Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расскажите о творческой биографии З. Фрейда




Совпавшая с началом второй мировой войны смена поколений в наиболее известных научных школах привела к замедлению, а затем и почти полному прекращению развития их теоретической мысли. Все это, вместе с интенсивно идущим накоплением эмпирического материала во многих новых научно-практических центрах, вскоре подготовило почву для нового кризиса психологии.

Тем не менее, блестящая эпоха школ оказалась весьма непродолжительной. Редкая из школ надолго пережила своих создателей. Кроме того, каждая из них работала только в одном, наиболее характерном для нее русле. Отстаивая приоритетность своих взглядов, школы неизбежно двигались в расходящихся направлениях, все более теряя друг друга из вида. В итоге, если одним из главных пороков системы Вундта была бедность связей, устанавливаемых ею между различными психическими явлениями, то для дальнейшей психологии все более заметным ограничением стала возрастающая узость проблематики, капсулирующая теорию в рамках замкнутого круга процессов и неизбежно превращающая ee в частный объяснительный принцип.

Благодаря своим реальным достижениям, а также в связи с обострившимся интересом общества к ее возможностям, в этот период психология оказывается в центре всеобщего внимания. Впервые многие ее направления становятся действующими технологиями, постепенно входящими в повседневную жизнь.

К сожалению, все эти неблагоприятные обстоятельства не позволили гештальтпсихологам завершить построение целостной психологической системы, хотя предпосылок для этого у них, возможно, было больше чем у представителей любой другой школы психологии. В итоге, в середине 20 века, вскоре после завершения научной деятельности признанных лидеров гештальтизма - Вертгеймера, Коффки, Левина - продуктивная работа созданной ими школы замирает.

Тем не менее, завершить создание целостной психологической теории, гештальтпсихология не сумела. Но, несмотря на это и уже отмеченный недостаток внимания к анализу элементов образуемой системы и связей между этими элементами, гештальтпсихологи оказались одними из первых, кто теоретически и экспериментально доказал универсально-системный характер природных закономерностей. Не случайно их исследования во многом определили взгляды основателей нового системного направления в науке от Л. фон Берталанфи до Н. Винера.

Исходя из этих базовых представлений, К. Левин развил стройную психологическую концепцию, позволившую ему и его ученикам оригинальным образом сформулировать и решить целый ряд важных психологических задач, включая проблемы волевого и полевого поведения, запоминания завершенного и незавершенного действия и т.п.

Ключевым понятием теории К. Левина стало фундаментальное физическое понятие о динамическом поле, каждый элемент которого находится во взаимосвязи с другими элементами и характеризуется определенной напряженностью. Причем поле, пребывающее в стационарном состоянии, характеризуется балансом напряженностей составляющих его элементов, и нарушение этого баланса приводит в действие механизмы восстановления баланса.

Раскрывает фундаментальные законы, не только объясняющие мир, но и позволяющие прогнозировать частные и единичные явления.

Вклад К. Левина в развитие собственно психологической проблематики сосредоточился, в основном, в области изучения мотивационных процессов, на которые он распространяет понятие динамического поля. Согласно его теории в основе любой человеческой активности лежат потребности, которые могут быть как биологического, так и социального происхождения, образуясь в актуальной ситуации благодаря интересам, целям и намерениям личности. Последний класс потребностей Левин назвал квазипотребностями. Потребности и квазипотребности создают особое психологическое поле, с присущей ему напряженностью. Удовлетворение потребности представляет собой разрядку напряженности. Любые предметы, оказавшиеся в психологическом поле, нарушают баланс напряженностей и либо притягивают к себе (положительная валентность), либо отталкивают (отрицательная валентность).

Сама гештальтпсихология разделила судьбу большинства других школ психологии, вступив с середины 30-х годов в фазу своего постепенного угасания. Не будучи отвергнутой как несостоятельное научное направление, она стала жертвой социальных катаклизмов 20 века. Прагматичная культура американских университетов, на которую в этот период Вертгеймер, Коффка и Кёлер были вынуждены сменить привычную среду классического немецкого университета, оказалась недостаточно восприимчивой к весьма сложным теоретическим конструктам этих исследователей. Более того, непривычная терминология гештальтистов, использование ими понятий типа “психологического поля”, нередко вызывало недоверие позитивистски настроенных американских ученых, порождая подозрение в спекуляциях на модной физической терминологии. Примером этому может служить резкая критика использования понятие поля вне физической науки, данная «отцом» американской атомной бомбы, знаменитым физиком Робертом Оппенгеймером. Об этом случае рассказывает в своей «Истории психологии» М.Г. Ярошевский. Он замечает, что когда, выступая на собрании Американской психологической ассоциации, Оппенгеймер сказал, что науке известна физическая теория поля, но с термином «психологическое поле» он никакой идеи соединить не может, в зале раздались смех и аплодисменты.

***

По прошествию почти столетия может показаться, что напряженная теоретическая работа в психологии в конце 19 – начале 20 веков закончилась почти безрезультатно: большинство появившихся теоретических схем не выдержало испытания временем. Разумеется, это было бы очень поверхностным взглядом. С системной точки зрения, это была первая фаза развития новой науки. Этап интенсивного развития системы, которому предшествовала прафаза образования (вычленения) элементов будущей системы, объединенных под названием источников экспериментальной психологии.

При этом закономерно идет борьба между «центрами кристаллизации» новой науки, подобно тому, как на аналогичной стадии развития египетской или греческой культуры, периоду создания общенационального культа, предшествовала ожесточенная борьба между местными культами. Другая аналогия – семь мудрецов, стоящих у истоков греческой философии и основатели важнейших психологических школ – Вундт, Джемс, Фрейд, Павлов, Кюльпе, Титченер и Вертгеймер.

Контрольные задания и вопросы

52. В чем заключается метод психоанализа Фрейда?

53. Как представлял структуру личности З. Фрейд?

54. Назовите законы восприятия, открытые гештальтпсихологией?

55. Какое объяснение явления инсайта дал В. Келер?

56. В чем заключается сущность понятия «психологическое поле» по К. Левину?

57. Чем различаются волевое и полевое поведение по К. Левину?

Рекомендуемая литература

86. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М. 1987.
87. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997.
88. Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. – М. 1930.
89. Коффка К. Основы психического развития. – М. 1934.
90. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб.: Сенсор, 2000.
91. Уэллс Г. Павлов и Фрейд. – М. 1989.
92. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М. 1991.
93. Фрейд З. Я и Оно. // Фрейд З. Труды разных лет. Книга 1. - Тбилиси: Мерани, 1991.
94. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998.
95. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

ГЛАВА 8




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.