КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фрейд (Freud) Зигмунд
(1856 - 1939) Знаменитый психолог и психиатр; основоположник психоанализа. Родился в Австро-Венгрии в семье торговца сукном, закончил медицинский факультет Венского университета. Получил степень доктора медицины в 1881 г., В течение ряда лет работал клиническим неврологом и преподавал в Венском университете. В 1885 несколько месяцев стажировался в Париже в клинике Ж.М. Шарко, где впервые познакомился с влиянием сексуальных проблем на соматическое состояние пациентов. После возвращения в Вену Фрейд переходит в частную клинику д-ра И. Брейера, где успешно занимается лечением неврозов с помощью предложенного им метода психоанализа. В 1895 г. выходит их совместная работа «Исследования по истерии». В 1896 г. следует разрыв с Брейером, произошедший из-за отказа последнего признать сексуальные проблемы исключительной причиной невротических расстройств. Находясь в состоянии тяжелой депрессии, Фрейд вынужден применять свой метод лечения неврозов по отношению к себе самому. Результаты самонаблюдения были обобщены в принесшей ему известность книге «Толкование сновидений» (1900 г.). » » С 1902 г. Фрейд работал профессором Венского университета. В 1901-1905 гг. он опубликовал еще ряд работ, посвященных методу психоанализа, основанного на технике свободных ассоциаций, анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное. В последующие годы его интересы перемещаются в область теоретической психологии и создания общепсихологической теории строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего — сознанием и стихийными бессознательными влечениями. В этот период растет известность Фрейда, как создателя нового направления в психологии и психиатрии, особенно, после триумфальной поездки в Америку в 1909 г. и создания в 1910 г. международной психоаналитической ассоциации. Однако, в 1911-1914 гг. Фрейда покидают некоторые из его самых способных сподвижников (А. Адлер, К. Юнг). Под впечатлением итогов первой мировой войны Фрейд пересматривает отдельные части своей теории, вводя в качестве ведущих побудительных сил поведения, наряду с влечением к продолжению жизни, влечение к смерти. Последние годы жизни Фрейда были заполнены попытками обнаружить проявление этих космических сил в мировой культуре и религии. Работы Фрейда были удостоены литературной премии им. Гёте в 1930 г. После захвата Австрии Германией в 1938 г. Фрейд эмигрировал в Великобританию. агрессией. Возрастание энергетического потенциала либидо приводит к повышению напряженности, требующей своей разрядки. Снятие напряженности воспринимается как наслаждение. Таким образом, наслаждение, удовольствие становится главным принципом существования «оно». Другой частью личности является «сверх-Я» (супер-эго). Если «оно» - это биологическая часть личности, то сверх-Я – ее социальная часть. Исторически эта часть личности появляется вместе с развитием социальных форм жизни. У индивида она формируется прижизненно, по мере усвоения им норм и правил общественных отношений, по сути «оно» - это идеализированный образ личности, такой, каким личность должна была быть, следуй она всем усвоенным нормам общественной морали. Главным принципом существования «оно» становится долг по отношению к обшеству. Однако, создав новую, социальную форму жизни, природа не предусмотрела для ее развития новых источников энергии. Теперь либидо должно приводить в движение два механизма – биологический и социальный. Это порождает непримиримое противоречие между «оно» и «сверх-Я», подобно непримиримому противоречию материального и идеального в учении Платона. И также как и у Платона, Фрейд предусматривает третью, сознательную инстанцию личности, называя ее «Я» (эго). Это посредник между «оно» и «сверх-Я» или возница человеческой души, по образу Платона. Принцип существования «Я» - рациональность, поиск вечного компромисса между властными требованиями «оно» и моральными нормами «свехр-Я». Теории личности Фрейда дополняется учением о развитии личности, механизмах ее психологической защиты и методе психоанализа. Во всех этих направлениях Фрейд действует скорее как мудрый наблюдатель жизни и талантливый беллетрист, а не как скрупулезный ученый-экспериментатор. Развитие личности, по Фрейду, подразумевает прохождение ряда психосексуальных стадий: оральной, длящейся от рождения до середины второго года жизни, связанной с получением удовольствия благодаря акту сосания; анальной, длящейся следующие полтора года, на которой ребенок приучается к гигиеническим навыкам и приучается получать удовольствие при своих