Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий




Возрастание влияния знаний и умений персонала на успех компании.

Все знания любой организации можно разделить на явные и неявные знания. Современный менеджер при принятии управленческого решения не может не учитывать соотношение явных и неявных знаний у персонала.

Явные знания – представляют собой информацию и знания организации, которые можно получить от сотрудников компании и хранить их в базах данных или базах знаний. Так как вся информация содержится в базе данных, то организация жестко зависит от умения сотрудников работать с информационными технологиями. Эта зависимость компаний от информационных технологий является недостатком. Отдельные сотрудники значения не имеют, т.к. вся информация содержится в базе данных.

Неявные (скрытые) знания – это знания, которые нельзя извлечь из сотрудников и поместить в базу данных. Далеко не каждую информацию можно и нужно хранить в базе данных. И реально там может храниться только около 20-30% знаний персонала. Менеджмент организаций, в которых понимают и учитывают это, управляет персоналом по-иному. Каждый сотрудник, в особенности, если он проработал на фирме в течение нескольких лет, имеет важное значение для организации, т.к. она понимает, что бо́льшая часть знаний так и остается в конкретном человеке. Такого сотрудника трудно будет заменить.

Менеджмент организации, учитывая данные обстоятельства, должен выстраивать такую политику взаимодействия с собственным персоналом, которая удовлетворит как каждого работника компании, так и руководителей всех уровней управления.

 

 

Бизнес-модель описывает каким образом и за счёт каких средств компания приобретает свою стоимость. Бизнес-модель описывает основные бизнес цели и стратегии, организацию производства, описывает информационную и организационную структуру компании, производственные и информационные технологии, используемые в компании, систему управления и продаваемые продукты или услуги. Бизнес-модель показывает как именно устроен бизнес, какова методика его ведения и каков выбранный компанией способ получения прибыли (рис.1).

Рис.1 Основные вопросы при построении бизнес-модели

Существует несколько способов визуального представления основных элементов бизнес-модели, раскрывающих логику выбранного компанией способа извлечения прибыли.

Александр Остервальдер (Alexander Osterwalder) и Ив Пинье (Yves Pigneur) в своей книге «Построение бизнес-моделей», предложили отображать её в простом и понятном схематическом виде для простоты её описания. Они предложили разложить бизнес-модель на девять составляющих её блоков-факторов, каждый их которых влияет на успех компании (рис.2).

Такой практический подход к вопросам анализа, построения, совершенствования бизнес-модели находит применение во многих мировых компаниях. О предлагаемой потребителю ценности Остервальдер и Пинье пишут, что она «описывает способ, каким образом компания дифференцирует себя от своих конкурентов, и причины, по которым потребители покупают продукты именно этой компании, а не какой-либо другой» [5].

Рис.2 Схема бизнес-модели компании

У А. Остервальдер и И. Пинье это выглядит так:

Рис.3 Схема бизнес-модели компании по А.Остервальдер и И.Пинье

Элементы бизнес-модели:

1. Ключевые ресурсы компании – все ресурсы, необходимые для реализации бизнес-модели.

2. Потребительский сегмент – определяет тип потребителей продукта или услуги.

3. Каналы распространения – пути, по котором продукт / услуга доставляется потребителю.

4. Отношения с потребителями – описание того как и какие потребности клиента будет обеспечивать бизнес.

5. Ценностное предложение – в чем заключается ценность для потребителя и в чём уникальность.

6. Потоки доходов – описание методов, которыми потребители оплачивают стоимость продукта / услуги, и описание источников доходов.

7. Структура затрат – описание статей расходов, которые происходят в процессе ведения бизнеса.

8. Ключевое партнёрство – описание внешних связей с партнёрами.

9. Ключевые виды деятельности – описание того, что сотрудники должны выполнять для создания продукта / услуги.

 

В новой, постоянно меняющейся деловой среде, тип бизнес-модели всё больше зависит от способа использования производственных и информационных технологий и, прежде всего, в сети Интернет. Технологии и производимые с их помощью товары и услуги становятся основной движущей силой бизнеса. Используя новейшие Интернет технологии, компании создают новые модели собственного бизнеса или изменяют существующие, что позволяет эффективнее управлять организацией, способствуя привлечению большего количества клиентов и снижению издержек.

Но изменение модели бизнеса зависит не только от используемых технологий. Бизнес-модель компании не может не изменяться со временем. Появлению новых способов ведения дел способствуют изменения на рынке, политические, экономические, социальные изменения в государстве и мире, развитие научно-технического прогресса. Изменения происходят и во внутренней среде компании. Появление людей, не боящихся перемен, способных создать сильную управленческую команду, генерирующую новые бизнес-идеи, позволяет совершенствовать собственную модель бизнеса.

Несмотря на то, что каждая компания владеет уникальной бизнес-моделью, которую невозможно просто скопировать, существует ряд стандартных типов бизнес-моделей.

Типы Бизнес-моделей:

B2C (Business–To–Consumer) — Бизнес для Потребителя. Модель используется для описания взаимоотношения между компаниями и потребителями и описывает рынок продажи товаров и услуг розничному покупателю. Особенно модель B2C эффективна в среде Интернет, ведь электронная коммерция увеличивает рыночную активность компаний. Модель электронной коммерции облегчает и повышает качество взаимодействия предприятий с потребителями, в результате товар или услуга находят своего покупателя гораздо быстрее. Модели B2C активно используется в среде Интернет и приносит компаниям дополнительные прибыли.

B2B (Business–To–Business) — Бизнес для Бизнеса. Это модель используется для описания взаимоотношения коммерческих организаций и описывает торговлю между юридическими лицами. Модель B2B представляет собой рынок товаров производственного назначения и перспективна как для внутреннего, так и для международного рынка. Она также особенно эффективна в среде Интернет.

B2G (Business–To–Government) Бизнес для Государства. Это модель взаимоотношения между государством и бизнесом и описывает рынок продажи товаров и услуг государству. В среде Интернет также расширяет свои возможности (например, системы электронных госзакупок).

Одним из примеров бизнес-модели B2B являются электронные биржи по купле/продаже зерна, леса, металла, продукции легкой промышленности и сельского хозяйства. Товарная биржа является единой торговой площадкой для продавцов и покупателей, которые совершают сделки купли-продажи определенных групп товаров в соответствии с установленными на бирже правилами. К биржевым товарам принадлежат зерно, продовольственные товары, текстильное сырье, цветные металлы, нефть и нефтепродукты (всего биржевых товаров не более 65-70). Ассортимент и количество биржевых товаров постоянно меняется. Роль регулятора цены на бирже отводится котировке. Электронные биржи сводят покупателей и продавцов на единой торговой площадке, здесь же по итогам биржевых торгов определяются средние цены, на которые ориентируются продавцы и покупатели при заключении будущих контрактов и определяется реальная рыночная стоимость товара в динамике.

Электронные товарные биржи приобретают в мире все более широкое распространение. Например, Fobchemicals.com - сайт-биржа для покупателей химических товаров, Promedix.com - сайт-биржа медицинских товаров, DirectAg.com - сайт-биржа сельскохозяйственных товаров. Необходимо отметить, что в российской биржевой системе наметилось новое направление по переходу к торговле «классическими» биржевыми товарами в русле мировых тенденций. Например, в России используются следующие электронные торговые площадки: zol.ru, mtszerno.ru - межрегиональные торговые зерновые биржи; wood.ru, ruswood.com - электронные лесопромышленные торговые системы-биржи; forex-investo.ru - биржа Форекс — электронная система торгов мировыми валютами.

Одним из примеров бизнес-модели B2C является модель, в которой бизнес предоставляет физическим лицам особую торговую площадку, где покупатели могут назначать цены на товар и где они могут соревноваться друг с другом в назначении цены на товар. Аукционы привлекательны как для покупателей, так и для продавцов. Бизнес получает еще один новый канал сбыта своей продукции.

Модель B2G активно используется государственными органами России. У любого государственного чиновника отсутствуют экономические стимулы для выбора наиболее выгодного для государства поставщика товаров и услуг. Мировой опыт показывает, что необходимо выработать такие механизмы приобретения товаров и услуг, которые будут жестко ограничивать чиновников, работающих на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях. Проведение открытых торгов и конкурсов позволяет снижать долю злоупотреблений в области закупок товаров для деятельности государственных учреждений и государственных корпораций. Решение задач оптимизации госзакупок позволит осуществлять и борьбу с коррупцией в этой области. На сегодняшний день рынок государственных закупок в России по-прежнему остается одним из самых коррумпированных рынков.

На едином общероссийском сайте zakupki.gov.ru можно ознакомиться с тем, как осуществляются государственные закупки в России. На этом сайте можно получить информацию о едином реестре государственных и муниципальных контрактов, о Федеральном реестре контрактов, обо всех заказах, опубликованных на Федеральном официальном сайте, о план-графиках размещения заказов. Все закупки госзаказчиков переведены на 5 электронных площадок, выбранных Минэкономразвития и ФАС России.

Еще одним примером систем электронных государственных закупок является сайт fabrikant.ru. МТС «Фабрикант» является официальной торговой системой Госкорпорации «Росатом». Этот торговый портал представляет собой российскую межотраслевую систему электронных торгов, позволяющую проводить полный комплекс конкурентных торгово-закупочных процедур по продаже или покупке продукции, работ и услуг в рамках корпоративных закупок предприятий и организаций.

К описанным выше основным трём бизнес-моделям часто добавляют такие модели:

C2B (Consumer–To–Business) — современная форма электронной коммерции, которая предоставляет потребителю возможность самостоятельно устанавливать стоимость для различных товаров и услуг, предлагаемых различными компаниями.

C2C (Consumer–To–Consumer) — форма электронной или реальной торговли между потребителями. Для этого нужны площадки-посредники, на которых осуществляется торговля.

Примерами моделей C2B и C2C являются, например, аукционы e-bay.com и molotok.ru, а также сайты бесплатных объявлений по торговли или обмену автомобилей, электроники, сайты по продаже ненужных вещей, книг, подарков и т.п.: avito.ru, slando.ru, otdamdarom.ru, vsevobmen.ru и многие другие.

Очень редко, но используются ещё такие модели:

G2C (Government-To-Citizens) — Государство для Гражданина. Модель предполагает обеспечение государством свободного доступа своих граждан к государственной информации.

G2G (Government-To-Government) — Государство дляГосударства. Модель отражает взаимоотношение государственных органов между собой.

B2B2С (Business-To-Business-To-Customer) — Бизнес для Бизнеса и для Потребителя. Интеграцией моделей B2B и B2C в единой платформе является модель B2B2С.

E2E (Exchange-To-Exchange) — Биржа для Биржи. В рамках данной модели продавцы и покупатели выполняют транзакции не только в масштабе конкретной электронной биржи, но и между различными электронными биржами. E2E можно рассматривать как форму B2B.

B2E (Business-To-Employee) – Бизнес для Сотрудника. Модель предполагает активное использование сетевых информационных технологий при выстраивании корпоративных взаимоотношений с сотрудниками.

Постоянно происходит сопоставление сложившейся модели ведения бизнеса компании с типовыми моделями, существующими в аналогичной отрасли. Для развития бизнеса существующая модель подвергается всестороннему анализу, помогающему выявить недостатки, противоречия, узкие места. Это позволяет определять и перспективные инструменты развития собственного бизнеса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.