Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные концепции проблемы международных отношений




Политика государства

Контрольные тесты по теме

 

1. Стимулы и факторы, способствующие созданию электронного правительства.

2. Возможность осуществления "референдной демократии" с помощью ИКТ.

3. В соответствии с федеральной целевой программой "Электронная Россия 2002-2010 гг." в субъектах Российской Федерации создаются регистры населения и информационно-управляющих систем, использующих эти регистры в качестве системообразующего фактора при сборе, хранении, использовании и распространении информации о частной жизни лица без его согласия.

Не есть ли это ущемление конституционных прав и свобод граждан в области духовной жизни и информационной деятельности?

 

 

Глава 16. Международные отношения и внешняя

Международные отношения складываются в пространстве мировой политики по поводу государственных и международных, региональных и глобальных (мировых) интересов и проблем. Главными субъектами этих отношений являются государства, международные организации, многонациональные корпорации, транснациональные группы давления, многочисленные движения, объединения, а также конкретные личности и индивиды, реализующие политические, экономические, социальные, правовые, военные, гуманитарные и другие цели. Вся совокупность взаимодействий субъектов (акторов) на мировой арене представляет собой сложную и многоуровневую систему. В ней можно выделить национальный, региональный, международный и всемирный уровни международных отношений, образующих мировую политическую систему со своими нормами права, дипломатии, торговли, культурного обмена и даже нормами ведения войны.

В политической науке принято считать, что современная система международных отношений возникла после окончания Тридцатилетней войны в Европе. Подписанный по итогам войны Вестфальский договор (1648 г.) основал государственно-центрическую модель мира. Ее суть состоит в безусловном признании всеми участниками международных отношений, принципа государственно-территориального (национального) суверенитета: каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории и самостоятельно формирует и осуществляет свою политику и участие в мировых делах.

В течение столетий Вестфальская модель мира уточнялась новыми подходами: Венская система международных отношений (1815); Европейский концерт, Версальско-Вашингтонская система международных отношений (1921–1922); Ялтинско-Потсдамская система (1945). Однако до 1999 года она практически сохранилась, определяя структуру межгосударственных отношений, соответствующие им механизмы внешней политики, важнейшие юридические и политические процедуры. Теория и практика «гуманитарных войн», «гуманитарного вмешательства» (страны НАТО и США в Югославии – 1999 г.; США, Англия и ряд других стран в Ираке – 2003 г.) впервые за 350 лет мировой истории поколебали основания Вестфальской модели мира как устойчивой системы организации миропорядка. Как показывает практика, новые механизмы, которые смогли бы обеспечить стабильность и всеобщую безопасность, только формируются.

На рубеже XX и XXI веков в пространстве международных отношений наиболее полно проявились следующие основные теоретические подходы – реализм (неореализм), либерализм (неолиберализм), неомарксизм и постмодернизм.

Теоретическая школа реализма основывается на работах Фукидита, Макиавелли, Гоббса. Среди современных авторов необходимо выделить Э. Кара, Г. Моргентау, Дж. Кеннана, Р. Нибура, Г. Киссенджера, К.У. Томпсона. Основной тезис реализма – максимально полно и точно («реалистично») представлять международные отношения. Оформился реализм в первой половине ХХ века и наибольшую популярность приобрёл в 1940–1950-е годы. Он достаточно полно позволял исследовать политические итоги Второй мировой войны, а также последующей – «холодной войны». Особое внимание в научной школе реализма уделяется влиянию «национальных интересов» и «принципа силы». Наиболее убедительно такой подход изложен в шести принципах теории реализма Ганса Моргентау.

1. Политика управляется объективными законами, истоки которых следует искать в неизменной и несовершенной природе человека.

2. В центре политического реализма находится концепция национального интереса, который определяется через понятие силы.

3. Национальный интерес является объективным понятием. Однако его конкретность определяется политическим и культурным контекстом.

4. Необходимо учитывать значимость политического действия с моральной точки зрения. При этом следует понимать, что существует неизбежное противоречие между моральным предписанием и требованиями политического действия.

5. Концепция национального интереса предотвращает злоупотребления в определении того, «что хорошо, а что плохо», с моральной точки зрения. В результате ни одно государство не обладает монопольным правом на добродетель.

6. Политический реализм исходит из комплексного представления о природе человека, которая включает в себя экономическую, политическую, моральную составляющие. Определение национального интереса через понятие «могущество» означает для политика то же, что для экономиста определение интереса в качестве богатства.

Категория «национальный интерес» в реализме включает, в основном, обеспечение независимости, безопасности, экономического процветания страны. Категория «баланс сил» является ключевой в теории реализма. Она определяет достижение ситуации силового равновесия между государствами. «В обществе, где власть не поддаётся обсуждению, первоначальная функция права, – утверждает Дж. Шварценбергер, – состоит в том, чтобы помогать в поддержании превосходства силы и иерархии, установленной на основе властных отношений».

Стремительные изменения в мировых процессах 1955–1970-х годов обозначили недостаточность научного потенциала реализма. Фактически к концу 1970-х годов сложилась теория неореализма (структурного реализма). Основателем нового течения стал американский политолог К. Уолтс с работой «Теория международной политики», которая была опубликована в 1970 году. В числе сторонников неореализма необходимо назвать Р. Гилпина, Б. Бузана, Дж. Грико, Дж. Миршаймера. Преемственность с реалистами представители неореализма обозначили, во-первых, при рассмотрении роли государства как главного звена строительства международных отношений. Во-вторых, неореалисты сохранили категорию силы в качестве основной. В-третьих, они также придают понятию «баланс сил» важное значение.

Новизна в работах неореалистов обусловлена обоснованием, во-первых, важной роли конфликта и конкуренции. Во-вторых, они обосновали важную роль международной структуры. Сама структура определяется как определённый набор ограничений и условий. В итоге – реальность управления в сфере международной политики, согласно неореализму, в значительной степени зависит от полноты учёта всей совокупности таких условий и ограничений. Наиболее полно особенности неореализма представлены в структурной триаде К. Уолтса:

1. Все государства в реальных международных отношениях руко­водствуются мотивом выживания.

2. Реальными участниками (акторами) международных отношений являются только государства.

3. Сами государства неодинаковы по своим относительным возможностям: они обладают разным потенциалом.

В настоящее время подходы неореализма остаются наиболее востребованными среди теоретиков, экспертов и практиков международной политики.

Либерализм как авторитетная теоретическая школа в сфере международных отношений по многим параметрам противостоит реализму. В основе концептуальных соображений либерального подхода труды Дж. Локка, А. Смита, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Дж.Ст. Милля, Д. Риккардо, В. Вильсона. Первая особенность либерализма – ориентация на демократические принципы, сотрудничество и мораль во внешнеполитической деятельности. Вторая особенность – придание важной роли экономическим и правовым механизмам, международным организациям и неправительственным объединениям (НПО). Третья особенность – ориентация международных отношений на проблемы разоружения с учётом либерального понимания природы человека: его стремления к сотрудничеству, миру, справедливости и морали; внимания к главным ценностям, направленным на благополучие всего человечества.

Трансформация либерализма в новую научную школу – неолиберализм (1980-е годы) может быть понята как итог адаптации классического либерализма к новым условиям существования цивилизации. Пристальное внимание к роли традиционных институтов (национальный суверенитет, государство) и новых образований («комплексная взаимозависимость», «международные режимы», «демократический мир») образовали и такие названия неолиберализма, как либеральный институционализм, структурный либерализм. В числе сторонников новой теории важно отметить: Р. Кохэна, Дж. Ная (оба – сторонники теории комплексной взаимозависимости); Дж. Рагги, С.Д. Краснера (теория международных режимов); М.У. Дойля, Б. Рассета (теория демократического мира). Уникальность и важность школы неолиберализма может быть представлена в последовательности четырёх тенденций:

в центре главных теоретических новаций – вопросы безопасности;

особое внимание уделено проблемам экономики;

источник динамики – моральные нормы как мотивация, фундамент и регулятор конструктивной деятельности в сфере международной политики;

государство – не единственный актор в мировой политике: иногда главными акторами становятся – конкретный индивид, транснациональные корпорации, неправительственные объединения (НПО), профессиональные организации.

В развитии всего комплекса теорий и научных школ, связанных с международными отношениями важная роль принадлежит неомарксистскому подходу. Суть неомарксизма осмысление модели мира в терминах: «мир-система», «мир-экономика». Концептуальные основания нео­марксизма представлены в работах К. Маркса, А. Грамши. В числе современных представителей неомарксизма: И. Валлерстайн, А.Г. Франк, Р. Кокс, С. Амин, Й. Галтунг, М. Рогальски. Основной тезис неомарксистского подхода – определяющее значение экономического неравенства в развитии мира; расслоение населения по экономическим показателям; динамика бедности – богатства зависит от географического параметра «Север – Юг». Поэтому теоретики неомарксизма обосновали понятия: «страны третьего мира» (развивающиеся), «страны второго мира» (социалистические). С традиционным марксизмом теорию неомарксистов объединяют такие черты:

при анализе международных взаимосвязей приоритет принадлежит экономическим факторам;

международные отношения интерпретируются в терминах эксплуатации трудящихся, в понятиях классовой борьбы;

состояние и характер международной среды определяется динамикой борьбы угнетённых трудящихся с господством правящих классов угнетателей;

сформирована и сохраняется уверенность в позитивном результате трансформации международных отношений;

главный «двигатель» мирового развития – активные действия народных масс.

Отличие неомарксизма от традиционного марксизма достаточно конкретно и последовательно:

неомарксисты чётко отделяют себя от экономического детерминизма;

при анализе внутренней и внешней политики конкретной страны неомарксисты отдают предпочтение внешней политике;

важную роль для понимания мировой политики неомарксисты отводят разработке автономной и специальной теории международных отношений.

Мир-системная неомарксистская теория разработана, в основном, в исследованиях И. Валлерстайна и А. Франка. Её основные положения:

мир государств трансформируется в мировую экономическую систему (мир-экономику);

в настоящее время функционирует только «мир-экономика» капиталистическая;

в ходе развития капитализма произошло расслоение стран – в зависимости от экономических показателей – на три части: центр (ядро), периферию, полупериферию;

развитие ядра осуществляется за счёт остальных стран;

борьба между империалистическими странами «ядра» возможна.

Постмодернизм как самостоятельное направление в теории международных отношений оформился в 1980-е годы. Его источники: неомарк­сизм, неореализм и неолиберализм. В числе основателей и последователей постмодернизма: Дж.Д. Дериан, К.Т. Сйоландер, А. Вендт, Дж.Э. Тикнер. Побудительным импульсом к оформлению постмодернизма в качестве самостоятельной теории в 1980-е годы стали глобальные перемены в 1970–1980-е годы, которые позволили утверждать наличие кризиса современного миропорядка, а также фиксировать глобальный переход к эпохе Постмодерна. Критика классических подходов к мировым переменам – важнейшее направление в постмодернизме, который поэтому называют также критической теорией. Свои теоретические основания и разработки постмодернисты излагают в следующем порядке:

важно уменьшить «пропасть» между философскими представлениями о мировых переменах и социальной практикой;

необходимо дополнить теорию и практику международных отношений категориями справедливости, ценности и т. д.;

настало время для уточнения главных понятий в международных отношениях на основе анализа текстов и выявления их содержания;

от попыток «объяснить» действительность необходимо перейти к активной фазе «изменения» мира.

Современный этап международных отношений характеризуется нарастающей взаимосвязью и взаимозависимостью участников мирового сообщества перед лицом глобальных проблем человечества. От того как будут складываться их отношения в ближайшие годы, во многом зависит то, каким будет мир в XXI веке. Основные теоретические школы международных отношений (реализм, неореализм, либерализм, неолиберализм, неомарксизм, постмодернизм) стремятся раскрыть особенности современного состояния и развития системы мироустройства, выявить и осмыслить новые тенденции в её изменении. Они по-разному трактуют цели, приоритеты, ценности, интересы народов мира и государств. Но все теоретики этих научных школ пока едины в главном: государства – это суверенные и независимые акторы современного миропорядка, они самостоятельно формируют свою внешнюю политику, самостоятельно участвуют в мировых делах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.