Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ирландия




Дания

Греция

Расследование уголовных дел в Греции осуществляет полиция (под руководством прокурора) или следственный судья.

Полиция в Греции организована в соответствии с административно-территориальным делением страны в рамках Министерства общественного порядка. Каждая область (префектура) страны имеет свой полицейский участок (директорат), за исключением двух крупнейших префектур, где образованы генеральные (главные) директораты. Директораты возглавляют генерал-майоры полиции и директора (полковники) полиции. В пределах своих участков они осуществляют обычные полицейские функции, связанные с обеспечением общественного порядка. Все региональные полицейские директораты располагают специальным штатом для расследования уголовных дет по малозначительным преступлениям, однако самостоятельных решений о признании того или иного лица обвиняемым они не принимают. Это прерогатива прокуратуры. Особой судебной или уголовной полиции в Греции не существует.

Греческая прокуратура образуется в рамках судебной организации, поэтому прокурор считается судебным должностным лицом, в задачи которого входят охрана закона и защита прав граждан вообще. Он как бы находится при суде, представляя объективный государственный интерес.

Основные принципы организации и деятельности греческой прокуратуры – иерархичность и неделимость.

Иерархичность означает, что все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему, обязаны выполнять его распоряжения и следовать его инструкциям. Однако сказанное не исключает возможности в расхождении во мнениях с вышестоящим прокурором и самостоятельности нижестоящего в принятии решений в ходе и в результате судебного разбирательства.

Неделимость прокуратуры связана с ее иерархичностью, организацией в виде пирамидальной структуры где каждый служащий (прокурор) действует от имени главы всего учреждения (главного прокурора), является его представителем. Соответственно действия, выполненные подчиненными, всегда приписывают прокурору.

В обязанности прокурора входят проведение объективного расследования, принесение формального обвинения против подозреваемых в совершении преступлений и поддержание обвинения перед судом.

В большинстве случаев (по делам о малозначительных преступлениях) прокурор осуществляет расследование через полицию, которая представляет ему результаты в виде соответствующего резюме. По делам о более серьезных преступлениях он может поручить дело следственному судье. В случае, если доказательств достаточно для обвинения, прокурор передает обвиняемого непосредственно в суд. В целях обеспечения надежности обвинения прокурор может делать предварительные запросы в различные учреждения, гражданам и должностным лицам.

Прокурор вправе обжаловать любые судебные решения.

Будучи в принципе независимым судебным должностным лицом, прокурор в некоторых случаях обязан подчиниться указаниям апелляционного суда (его пленарного заседания) или министра юстиции принести обвинение по определенному делу Однако никто не может помешать ему в случае несогласия с обвинением потребовать вынести оправдательный приговор.

Судебная организация Греции предполагает существование двух различных типов судов, соответствующих двум судебным стадиям предварительного судебного производства и судебного разбирательства.

Компетентными судебными органами предварительного производства являются следственный судья и судебный совет.

Следственный судья – это судья суда первой инстанции, назначаемый на должность президентским постановлением сроком на два года. Он осуществляет предварительное судебное расследование (так называемое главное или обычное) по делам о тяжких преступлениях, а также решает вопросы о применении мер процессуального принуждения.

Судебный совет – палата в суде первой инстанции или апелляционном суде. Состоит из трех профессиональных судей. Проводит слушания по поводу отводов в закрытых заседаниях. Судебный совет второй инстанции (апелляционного суда) рассматривает жалобы на решения судебного совета первой инстанции. Решения обоих советов должны быть аргументированы и могут быть обжалованы в кассационном порядке в Верховный суд Греции.

Судебными органами, рассматривающими дела по существу, являются магистраты (суды магистратов), суды первой инстанции, апелляционные суды, суды присяжных (смешанные суды) и Верховный суд. Организация этих судов основана на разделении всех преступлений в уголовном кодексе по степени тяжести.

Магистраты (один профессиональный судья) – низшая судебная инстанция, под юрисдикцию которой подпадают дела о малозначительных, мелких преступлениях. Производство в судах магистратов носит упрощенный, суммарный характер.

Суд первой инстанции рассматривает дела о серьезных преступлениях и пересматривает в порядке обжалования магистратские решения.

Апелляционные суды (несмотря на название) вправе рассматривать отнесенные к их компетенции дела о тяжких и особо тяжких преступлениях (фелониях), а также преступлениях, совершенных адвокатами, судьями, епископами и префектами. Они также компетентны пересматривать решения нижестоящих судов.

