Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хотя, в принципе, любая научная теория предполагает наличие разнообразных системных связей, на практике их использование подвержено определенной исторической закономерности




В отличие от этого, завершающая триаду позитивистская традиция ориентирована на установление количественных соотношений между явлениями и отказ от их сущностного анализа. Таким образом, каждая традиция имеет свой особый предмет и методы исследования, формирующие характерный для нее тип мышления. Вполне закономерно, что последующая традиция решительно отвергает и методы, и тип мышления своей предшественницы.

Как убедительно показал еще в середине 19 века французский философ Огюст Конт, теория сменяет три фазы эволюции. Она последовательно переходит от теологической традиции, сводящей любые явления действительности к проявлению воли Божества, к философской, и, далее, позитивной традициям. Основа философской традиции - в стремлении объяснить с рационалистических позиций сущность всех явлений природы, включая внутренний мир человека. Не прибегая при этом к идее вмешательства сверхъестественных сил.

Собственная логика развития психологической теории определяется многими факторами, образующими определенное, иерархическое единство. Фактором наиболее высокого уровня является тип господствующей в данное время гносеологической традиции, вытекающий из наиболее общих принципов, на которых строится мировоззрение эпохи.

В каждый исторический момент уровень эмпирического знания определяется общим объемом имеющихся фактов и наблюдений над душевной жизнью человека. В то же время уровень развития теории будет зависеть от степени соответствия всех этих фактов известному к данному моменту способу их объяснения.

Психологии.1897 г.

Н.Я.Грот. Основания экспериментальной

ВВЕДЕНИЕ

СРС: Потребительские свойства растениеводческой продукции

 

 

“...Изучение истории психологии есть в то же время изучение и путь

к разрешению многих существенных психологических вопросов.”

Человеку извечно присуще искать ответ на вопрос об устройстве мира вокруг нас и нашего внутреннего, душевного мира. «Две вещи удивляют меня», - сказал Иммануил Кант, - «звездное небо над моей головой и нравственный закон внутри меня». Истоки размышлений человечества о законах душевной жизни уводят нас в глубь веков, к самым первым проблескам цивилизации. И здесь, так же как и в поиске закономерностей строения внешнего мира, обнаруживают себя два лишь отчасти связанных между собой процесса.

Один из них - это никогда не прекращающееся накопление фактов и феноменов психической жизни, в числе которых, например, такие известные уже в глубокой древности явления, как изменение частоты и наполнения пульса при воздействии сильного психического раздражителя, или так называемая “заразительность” эмоций. В равной мере к ним относятся и сравнительно недавно установленные закономерности типа кривой забывания Эббингауза или продемонстрированный Йерксом и Додсоном факт существования оптимума мотивации для различных видов деятельности. Все это - элементы эмпирического знания, которые нуждаются в объяснении и истолковании. Поэтому рядом с их накоплением всегда идет параллельный процесс систематизации полученных фактов, установления связей между ними и, в конечном итоге, создания психологических теорий и концепций.

Следующий уровень иерархии – это, складывающаяся в русле принятой гносеологической традиции, конкретная научная парадигма. Следуя мысли, предложившего этот термин американского исследователя науки Томаса Куна, отличительной особенностью научной парадигмы становится особая, только ей присущая, структура системных связей между образующими ее элементами знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.