Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Р. Декарта




В то же время, для динамического подхода было характерным построение вертикальных связей, объединяющих первичное с вторичным (функциональная связь) и высшее с низшим (иерархическая связь).

Благодаря потоку новой информации и быстро меняющимся условиям жизни, в 16 веке заметно оживилась опытная наука. Она все более расшатывала дерево теологической традиции. В ответ церковь все чаще вынуждена была прибегать к последнему средству - репрессиям против инакомыслия. Спустя две тысячи лет, Галилей и Бруно повторили судьбу Анаксагора и Сократа. Однако, особенность средневекового исторического витка состояла в том, что, в отличие от жреческих культов Эллады, христианская идеология имела значительно более прочные психологические корни. Она нашла в себе силы для внутреннего обновления, породив Реформацию, на целое столетие ставшую главным фактором политической жизни Европы.

Нового времени (17 век)

История вновь и вновь возвращается на однажды уже пройденные круги. Европейский мир расширяет свои границы через два века после “средневекового узла гармонии” с той же необходимостью, как экспансия греков устремилась в просторы средиземноморья через две сотни лет после “Гомеровского узла гармонии”. И так же как экспансия греков в средиземноморском пространстве в 8 - 7 вв. до н. э., предопределила появление рационалистической философии в 6 веке до н. э., освоение европейцами пространства Атлантического и Индийского океанов в 15 - 16 веках предопределило развитие рационалистической философии в 17 веке.

С точки зрения духовной жизни, Реформация принесла два важнейих плода: во-первых, отказавшись от посредничества церковной иерархии в отношениях человека с Богом, она тем самым уничтожила присущую всем средним векам жесточайшую внутреннюю и внешнюю духовную цензуру, а во-вторых, ее иконоборческий пафос, изгонявший любое идолопоклонничество, изгонял также всех привычных идолов своего собственного сознания, открывая дверь единственно возможному рациональному объяснению действительности.

Рубеж нового времени отмечен резким противоречием схоластической теории с набравшей силу практикой, которое можно назвать “кризисом богословия”. Победа рационализма в научном мышлении обеспечила стремительный прогресс теории и опытно-психологического знания в 17 и начале 18 столетия.

При этом в области теории сразу же наметилось два основных подхода: «динамический» или дедуктивно-логический, представителями которого были Декарт и Лейбниц; и «структурно-функциональный» или индуктивно-эмпирический, связанный с именами Бэкона и Локка. Отражая одну и ту же рационалистическую тенденцию построения психологического знания, эти подходы тяготели к разной трактовке образуемых ими теоретических связей. Дедуктивно-логический подход в большей мере был ориентирован на образование вертикальных связей, напротив, индуктивно-эмпирический подход тяготел к образованию горизонтальных связей - ассоциаций (отчего и все направление английской психологии этого периода получило название “ассоциативной”).

Разумеется, разделение подходов следует понимать как тенденцию, различие в исходной направленности мышления при построении теории, а не как абсолют. В этой связи можно заметить и обратное - взаимное проникновение идей, лежащих в основе обоих подходов. Признавая побудительные силы активной стороной всей познавательной и практической деятельности человека, создатель ассоциативной психологии, Джон Локк, неизбежно привносил динамический аспект в развиваемую им индуктивно-эмпирическую концепцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.