надзора.

Предметом рассмотрения в кассационной инстанции может быть как решение суда первой инстанции, так и определение апелляционной инстанции (а также и то, и другое). В уголовном процессе пересматривается в кассационном порядке только постановление апелляционной инстанции, соответственно приговор, не обжалованный в апелляционном порядке, не может стать предметом рассмотрения в кассационной инстанции. В гражданском процессе, напротив, решение апелляционной инстанции ни при каких условиях не может стать предметом кассационного пересмотра, поскольку такое решение вступает в законную силу немедленно и пересмотру в кассационном порядке не подлежит.

Лица, участвующие в деле (истец, ответчик, третьи лица, прокурор), вправе подать кассационную жалобу на решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, и постановление апелляционной инстанции в течение двух месяцев с момента вступления этих актов в законную силу.

Представление дополнительных доказательств в кассационную инстанцию не допускается.

В соответствии со ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции, как правило, не выходит за пределы жалобы и проверяет только правильность применения норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.

При этом независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

В то же время нельзя больше сказать, что арбитражный суд кассационной инстанции не обращает никакого внимания на ссылки на необоснованность предыдущих судебных актов, поскольку в соответствии с ч.3 ст. 286 АПК РФ при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции должен проверить, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (то есть проверить обоснованность решения).

3. Надзорная инстанция в арбитражном процессе

Вступившие в законную силу решения и постановления всех арбитражных судов РФ могут быть пересмотрены в порядке надзора по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по представлению прокурора.

Заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта (то есть, если дело уже не может быть пересмотрено по инициативе заинтересованных лиц в апелляционном или кассационном порядке).

Надзорное производство осуществляется в несколько этапов.

1) Оно возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора, ходатайствующих о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта арбитражного суда в порядке надзора.

2) Вопрос о принятии заявления или представления к производству рассматривается судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

3) Заявление или представление после его принятия к производству рассматривается в судебном заседании коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который решает вопрос о направлении дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора (либо может направить дело в федеральный арбитражный суд округа для пересмотра его в кассационном порядке – если нет оснований для пересмотра дела в порядке надзора, но имеются нарушения закона, а дело раньше не рассматривалось в кассационном порядке).

4) Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации непосредственно пересматривает судебные акты в порядке надзора.

В соответствии со ст. 304 АПК РФ надзорная инстанция может отменить или изменить судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт:

1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) препятствует принятию законного решения по другому делу;

3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.