естественных отправлениях. Наконец, после трехлетнего возраста наступает фаллическая стадия, когда ребенок начинает получать удовлетворение от созерцания половых органов, собственного и противоположного пола. На этой стадии мальчик переживает так называемый «Эдипов комплекс» (у девочек – комплекс Электры). Смысл этого комплекса – в бессознательной фиксации сексуального влечения на образе ближайшего взрослого противоположного пола, как правило матери у мальчика и отца у девочки. С Эдиповым комплексом Фрейд связывает формирование многих психологических стереотипов, проявляющих себя в жизни взрослого человека, в частности, с формированием идеалов красоты, влияющих на выбор брачного партнера. После пяти лет, считает Фрейд, ребенок начинает активно познавать мир человеческих отношений. Идет формирование его «сверх-Я». В это период сексуальность переходит в латентную, скрытую стадию которая продолжается до 12 –13 летнего возраста, т. е. до наступления пубертатного периода. С наступлением половой зрелости начинается завершающая развитие генитальная стадия, связанная с усвоением взрослых норм сексуального поведения. Важной частью теории Фрейда стало учение о способах психологической защиты. Напряженность, не находящая возможности для разрядки, вызывает дискомфортное состояние тревоги, предупреждающее о наличии опасности. Сама по себе тревога (как и боль) является биологически полезным индикатором опасности для организма. Но чрезмерно острое или чрезмерно длительное переживание тревоги приводит к истощению и может явиться причиной болезни. Учитывая это, в процессе эволюции складываются специальные защитные механизмы, предохраняющие личность от переживания тревоги. Эти механизмы играют существенную роль в жизни человека и, становясь привычными, участвуют в формировании его личности. В числе многих механизмов психологической защиты наряду с отрицанием, замещением, регрессией, проекцией и др. Фрейд особенно подчеркивает значение сублимации – перевода энергии либидо из социально неприемлимых импульсов на социально приемлимые цели. Именно благодаря механизму сублимации создаются многие шедевры художественного творчества. Таким образом, Фрейд, хотя и не формирует подобно Вундту, целостной психологической системы, тем не менее, создает нечто большее: он конструирует свой собственный мир, живущий по своим собственным законам. И его нисколько не заботит, ни то, что этот мир охватывает лишь ограниченную часть психических явлений, ни то, что большинство психологов так никогда и не поверило в его реальность. Сегодня, спустя столетие после появления важнейших работ Фрейда, нельзя не заметить, что психоанализ, конечно, не решил всех важнейших задач психологии и, по существу, остался ее боковой, вполне обособившейся ветвью, но он удивительно удачно нашел свое место в современной западной культуре и, по-видимому, не собирается его никому уступать. Можно отметить и еще одно обстоятельство, историческое. Разумеется, оно лишь косвенным образом соотносится с личностью Зигмунда Фрейда. Рожденное системным кризисом Европейской культуры, учение Фрейда оказалось единственной психологической концепцией, воспринятой интеллектуальной элитой Западного общества. Однако эта концепция, отталкиваясь от реальных проблем всего Европейского общества, уводила в мир иллюзий, мало способствуя решению этих проблем. Сегодня «биологический кризис» Европейской цивилизации вступил в новую фазу. Теперь коренное население практически всех европейских стран не только сокращается, но оно все более замещается представителями других народов (целые районы Парижа и многих других городов Европы уже заселены и продолжают заселяться представителями народов Азии и Африки). Однако феминизированное общественное мнение Европы с невозмутимостью наблюдает эти процессы, и поддерживает новые программы по дополнительному привлечению эмигрантов из других континентов. Семнадцать столетий назад феминизированный христианский Рим, где женщины также отказались производить потомство, с той же толерантностью взирал на переполнявшие его толпы вольноотпущенников – вчерашних рабов со всех краев света. А еще через столетие варвары без боя захватили и разрушили великий город. В нем уже не осталось тех, для кого он был исторической родиной и кто хотел бы на его стенах защищать свою, а не чужую культуру. Возможно, проповедуя равенство и ненасилие, предпочитая внутреннее самообновление внешней борьбе, христианские священники той поры и психоаналитики дня сегодняшнего играли и играют одну и ту же историческую роль.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |