Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализа особенностей культурно-исторического развития цивилизации

Читайте также:
  1. F80/ Специфические расстройства развития речи и языка
  2. F81/ Специфические расстройства развития учебных навыков
  3. F82 Специфические расстройства развития моторной функции
  4. I. Общая характеристика возрастного развития
  5. I. Общий обзор развития гносеологии в ее основных проблемах
  6. I. Особенности развития речи и мышления в период обучения грамоте.
  7. II. Этапы инновационного развития
  8. III ЭТАП: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА
  9. III.2. Всеобщие философские методы, их специфика. Диалектика и принцип развития.
  10. III.2.2. Инструменты и методы для количественного анализа риска
  11. III.4. Современные альтернативные методологии и модели развития. Синергетика.
  12. IPO на отечественном рынке ценных бумаг имеет ряд особенностей.



1896 – 1934

Выготский Лев Семенович

Выдающийся советский психолог. Родился в г. Орше, в Белоруссии, в образованной еврейской семье. В 1913 г. он с отличием закончил гимназию в городе Гомеле и поступил на медицинский, а затем на юридический факультет Московского университета. В Москве Выготский также посещал историко-филологическое отделение народного университета А.Л. Шанявского, где впервые заинтересовался психологией. В 1917 – 1924 годах Выготский жил в Гомеле, активно работая в новой советской системе образования. В 1924 г., после выступления на Втором конгрессе психоневрологов в Петрограде, он получил приглашение директора московского Института экспериментальной психологии Корнилова перейти на работу в возглавляемый им институт. Выготский переезжает в Москву и становится сотрудником этого института (ныне Психологический институт РАО). В этот период, в 1926 г., был опубликован первый значительный труд Выготского «Педагогическая психология» и начата работа над созданием культурно-исторической концепции в психологии. Основные идеи этой концепции получили развитие в его книге «Мышление и речь», 1934. В конце двадцатых и начале тридцатых годов, Выготский создал Экспериментальный дефектологический институт, возглавлял психологическую лабораторию Академии коммунистического воспитания, был заместителем директора Института охраны здоровья детей и подростков. В 1934 г., на пике творческой активности, Л.С. Выготский скончался от туберкулеза.

Другая идея относилась к развитию языка как знаковой системы. В процессе формирования материальной культуры внешнее действие опредмечивается в материальном орудии. (Возможность рубить – в топоре). Аналогично, высшие психические функции развиваются благодаря появлению и развитию психологических орудий, важнейшими из которых становятся знаки – слова. В этой связи совершенствование языка имеет преобразующее значение для всей психики.

Последний этап жизни Выготского был заполнен работой над проблемой развития ребенка. В этот период Выготский дополнил свою концепцию положением о «зоне ближайшего развития», подразумевая под ней деятельность, которую ребенок еще не может осуществлять самостоятельно, но может выполнить с помощью взрослого. Именно этот пласт культурных традиций является в данный момент развития ребенка базой для формирования у него новых психологических орудий.

Несмотря на, в целом, благожелательное отношение психологической общественности к работам Льва Семеновича Выготского при его жизни, оценка его трудов далеко не была однозначной. Некоторые его идеи фактически не были замечены современниками, другие встретили резкую критику. К числу особенно критикуемых работ относились выполненные совместно с А.Р. Лурией исследования различий высших психических функций у лиц, принадлежащих к разным культурным традициям (проведенное в 1929 – 1931 гг. исследование, выявило ряд особенностей познавательных процессов у коренных жителей Средней Азии, названных авторами работы «признаками примитивного мышления»). Как правило, в основе этой критики лежали политические мотивы, а не научные факты. Складывающаяся вокруг Л.С. Выготского в последние годы жизни напряженная обстановка, очевидным образом негативно повлияла на его здоровье и, по-видимому, приблизила его безвременную кончину.



С другой стороны, научная критика Выготского не раз указывала, что многие из его идей в той или иной форме уже высказывались в психологии (например, идею интериоризации внешних действий человеческой психикой высказывал еще И.М. Сеченов). Однако бесспорно, что именно благодаря Выготскому эти идеи стали складываться во вполне самостоятельную научную систему, имевшую своей ближайшей задачей целенаправленное формирование оптимальных условий психического развития ребенка.

Концепция Л.С. Выготского, хотя и не приобрела черты завершенной теории, имела многих последователей. Самыми ранними из них были его ученики А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев, затем к ним примкнули Л.И. Божович, А.И. Запорожец и др. Несомненное влияние оказали работы Выготского и на одного из крупнейших психологов середины 20 века – Жана Пиаже.

Вместе с тем, в начале 1930-х годов многие идеи Выготского были весьма близки к своему реальному воплощению. Уникальность исторической ситуации того времени состояла в том, что в условиях происходивших масштабных социальных преобразований, происходила столь же масштабная перестройка всей системы народного образования. Это означало существование возможности вывести психологические исследования из стен лаборатории и сформировать на их основе новые, реально действующие технологии развития ребенка в сети образовательных учреждений.





Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 96; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.92.141.211
Генерация страницы за: 0.004 сек.