Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расскажите об основных направлениях деятельности Б.Г. Ананьева




Человек изучается разными науками, но все они рано или поздно приходят к необходимости учета данных психологии. Синтез разнодисциплинарных знаний о человеке является важным условием развития психологического знания. В этой связи Б.Ф. Ломов подчеркивает необходимость комплексных исследований. Включаясь в разные отношения с окружающей действительностью, человек открывается разными гранями, каждая из которых может стать предметом изучения специальных наук.

Психические явления системно детерминированы. Такие модусы психического, как многомерность, многоплановость, многоуровневость, выражают множественность детерминант психики.

Система психических явлений имеет вертикальное (уровневое) строение. Действие этого принципа распространяется не только на психику в целом, но ина отдельные явления (процессы, состояния).

Психические явления многомерны. Они могут рассматриваться в самых разнообразных системах измерений, каждая из которых позволяет обнаружить лишь определенную группу свойств и отношений.

4. Человек обладает системой разнопорядковых свойств, которые организованы в целостную структуру, напоминающие по своему строению пирамиду: на вершине размещаются общие свойства, в основании – раскрывающие их свойства более низких порядков, грани пирамиды символизируют различные категории свойств.

6. Психические явления – явления динамические, развивающиеся. Этот принцип выражает способ существования психического как системы. Ее целостность и дифференцированность возникают, формируются и образуются в ходе развития индивида, которое, в свою очередь, выступает как полисистемный процесс. Психическое развитие – это движение его оснований, сменность детерминант, возникновение. Формирование и преобразование новых или качеств. Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека, которое всегда связано с системой противоречий (между разными свойствами, уровнями, основаниями, факторами и т.д.) и предполагает различные пути их разрешения.

В одной из своих последних работ “Методологические и теоретические проблемы психологии”, опубликованной в 1984 г., Б.Ф.Ломов настаивает на необходимости “разработки общей схемы, которая раскрыла бы связи разноплановых, разномерных и разноуровневых законов развития индивида и его психики”. “Перспективы психологии как фундаментальной науки и как особой области практической деятельности существенно зависят от дальнейшего развития системного подхода,- указывает он, завершая эту работу, - прослеживая развитие инструментария фундаментальных исследований в истории психологии, нельзя не обратить внимание на то, что оно идет в направлении все большего приближения к реальной жизни. Вместе с тем, развитие научно-практического инструментария все более требует понимания сущности тех явлений, с которыми он имеет дело. В этом процессе сближения разных типов познавательного инструментария происходит взаимопревращение методов одного рода в методы другого и их взаимное обогащение”.

Контрольные задания и вопросы

79. В чем заключаются основные положения тектологии А.А. Богданова?

80. Что Вы знаете об общей теории систем Л. Берталанфи?

81. Какие факторы повлияли на развитие ситемного движениия в 20 веке?

82. Что Вы знаете о жизни и работах В.М. Бехтерева?

83. Какое значение для психологии имеют исследования Г. Хакена и И. Пригожина?

84. Какие стороны адаптации были выделены Ж. Пиаже?

86. В чем Вы видите смысл системного подхода Б.Ф. Ломова?

Рекомендуемая литература

134. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах. – Т.1. М.: Педагогика, 1980.
135. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем - критический обзор. // Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969.
136. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем. // Системные исследования. - М.: Наука, 1973.
137. Богданов А. Всеобщая организационная наука (тектология). – Берлин, 1922.
138. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. - Петроград, 1921, а также «Основы общей рефлексологии» 1923.
139. Бехтерев В.М. Основы общей рефлексологии. - Петроград, 1923.
140. Вейник А.И. Термодинамика. – Минск: Вышэйшая школа, 1968.
141. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: Изд. ЛГУ, 1984.
142. Дружинин В.В., Конторов Д.С. Проблемы системологии. – М.: Сов. радио, 1976.
143. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997.
144. Кун Т. Структура научных революций. - М.: АСТ, 2002.
145. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.
146. Ломов Б.Ф. Человек и техника. - М.: Сов. радио, 1966.
147. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
148. Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии. - М.: Изд. МГУ, 1986.
149. Пригожин И. Перспективы исследования сложности. // Системные исследования. Методологические проблемы. - М.: Наука, 1987.
150. Пригожин И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 1986.
151. Сетров М.Н. Основы функциональной теории организации. - Л.: Наука, 1982.
152. Флейшман Б.С. Основы системологии. - М.: Радио и связь, 1982.
153. Хакен Г. Синэргетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. - М.: Мир, 1985.
154. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. – СПб.: Евразия, 1998.
155. Якунин В.А. История психологии. – СПб.: Изд. Михайлова, 1998.
156. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.