Суды присяжных разбирают дела о фелониях. Их решения могут быть обжалованы в апелляционные суды присяжных.

Верховный суд – высшая судебная инстанция Греции, куда могут быть обжалованы решения нижестоящих судов. Он выступает только в качестве апелляционного суда.

Суд присяжных (смешанный уголовный суд), действующий по первой инстанции, состоит из председателя суда, двух профессиональных судей того же суда и четырех присяжных заседателей (судебных асессоров). Смешанный апелляционный суд в своем составе имеет председателя апелляционного суда, двух профессиональных судей того же суда и четырех присяжных.

Апелляционный суд является сугубо профессиональным. Он может действовать в двух составах: с тремя и с пятью судьями.

Апелляционный суд с тремя членами (председатель этого суда и два судьи) пересматривает решения суда с тремя членами, а также разбирает дела о подсудных ему фелониях по существу.

Апелляционный суд с пятью членами (председатель этого суда и четыре судьи) пересматривает решения, вынесенные апелляционным судом с тремя членами, а также разбирает дела о терроризме.

Суд первой инстанции может состоять из трех или одною профессионального судьи.

Суду первой инстанции с тремя членами подсудны все дела за исключением тех, которые отнесены к ведению смешанных уголовных судов, апелляционных судов, судов с одним членом и судов по делам несовершеннолетних.

Суд с одним членом заслушивает менее серьезные преступления, а также пересматривает дела магистратов.

Суды магистратов рассматривают дела о малозначительных преступлениях, за исключением тех, которые находятся в юрисдикции судов с тремя членами (преступления, совершенные епископами, адвокатами, судьями и т.п.) и судов по делам несовершеннолетних.

В Дании расследование уголовных дел осуществляет полиция. В системе органов уголовной юстиции не предусмотрено должности следственного судьи (как, например, в Бельгии). Дания разделена на 54 полицейских округа. Полиция представляет собой единую организацию (в отличие, например, от Англии и Уэльса). Деление полиции на уголовный розыск, дорожную полицию и т.д. не имеет юридического значения, а только лишь административное.

Каждый вправе сообщить о совершенном преступлении в полицию, но никто не обязан этого делать. Есть несколько исключений из данного правила: для определенных категорий государственных служащих, для водителей, сбивших пешеходов. Кроме того, есть общее обязательство сообщать о готовящихся или совершенных тяжких преступлениях, если они не могут быть предотвращены иным путем. Полиция приступает к расследованию после получения сообщения от кого-либо или после непосредственного обнаружения преступления, ее задача – установить, было ли совершено преступление, по возможности обнаружить преступника, собрать и сохранить необходимые доказательства. В ходе расследования полиция собирает доказательства независимо от того, обвинительные они или оправдательные. Защитник может знакомиться со всеми материалами полицейского расследования, которые предоставляют ему безотказно, однако он не имеет права всегда сообщать содержание этих материалов обвиняемому. По этой причине, а в ряде случаев в силу налагаемого законом запрета защита редко участвует в проведении частного расследования. Некоторые меры принуждения могут быть применены полицией только по решению суда. Участие в расследовании "агентов-провокаторов" ограничено законом. В случае возникновения спора между подозреваемым (обвиняемым) и полицией по применению тех или иных мер принуждения решение принимает суд. Если подозреваемый (обвиняемый) или кто-либо еще (родственник, за­щитник и т.п.) "недоволен грубым и невежливым поведением полиции", он может обжаловать такие действия вышестоящему полицейскому чиновнику или в местное полицейское управление.

Начальник полиции уполномочен возбудить" уголовное преследование по суду". Он или его заместитель решают, достаточно ли доказательств для инициализации уголовного преследования, есть ли основания для отказа от уголовного преследования, его прекращения или снятия обвинения по суду по соображениям процессуальной экономии.

Отсутствие доказательств, указывающих на совершение преступления, и нереальность осуждения – достаточные основания для отказа или прекращения уголовного преследования. Снятие обвинения возможно путем наложения специальных штрафов, размер которых соответствует причиненному ущербу и размеру судебного штрафа.

Прокурора уведомляют о наиболее серьезных преступлениях, расследуемых полицией. Кроме того, сообщать прокурору о совершении преступления необходимо и в том случае, когда оно подсудно высокому суду. Прокурор (как и начальник полиции) вправе решать, начинать уголовное преследование или снять обвинение в свете особо смягчающих обстоятельств и требований процессуальной экономии (когда, например, расходы на проведение дальнейшего расследования и судебного разбирательства большего числа эпизодов преступления, чем доказано, могут превысить возможное возмещение вреда).

