Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура сознания - это единство элементов целого и их связей




1. Совокупность знаний об окружающем мире и о себе. Знания – это целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком.

2. Свои знания человек сохраняет и обогащает с помощью познавательных процессов (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление)

3. Сознание – это не только отражение, но и отношение к окружающему.

4. Осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его, как субъекта, действующего лица в процессе его деятельности есть самосознание.

 

Самосознание, его особенности.

Самосознание – самоосознание; состояние, в котором внимание индивида сосредоточено на собственных мыслях, переживаниях, установках, ценностях и других характеристиках.

Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс познания себя. Он связан с движением от единичных образов к целостному образованию – понятию собственного Я.

Самопознание – процесс динамический и никогда не завершающийся. Итоговым продуктом самопознания является Я – концепция.

Я – концепция это совокупность всех представлений индивида о себе самом.

Самоконтроль – осознанная регуляция собственного поведения.

Саморегуляция тесно связана с таким эмоциональным компонентом самосознания, как отношение к себе, самоуважение и самооценка.

Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.

Функции самооценки:

1) Регуляторная функция, на основе которой происходит решение задач личностного выбора.

2) Защитная – обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Источники формирования самооценки:

ž Оценка других людей

ž Круг «значимых других», или референтная группа

ž Актуальное сравнение с другими

ž Сравнение реального и идеального Я

ž Измерение результатов своей деятельности

 

Сознание и бессознательное

Не все психические явления человеком осознаются. Низкий уровень психики образует бессознательное, которое представляет собой такую форму отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В область бессознательного входят:

1) психические явления, возникающие во сне (сновидения);

2) ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» реакции);

3) движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые.

К бессознательному относятся также и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Бессознательное у человека, как и сознание, детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

 

Нарушения сознания.

1. Сужение сознания. Это уменьшение объема, спектра осознаваемых явлений. Проявляется двояко. Во-первых, как неспособность к одновременному отражению обычного числа объектов. Уменьшение объема внимания (< 5-6), памяти (< 7), а следовательно, и восприятия. Во-вторых, как сужение поля осознаваемых явлений. Например, невосприимчивость к факторам окружающей среды при панике, в тяжком горе.

2. Нарушение ясности сознания. Это потеря в той или иной степени четкости образов, размытость связей между ними, непонимание смысловых связей. Так, в состоянии апатии, низкой активности ухудшается ясность сознания. Сонливое состояние характеризуется потерей ясности. В психиатрии сюда причисляют обморок, оглушение, обнубиляцию, сомноленцию, сопор, кому.

§ Обморок - кратковременная потеря сознания в результате преходящей амнезии мозга.

§ Обнубиляция - колеблющееся по интенсивности легкое затемнение сознания с затруднением осмысления происходящего и чужой речи.

§ Сомноленция (сонливость) - легкая степень оглушения с замедленностью психических процессов, недостаточностью ориентировки в пространстве и времени.

§ Оглушение - нарушение осмысления окружающего и себя вследствие угнетения психических функций и огрубления сенсорных порогов.

§ Сопор - крайняя степень оглушения с выключением сознания при сохранении оборонительной реакции и безусловных рефлексов.

§ Кома - глубокое выключение сознания с появлением патологических рефлексов и нарушением функций жизненно важных систем организма.

§ При органических поражениях мозга выделяют загруженность сознания - бездеятельность с неадекватностью поведения, недоосмыслением, пустотой взора, односложными и бестолковыми ответами на вопросы.

3. Спутанность сознания. Это потеря связи между психическими процессами, вследствие чего происходит путаница в отражении. Здесь различают растерянность, астению, делирии, аменцию и проч.

§ Растерянность (аффект недоумения) сопровождается расстройством самосознания, познания и приспособления. Это неглубокое расстройство, при котором сохраняется осознавание своей измененности. Может вызываться как внешними факторами (необычное внезапное изменение ситуации), так и внутренними (начальные стадии бредовых, депрессивных и прочих синдромов).

§ Астения - «мерцающее» сознание, вызванное истощаемостью психики. По ходу деятельности нарушается контакт со средой, речь становится невнятной, бормочущей.

§ Делирии - помрачение сознания с психической дезориентировкой, наплывом зрительных галлюцинаций, имеющих непосредственное отношение к субъекту, что выражается в психомоторном возбуждении, ярких эмоциональных и вегетативных реакциях.

§ Аменция - наиболее глубокая степень помрачения сознания в виде дезориентации в пространстве, времени и собственной личности. Нарушается синтез восприятия и мышления вплоть до полной бессвязности, бредовых высказываний. Наблюдаются хаотичность движений, тревога, страх.

4. Вытеснение. Это заполнение сознания элементами патологически измененного отражения - неконтролируемыми образами, мыслями. Исключается адекватная ориентировка.

5. Выпадение сознательного опыта. Эти нарушения сознания происходят при провалах в целостном восприятии вследствие глухоты, слепоты, кожной нечувствительности и т. п. явлений.

6. Искажение отношений. Обычно эти расстройства связаны с сильным давлением аффектов на познавательную способность. Например, ревность искажает восприятие поведения любимого человека.

 

Контрольные тесты

1. Высшая форма отражения объективной действительности в психике человека обозначается понятием:

А) Рефлекс

В) Реакция

С) Сознание

D) Инстинкт

E) Поведение

2. За формирование целостной временой картины мира отвечает…

А) Отражательная функция сознания

В) Оценочная функция сознания

С) Рефлексивная функция сознания

D) Преобразующая функция сознания

E) Времяобразующая функция сознания

3. Сознание – это…

А) активность деятельности.

В) объективная реальность.

С) высший уровень развития психики.

D) психическое отражение.

E) психическая деятельность.

 

4. Отслеживание человеком собственной деятельности называется:

A) Рефлексией

В) Условным рефлексом

С) Рефлексом

D) Рефлекторным кольцом

E) Безусловным рефлексом

 

Раздел IV. Эмоциональные и волевые процессы

Тема 4.1. Эмоциональные процессы и состояния

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную)

• непосредственное, временное эмоциональное переживание человека к различным внешним или внутренним событиям.

• душевное волнение.

• возникает как реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятностные или вспоминаемые.

• носит опережающий характер, обобщая оценку ситуации, связанной с удовлетворением потребности.

Эмоции – особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру, к другим людям, к самому себе и к результатам собственной деятельности.

Эмоция всегда содержит в себе 3 составляющие:

внутреннее, субъективное переживание;

внешнее выражение в виде вербальных, паравербальных, мимических и пантомимических компонентов;

физиологические изменения: изменение дыхания, кровообращение и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.