Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическая психология. Одна из первых женщин психологов и вдохновителей современного движения феминизма, Карен Хорни (рожд




1885 - 1952

Одна из первых женщин психологов и вдохновителей современного движения феминизма, Карен Хорни (рожд. Даниэльсен) родилась в Германии близ Гамбурга. Ее отец, норвежец по национальности, глубоко религиозный человек, был капитаном трансатлантического лайнера и отличался суровым характером. Мать Карен была его полной противоположностью: образованная, нерелигиозная и независимо мыслящая женщина, она была на 18 лет моложе своего мужа и не желала подчиняться его деспотическому характеру. Семейная обстановка отложила отпечаток на мировоззрение дочери, главной чертой которого стало противоречие между постоянным стремлением к независимости и, в то же время, не меньшей потребностью в опоре на сильного мужчину.

В 1906 году Карен поступила на медицинское отделение Фрайбургского университета. В 1909 г. она вышла замуж, однако ее семейная жизнь не была удачной: брак спустя несколько лет распался, а своим трем дочерям Карен Хорни уделяла минимальное внимание, предпочитая им научную деятельность, весьма успешную.

В 1911 году она получила докторскую степень в Берлинском университете, продолжив затем специализацию в Берлинском психоаналитическом институте. Но уже в начале 1920-х годов она вступила в открытую полемику с Фрейдом, принимая его метод, но отвергая большую часть постулатов его теории. При этом, Хорни, прежде всего, настаивала на том, что в противовес «мужской» психологии Фрейда необходимо сформировать женскую точку зрения на проблему побудительных сил поведения.

В 1932 году Хорни, как и большинство других психоаналитиков, эмигрирует в Америку. Здесь одна за другой выходят ее важнейшие работы – «Невротическая личность нашего времени, 1937», «Пути психоанализа, 1939» и др. В 1941 г. она совместно с Э. Фроммом основала Американский институт психоанализа, деканом которого оставалась до конца жизни.

Несмотря на удачно складывающуюся научную карьеру, Хорни оставалась чувствительной к вниманию и поддержке своих коллег и друзей, среди которых особая роль принадлежала талантливому психологу Эриху Фромму, разрыв с которым она переживала очень тяжело. В последние годы жизни в круг ее знакомств вошло много деятелей религиозного толка. Однако влияние их редко оказывалось продолжительным – психотерапевт и ученый всегда в ней оказывались победителями.

В этих условиях люди, по Фромму, испытывают стремление к «бегству от обретенной свободы», замены ее самоотождествлением с государством и стоящей в его главе, сильной личностью. Именно этим он объясняет притягательную силу социалистических и национал-социалистических идей и приход к власти тоталитарных режимов 20-30 годов.

Фромм полагал, что противостоять наступающей индивидуализации общества и бегству от свободы можно лишь благодаря любви и самореализации, позволяющих примирить противоборствующие потребности человека, и надеялся, что в будущем человечество придет к идеалу «гуманистического» общества, основанного на этих важнейших ценностях. Эта мысль имела свое развитие. В 1960-е годы термин «гуманистическая психология» стал названием нового направления этой науки.

Исторически появлению гуманистической психологии предшествовали приблизительно полтора десятилетия, прошедшие после окончания второй мировой войны. Это были неспокойные годы, шла так называемая «холодная война». Мир оказался расколот на два противоборствующих лагеря. Локальные конфликты между ними постоянно грозили перерасти в новую мировую ядерную войну; та, в свою очередь, обещала положить конец жизни на Земле. Особенно неспокойно было в Европе, жившей как бы в прифронтовой полосе. После крушения колониальной системы, Франция и Великобритания из великих держав, правивших половиной мира, внезапно ощутили себя небольшими участками суши, едва заметными глобусе. Теперь их выживание в противостоянии с набирающей силу Советской Россией, как казалось, всецело зависело от военного присутствия Америки. Но в начале 1960-х годов сама Америка впервые за 180 лет увидела над собой занесенный меч.

Повисшее в воздухе чувство неуверенности и разобщенности неизбежно вело к новому духовному кризису, который вылился стихийное движение молодежи, направленное против существующих общественных ценностей. Крайней формой этого протеста стало движение хиппи, призывавших к уходу из чуждого мира реальности в мир интимных чувств и грёз; а его кульминацией - волна беспорядков, прокатившихся по Европе в 1968 г. (В более умеренной форме протестное движение молодежи в той или иной мере стало явлением во всех промышленно развитых странах, включая и Советскую Россию.)

Следует отдать должное американской психологии середины века, чутко обнаружившей болезненные точки общественного сознания еще задолго до того как кризисные черты стали видны всем. У истоков гуманистической психологии, наряду с Э. Фроммом, стоял известный американский исследователь, Гордон Олпорт (1897-1967). Он был одним из первых, кто утверждал, что главное в человеческой личности - её уникальность, и психология должна не искать те или иные скрытые стереотипы и механизмы поведения, а, напротив, обнаруживать неповторимую индивидуальность каждого человека и помогать ему в раскрытии своей индивидуальности. Не последнюю роль в росте популярности взглядов Олпорта сыграло и его методическое искусство, проявившееся при разработке знаменитого опросника MMPI (Многофакторный опросник Миннесотского инститтута), позволяющего получить развернутое, системное представление о структуре черт личности.

Тем не менее, главная заслуга в становлении нового направления психологии принадлежит младшему современнику Гордона Олпорта - выдающемуся американскому исследователю, Абрахаму Маслоу. Предлагая термин «гуманистическая психология» Маслоу и его коллеги рассматривали свое направление в психологии как альтернативу психоанализу и бихевиоризму – своего рода «третью силу». В работах Маслоу в большей мере, чем у многих его американских коллег прослеживалось влияние известных европейских психологов, таких как Макс Вертгеймер, Альфред Адлер и Эрих Фромм. с которыми он имел возможность достаточно долго общаться в период их вынужденной эмиграции в Америку после прихода к власти Гитлера. В то же время мировоззренческие корни нового направления уходили в популярную в начале второй половины 20 века философию экзистенциализма. Основатели этого нравственно-философского течения: Нобелевский лауреат по литературе Ж.П. Сартр (1905 - 1980), философы К. Ясперс (1883 - 1969), М. Хайдеггер (1889 - 1976), как бы продолжая извечный спор о свободе воли, считали, что условия существования человека (экзистенции) таковы, что люди вынуждены делать свободный выбор. Каждый человек ответствен за свои действия, с какой бы тревогой за возможные последствия это не было связано.

Другим важным моментом экзистенциализма было представление о никогда не прекращающемся процессе становления человека, изменении его самого и его потребностей. Поэтому сущностью человека, как считали экзистенциалисты, является реализация как можно большего числа своих возможностей, полное раскрытие себя самого. Но поиск смысла своей жизни – трудная задача. Каждый человек уникален и имеет свой неповторимый жизненный опыт, который гораздо важнее любой теории. Но современное общество (впрочем, можно сказать, как и любое другое) предписывает человеку массу стереотипов поведения, которые обезличивают его, заставляют отказываться от своей уникальности и, в конечном итоге, ведут к жизненному краху. Поэтому необходимо противостоять давлению шаблонов и традиций и постоянно искать лучшие пути для самоактуализации.

Отсюда вытекало главное требование гуманистической психологии – изучать каждого человека как единое и уникальное целое. При этом в отличие от большинства представителей психоанализа и бихевиоризма Маслоу и его последователи рассматривали человека не как заложника таящихся в нем темных инстинктов или игрушку внешних обстоятельств, а как личность, содержащую в себе возможности творчества и положительного внутреннего развития. Способность к творчеству рассматривалась гуманистической психологией как важнейшая черта человеческой натуры, присущая каждому человеку, каким бы видом деятельности он не занимался. Лишь некритически воспринимаемая культура и ее ложно понимаемые нормы постепенно вытравливают из человека способность к творчеству – в сущности, то главное, что делает человека человеком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.