Государственную систему уголовного преследования возглавляет Главный прокурор (обвинитель). Он осуществляет уголовное преследование в Верховном суде и контролирует работу нижестоящих проку-
роров.

В исключительных случаях решение о возбуждении уголовного преследования принимает министр юстиции (например, по делам о "политических" преступлениях).

Судебная система Дании состоит из восьмидесяти четырех городских судов, двух высоких судов (Восточной и Западной земель), а также Верховного суда – высшего звена судебной системы. Уголовные дела рассматриваются единолично (единоличным судьей), жюри (судом присяжных заседателей), а также смешанным составом суда.

Судья городского суда единолично осуществляет полномочия суда первой инстанции. Он компетентен рассматривать дела о малозначительных преступлениях, так называемые "полицейские дела". К этой категории относятся все правонарушения, для которых предполагаемая санкция – штраф, и их общественная опасность незначительна. Обвиняемый уплачивает штраф еще до суда над ним, тем самым исключается процедура судебного разбирательства. Под юрисдикцию единоличного судьи подпадают и более серьезные дела, если обвиняемый признает свою вину, которая подтверждается другими доказательствами. Однако для этой упрощенной процедуры требуется согласие суда, обвинителя, обвиняемого (опекуна – для несовершеннолетнего). Если обвиняемый содержится до суда под стражей либо арестован, то его интересы должен представлять защитник. Если обвиняемый (подсудимый) находится на свободе, ему лишь предлагают защиту. В случае невыполнения этих условий либо если государственный обвинитель требует назначения наказания свыше четырех лет лишения свободы, жюри высокого суда, как правило, становится судом первой инстанции. Экономические преступления (финансовые махинации, подделка денежных знаков и т.п.) жюри не подсудны. При рассмотрении дела жюри, состоящее из трех профессиональных судей и двенадцати присяжных заседателей, голосующих в раздельных комнатах, должно признать подсудимого виновным, в противном случае он считается оправданным. Для вынесения обвинительного вердикта необходимо, чтобы в его поддержку высказались двое из трех профессиональных судей и восемь из двенадцати присяжных ("двойная гарантия" от судебных ошибок), но, с другой стороны, вердикт жюри не может быть обжалован. Как единый орган, члены жюри сообща выносят свой приговор. При этом каждый присяжный имеет один голос, в то время как голос каждого судьи равен четырем. Таким образом, голоса присяжных и профессиональных судей обладают одинаковым "весом".

Все дела, не подпадающие под юрисдикцию единоличного судьи или жюри, рассматривает смешанный состав городского суда, состоящий из двух непрофессиональных судей и одного профессионального. Непрофессиональные судьи имеют равные права с профессиональным, который является председательствующим. Их голоса "весят" одинаково, несогласный может выразить свое мнение голосованием.

Приговоры, вынесенные датскими судами, могут быть обжалованы лишь один раз. При этом в вышестоящей инстанции дело рассматрива­ется заново, по существу.

Органом расследования в Ирландии является полиции (Garda Siochana) – централизованная в масштабе всей страны и не имеющая специализированных подразделений (например, дорожной или пограничной полиции). Тем не менее государственные службы (таможенная, акцизная и т.п.) имеют большие полномочиями по обнаружению и пресечению преступлений определенного вида и могут также вести расследование.

После полицейского расследования обычно проходит судебный процесс, вызванный, как правило, жалобой потерпевшего от преступления.

В принципе, не существует обязанности сообщать в полицию о совершении преступления или содействовать его раскрытию. Однако сокрытие или сговор с целью сокрытия любого преступления является правонарушением, равно как и преднамеренная дача ложных показаний, предоставление недостоверной информации, связанной с расследованием. Кроме того, полиция вправе потребовать от арестованного лица полного отчета о его перемещениях и необходимые сведения о преступлениях определенного вида. Аналогичные полномочия могут быть осуществлены и в отношении неарестованных лиц.

Служащие полиции при исполнении своих обязанностей не зависимы от Главного прокурора (Директора публичных преследований), который, в свою очередь, не зависим от них.

Основные функции полиции – выявление, регистрация и расследование преступлений. В то же время по делам о малозначительных преступлениях, рассматриваемых в суммарном (упрощенном) производстве, представитель полиции, как правило, поддерживает сам обвинение. Что касается более серьезных преступлений (мисдиминоров и фелоний), то полиция только расследует их, собирая улики, выявляя и задерживая подозреваемых. Причем в большинстве случаев полиция самостоятельно принимает решение об обвинении какого-либо человека. Вместе с тем она может информировать Главного прокурора о своем расследовании и попросить указаний относительно необходимости и целесообразности привлечения кого-либо в качестве обвиняемого.

Для принятия окончательного решения по расследуемому делу полиция обращается к Главному прокурору. Он изучает собранные доказательства с тем, чтобы определить, начинать ли судебное разбирательство и какое обвинение выдвинуть. Причем, не являясь субъектом расследования, прокурор может потребовать от полиции дальнейшего сбора доказательств, которые, по его мнению, нужны для судебного разбирательства.

По общему правилу для возбуждения суммарного (в отношении малозначительных преступных деяний) производства в суде достаточно жалобы (заявления) любого лица или осведомителя. Однако это правило может быть ограничено видом правонарушения или явно выраженным, либо подразумеваемым положением закона. Только Главный прокурор, полиция или лицо, официально уполномоченное законом, могут обращаться в суд суммарной юрисдикции для получения повесток по вызову подозреваемых.

Главный прокурор всегда вправе возбудить уголовное преследование в суммарном порядке, за исключением тех случаев, когда разбирательство дела уже начато по закону. На практике аналогичным правом обладает и полиция, действующая от имени Главного прокурора без каких-либо специальных полномочий для этого.

Во всех судах, кроме специальных и суммарной юрисдикции, преступные деяния должны преследоваться от имени народа по заявлениям (искам) министра юстиции, Главного прокурора или специально уполномоченного законом лица. Причем единственным обвинителем по делу может быть лишь Главный прокурор.

Директор публичных преследований (Главный прокурор) является государственным служащим, назначаемым правительством по результатам сложной процедуры отбора из числа независимых и авторитетных граждан. Прокурор отвечает за организацию судебного разбирательства, включая выбор и наем частнопрактикующих адвокатов.

Помимо Главного прокурора, поддерживать обвинение в суде могут и другие лица в иерархии судебно-правовой власти.

Уголовные суды Ирландии относятся к судам общей юрисдикции и состоят из районных судов, окружных судов, Центрального уголовного суда, Апелляционного уголовного суда, Верховного суда и специального уголовного суда.

Районный суд относится к судам суммарной юрисдикции, имеет местную подсудность, проводит предварительное слушание уголовных дел и решает вопросы о залоге.

Окружной суд также является судом местной и суммарной юрисдикции, рассматривает жалобы на приговоры районного суда и приговоры, вынесенные с участием присяжных.

Центральным уголовным судом называют Высокий суд в тех случаях, когда он осуществляет уголовную юрисдикцию. Этот суд рассматривает дела о серьезных преступлениях с участием присяжных. Заседания проводятся в Дублине (столице Ирландии) с дублинскими присяжными.

Специальные (особые) уголовные суды утверждаются в соответствии с законом для рассмотрения дел о таких преступлениях (государственные, политические и т.п.), по которым обычное судопроизводство признается недостаточно эффективным. Эти суды лишены гарантий суда присяжных, их члены не являются судьями по должности, слушания проводят в закрытых заседаниях.

Апелляционный уголовный суд действует в составе одного члена Верховного суда и двух членов Высокого суда (Центрального уголовного суда). Он пересматривает обвинительные приговоры нижестоящих судов по заявлениям (жалобам) Главного прокурора либо по жалобам самих осужденных на основании собственного усмотрения или с согласия судьи на решение которого подана апелляция.

Верховный суд является высшей и конечной апелляционной инстанцией страны. Его юрисдикция распространяется на все решения Центрального уголовного суда. В случаях особой общественной значимости Верховный суд может заслушать жалобу на решение Апелляционного уголовного суда, подтвердившего вину осужденного.

Все ирландские суды, за исключением районных, имеющих суммарную юрисдикцию, рассматривают уголовные дела либо только с участием присяжных (окружные суды, Центральный уголовный суд), либо без них (Особый уголовный суд).

В Ирландии отсутствует отдельная система судов по делам несовершеннолетних, эти дела рассматриваются в обычном порядке с учетом возрастных особенностей. Однако окружные суды проводят свои заседания в отношении несовершеннолетних подсудимых как заседания молодежного суда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.