КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рене Декарт. Размышляя о телесной субстанции, он высказал идею о повторении в индивидуальной жизни особи этапов развития животного мира
Размышляя о телесной субстанции, он высказал идею о повторении в индивидуальной жизни особи этапов развития животного мира. Вместе с тем, Декарт поддержал предложенную Уильямом Гарвеем схему кровообращения, по аналогии с которой он попытался рассмотреть работу нервной системы животных и человека. Это позволило ему выдвинуть идею и дать первое описание схемы безусловного рефлекса Отправной точкой для Декарта послужил вопрос о критерии достоверного знания. За истинное, считает он, можно принять все, что воспринимается субъектом в наиболее ясном и отчетливом виде и выступает для него как нечто самоочевидное и не вызывающее никакого сомнения. Наличие же сомнения есть в свою очередь признак ложного и недостоверного знания. По существу, сомнению может быть подвергнуто все, кроме самого акта сомнения, ибо он выступает для субъекта как существующий факт, в котором он не может сомневаться. Но сомнение есть деятельность мысли, и если состояние сомнения существует как истина, то такой же истиной должно стать и существование мышления. Другими словами, если я сомневаюсь, я мыслю. Но мышление не может быть без мыслящего, то есть субъекта мышления или «Я». Таким образом, если я сомневаюсь – я мыслю, а если я мыслю, следовательно, я существую, но существую как особая мыслящая вещь или субстанция, как душа или дух. Так, Декарт через обоснование достоверности существования сомневающейся мысли приходит к признанию самостоятельной мыслящей субстанции, которая, по его мнению, совершенно не зависима от тела и которая не перестала бы быть всем тем, чем есть, если бы тела даже вовсе не было. Опираясь на положение о невыводимости мышления и воли из материального мира и его механических законов, Декарт приходит к дуалистическому учению о двух самостоятельных субстанциях – мыслящей (духовной) и протяженной (телесной), существование каждой из которых зависит от Бога. (1596–1650) Выдающийся французский философ, математик, психолог, основоположник классического рационализма, родился в семье дворянина. Более 9 лет учился в привилегированном учебном заведении – иезуитской коллегии Ла Флеш, где наряду с латынью, которой Декарт овладел в совершенстве, изучалась логика и математика. В 1615–1616 гг. Декарт изучал право и медицину в университете города Пуатье. Впоследствии он посещал лекции в ряде голландских университетов. В 1618 г. Декарт вступил добровольцем в протестантские войска в Нидерландах. В 1619–1921 гг. в качестве офицера принимал участие в Тридцатилетней войне в Германии. После ухода с воинской службы посвятил себя науке. В 1622–1628 гг. жил во Франции и путешествовал по Италии. С 1628 г. жил в Нидерландах. Здесь были опубликованы главные его произведения: «Рассуждения о методе» (1637), «Страсти души» (1640), «Первоначала философии» (1644). В 1649 г. Декарт выехал в Стокгольм по настоятельному приглашению шведской королевы Христины, желавшей с его помощью учредить в Швеции Академию наук. Простудившись, он скончался в Стокгольме в 1650 г. . Ведущим тезисом в объяснении жизнедеятельности животных явилось положение о машинообразном характере их поведения. Изучая строение и деятельность животных, Декарт заметил большое сходство в работе их телесных органов и механических устройств. Это послужило основанием для переноса физико – механических принципов на все жизненные функции животного организма. Декарт писал, что если бы существовали машины, имевшие органы и внешний вид обезьяны или другого неразумного животного, то мы не имели бы возможности распознать, что они вполне той же природы как эти животные. Все телесные отправления, такие как пищеварение, сердцебиение, питание, рост, дыхание, а также ряд психофизиологических функций – ощущения, восприятия, страсти и аффекты, память и внешние движения всех органов тела – все они происходят точно так, как работают часы или другие механизмы. Общая схема машинообразного акта, впервые описанная Декартом, такова: внешние воздействия вызывают в органах чувств движения, которые мгновенно передаются по натянутым чувствительным нитям в полости мозга, а вызванные в мозгу движения побуждают находящиеся в нем «животные духи» в виде мельчайших материальных частиц направляться к «мускулам» и, наполняя их, вызывать движение нужных органов тела. Из этой схемы вытекает, что все органические процессы и простые психические функции являются зависимыми от внешних воздействий и материальных движений внутри тела, то есть они обусловлены изменениями, происходящими в различных телесных органах, в нервах, в головном мозгу. Позиция Декарта приводила к отказу от понятий растительной и животной души, и предполагала распространение на область органических и психических явлений методов изучения, аналогичных тем, которые применяются в физике и механике. Однако следует иметь в виду, что такие психические акты, как ощущения, восприятие, память, представления, воображение, аффекты относились Декартом к чисто телесным проявлениям и из сферы психического исключались. Воображение, представления, память, чувства и аффекты есть не более, чем простые телесные движения, «не просветленные» мышлением, единственно составляющим суть духовной субстанции. Таким образом, собственно психическим Декарт считал только то, что пронизывается разумом или осознается мыслящей субстанцией. Впервые в истории психологической мысли психическое стало ограничиваться сферой только сознаваемых явлений.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |