Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управления. Информатизация и реформирование государственного




Информатизация и реформирование государственного

Главные направления реформирования государственного управления:

- дебюрократизация аппаратов органов государственного управления;

- реализация принципа открытости и прозрачности государственной службы.

Информационная связь государства с гражданами является главным условием обеспечения государству правовой природы и демократичности. Без такой связи с населением государство не может быть ни правовым, ни демократическим.

В условиях глобализации, наступления информационной эпохи актуален вопрос о целенаправленном и последовательном использовании информационного потенциала страны как одного из важнейших условий ее конкурентоспособности. В этой связи ставится проблема формирования единого информационного пространства России, электронного правительства, в котором осуществляется коммуникация между государством, обществом и отдельным индивидом.

Стратегическая цель электронного правительства - решение всех проблем с позиции интересов граждан и участие всех граждан в процессе руководства управления страной.

Основополагающий принцип электронного правительства - доступность участия в его деятельности каждому субъекту общества в любой момент времени и из любого места дислокации.

Задача электронного правительства - трансформация внутренних и внешних взаимоотношений на основе использования ИКТ и информационно-коммуникационной инфраструктуры с целью оптимизации процесса оказания правительственных услуг населению и бизнесу, расширения взаимодействий всех граждан с электронным правительством и их участия в его деятельности.

Основополагающие принципы концепции формирования электронного правительства: повышение осведомленности граждан о деятельности правительственных структур; обеспечение доступности информации, ее доставка до конечных пользователей; поддержка и усиление обратной связи между властью и обществом; обеспечение участия граждан в деятельности правительства; непосредственная поддержка демократических процессов.

Информационное пространство государства - совокупность пересекающихся информационных сфер гражданского общества, государственной власти местного самоуправления. Обобщенные объекты регулирования информационной политики как инструмента государственного управления.

Ожидается, что реализация концепции электронного правительства позволит в будущем сократить время обслуживания граждан при их обращениях в правительственные инстанции до нескольких часов и даже минут. Например, для получения справочной информации вместо нескольких дней или недель в настоящий момент. Тем самым работа правительства станет более оперативной и продуктивной, многие бюрократические процедуры будут максимально упрощены, сократятся бюджетные расходы, а граждане станут непосредственными участниками формирования общего информационного пространства государства (совокупность пересекающихся информационных сфер гражданского общества, государственной власти, самоуправления) при принятии решений, затрагивающих их конституционные права и свободы, экономические интересы и личную безопасность.

Целенаправленные попытки ускорить переход России к информационному обществу предпринимаются с 1999 года, когда была принята Концепция формирования информационного общества в России. Целью этой Концепции было определение основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих переход к информационному обществу. Однако Концепция так и не оказала реального воздействия на стихийно осуществляющиеся процессы информатизации и порожденные ими проблемы, связанные с отсутствием единой государственной информационной политики. Главной из этих проблем являлась (и в значительной мере продолжает являться) проблема "лоскутного" характера отечественной информатизации, когда каждый регион и каждое ведомство создает собственное программное обеспечение и осуществляет собственную программу информатизации, так что результаты никак не стыкуются между собой. В настоящее время действуют концепция информатизации Министерства юстиции, концепция информатизации Министерства труда, концепция информатизации здравоохранения России

и т.д., причем они принимались в разное время (например, концепция информатизации здравоохранения еще в 1992 г.), успели во многом устареть и зачастую никак не взаимодействуют между собой.

Важным шагом на пути преодоления "лоскутного" характера информатизации стало утверждение в 2002 году Федеральной целевой программы "Электронная Россия". Первый год реализации этой программы, несмотря на многочисленные трудности, позволил выявить основные направления сосредоточения усилий: развитие государственных информационных систем, становление информационно-компьютерной инфраструктуры общества, формирование образовательных сетей (ИТ- образование) и развитие сектора информационных технологий в экономике.

В настоящее время только в Ханты-Мансийском округе (является одной из пяти опорных зон страны, наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Московской и Ярославской областями) реализуется в общей сложности 15 мероприятий ФЦП "Электронная Россия":

- создание автоматизированной системы государственного регистра населения;

- реализация мероприятий, направленных на повышение открытости органов государственной власти и местного самоуправления;

- создание региональных хранилищ данных объединенных государственных информационных ресурсов;

- обеспечение электронного документооборота, создание системы информационно-маркетинговых центров;

- формирование телекоммуникационной инфраструктуры для подключения бюджетных организаций, компьютерных классов учреждений образования, библиотек и т.п. к сети Интернет.

Интенсивное внедрение ИКТ в государственные органы дает возможность:

- приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги населению;

- повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор;

- стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики.

Внедрение в органы госуправления ИКТ - сложный процесс, обусловленный:

- вертикальной структурой администрации, которую необходимо заменять на горизонтальную;

- недостаточным уровнем образования служащих (требуются программы обучения);

- нехваткой баз данных, сделанных в расчет на публичный доступ, неясность с правовым статусом доступа к общественной информации.

Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с ИКТ и не обладающими такими навыками. Пока ИКТ будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, сохраняется угроза существующему механизму функционирования общества. Новые ИКТ:

- расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации;

- увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств;

- предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять;

- обеспечивают средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.

Однако эти потенциальные возможности и преимущества ИКТ не станут реальностью сами по себе. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. Возникает возможность осуществления "референдной демократии" с помощью ИКТ. В то же время имеет место растущее вмешательство государства в область личной жизни граждан.

План семинарского занятия

1. Информационная революция конца ХХ века как завершение индустриального и начало постиндустриального, информационного периода развития цивилизации.

2. Электронное правительство: характеристика и мировой опыт.

3. Формирование единого информационного пространства страны, информационной сферы как способ коммуникации между государством, обществом и отдельным индивидом.

 

Темы для докладов, выступлений и рефератов

1. Информационное общество как новый тип социальной организации.

2. Критерии информационного общества. Признаки и принципы его построения.

3. Информация как уникальный, постоянно возрастающий ресурс человечества.

4. Особенности информационного общества с точки зрения политических процессов.

5. Непосредственная демократия и демократия участия.

6. Принципы применения компьютерных технологий в политологическом анализе.

7. Модели информационного общества.

8. Сравнительный анализ планов построения информационного общества США и стран Европейского Союза.

9. Формирование информационного законодательства как политико-правовой процесс.

10. Электронное правительство: принципы формирования и мировой опыт.

11. Возможности компьютерного моделирования политических процессов.

12. Информационно-аналитическое сопровождение избирательных кампаний.

13. Современные ИКТ как фактор повышения эффективности управления по всех сферах человеческой деятельности.

14. Информационная связь государства с населением как способ обеспечения государству правовой природы и демократичности.

 

 

Список литературы

1.Городская целевая программа "Электронная Москва" (утверждена Постановлением Правительства г. Москвы от 06.08.2002 г., № 609-пп).

2.Гасликова И.Р., Гохберг Л.М. Информационные технологии в России. - М.: Центр исследований и статистики науки, 2001. – 187 с.

3.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Совет Безопасности РФ. – М.: Информациология, 2000. – 48 с.

4.Иноземцев В.Л. Современное индустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. – М.: Логос, 2000. – 302 с.

5.Информационное обеспечение государственного управления/ Под. ред. Ю.В. Гуляева. – М.: Славян. диалог, 2000. – 414 с.

6.Тоффлер А. Шок будущего. – М.: Издательство АСТ, 2002. – 557 с.

7.Уэбстер Фрэнк. Теория информационного общества: Перевод с англ. -М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.