КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Скиннер (Skinner)
Для изучения оперантного поведения у животных Скиннер предложил устройство, названное скиннеровским ящиком. Оно представляло ящик, в котором имелся рычаг, нажатие на который приводило к подаче выдвижению полочки с пищей. Помещенная в ящик голодная крыса, рано или поздно случайно нажимала на рычаг и получала пищу. Вскоре она научалась, воздействуя на рычаг, добывать себе пищу, а исследователь имел возможность установить какие переменные влияют на скорость формирования у крысы условного рефлекса. 1886 – 1959 Известный американский психолог, один из первых необихевиористов, Эдвард Толмен, родился в состоятельной семье квакеров. Он получил инженерное образование, но, еще учась техническом институте, заинтересовался психологией. В 1915 г. Толмен получил докторскую степень в Гарвардском университете и занялся преподавательской деятельностью. В 1918 году его приглашают в университет Беркли в Калифорнии, где он работал до своего выхода в отставку в 1954 г., пройдя путь от преподавателя психологии до почетного профессора. Основная работа Толмена «Целенаправленное поведение у животных и человека» была опубликована в 1932 г. Она содержала возвращение к категории цели поведенческого акта, хотя представленность цели в сознании, согласно традициям бихевиоризма, не рассматривалась. Другая сторона позиции Толмена заключалась в предположении о существовании ненаблюдаемых факторов поведения, названных им «промежуточными переменными», которые, представляют собой внутренние реакции на стимульную ситуацию и, таким образом, являются опосредующим звеном между этой ситуацией и наблюдаемой внешней реакцией организма. Однако в 1960-е годы необихевиоризм вновь привлекает к себе внимание благодаря деятельности Б. Скиннера. Скиннер предложил различать две разновидности поведения, одно из которых он назвал респондентным, а второе – оперантным. Различия между ними во времени воздействия стимула. Респондентное вызывается стимулом, предшествующим реакции – это поведение, как считал Скиннер, представляло собой главный объект изучения для бихевиористов старшего поколения. Однако в поведении животных и, тем более, человека респондентное поведение играет далеко не самую главную роль. Значительно важнее, по мысли Скиннера, поведение, связанное с активным воздействием на окружающую среду с целью получить положительное подкрепление. Такое поведение, при котором поведение опережает стимул, он назвал оперантным. Проведя большое число экспериментальных исследований, Скиннеру удалось установить ряд закономерностей повышения эффективности оперантного обучения. К ним относились: уменьшение времени между двумя подкреплениями, а также использование фиксированной частоты подкреплений, когда подкрепление выдавалось за определенное число реакций. Исследования на людях показали, что эти закономерности действуют и применительно к человеку – еженедельная зарплата эффективнее ежемесячной, а сдельная оплата эффективнее фиксированной. На основе своих исследований Скиннер предложил модифицировать систему образования, используя гибкую тактику поощрений и отказавшись от наказаний, которые, как он был убежден, приводят не столько к улучшению поведения, сколько к страхам и ответной агрессии. Именно эта часть работ Скиннера оказалась с энтузиазмом воспринятой в 1960 - 1970-е годы не только школьной педагогикой, но и психиатрией, и различными воспитательными учреждениями. Теперь, спустя десятилетия, видно, что причина необыкновенной популярности идей Скиннера в эти годы, как и гуманистической психологии, лежала за пределами собственно научных достоинств этих теории. Это было время «прозрения», когда общественное мнение развитых стран впервые обнаружило глубину и глобальные размеры кризиса, поразившего его духовную культуру. Более того, оно обнаружило, что ответственность за кризис культуры и связанные с ним чудовищные преступления предшествующей эпохи лежат не только на поверженном нацизме но и его победителях. Реакцию на это прозрение мы находим в различных пластах общественной жизни шестидесятых годов. На макроуровне социально-политических процессов для Запада – это было добровольное предоставление независимости бывшим колониям, для Востока – это хрущевская «оттепель». На нижележащем, социально-психологическом уровне – это было стихийное протестное движение молодых поколений, не причастных к преступлениям предшествующих десятилетий. Формы отрицания молодежью дискредитировавшего себя общества и его традиционных ценностей были многообразны: от увлечения поп музыкой до разрушительного мировоззрения хиппи или разного рода анархистских движений. В отличие от этого держащее в своих руках власть поколение 40 – 50-и летних оказалось в противоречивой ситуации. С одной стороны оно оставалось приверженным культурной традиции и гордилось своим участием в
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |