Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Глоссарий 5 страница




Украинские летописи — Украинские (собственно казацкие) летописи относятся к XVII и XVIII вв. Такое позднее их появление В.Б. Антонович объясняет тем, что это, скорее, частные записки, или иногда даже попытки прагматической истории, а не то, что мы теперь разумеем под летописью. Казацкие летописи, по замечанию того же ученого, имеют своим содержанием, главным образом, дела Богдана Хмельницкого и его современников. Из летописей наиболее значительны:

Львовская, начатая в середине XVI в., доведенная до 1649 г. и излагающая события Червонной Руси;

Летопись Самовидца (от 1648 по 1702 гг.), по заключению профессора Антоновича, — первая казацкая летопись, отличающаяся полнотой и живостью рассказа, а также достоверностью;

обширная летопись Самуила Величко, который, служа в войсковой канцелярии, мог многое знать; труд его, хотя и расположен по годам, но имеет отчасти вид ученого сочинения; недостатком его считают отсутствие критики и витиеватость изложения.

Уличи — восточнославянское племя, населявшее в период VIII—X вв. земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Черного моря. В разных летописях их имя читается по-разному — уличи, улучи, угличи, улутичи, лютичи, лучане. В «Повести временных лет» сказано, что «...улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множьство их; седяху по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне...». Столицей уличей был город Пересечень. В первой половине X в. уличи боролись за независимость от Киевской Руси, однако все-таки были вынуждены признать ее верховенство и войти в ее состав. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами. Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х гг.

Уложенная Комиссия — название временного органа, действовавшего в России в 1767—1768 гг. с целью создания нового свода законов на основе Соборного Уложения 1649 г. и правовых норм, вступивших в силу после его издания. 572 депутата представляли дворянство, купечество, казачество, городских жителей. Большинство в Комиссии представляли дворянские депутаты — 45%. Комиссия работала около двух лет, но выработать новое законодательство не смогла, так как представители каждого сословия отстаивали только свои интересы.

 

Унитарное государство — от лат. unitas — единство — одна из двух форм территориальной организации государства. Государство считается унитарным, если большинство частей этого государства не имеют статуса государственного образования. Как правило, в унитарном государстве управление осуществляется из одного центра.

Федерация — от лат. foederatio — объединение, союз — форма государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеральное государство государственные образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти — федеральные органы и соответствующие органы членов федерации.

Феодализм — от лат — феод — земельное владение — ступень развития человечества, сменившая рабовладельческий строй. Некоторые народы (славяне, германцы и др.) миновали рабство и от первобытнообщинного строя перешли к феодализму, при котором земля и власть принадлежат феодалам (крупным земельным собственникам, передававшим права по наследству). В имениях феодалов работали крепостные крестьяне — неполная собственность феодалов. Крестьяне имели свое хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты. В России феодализм стал развиваться с IX—X вв. и длился до XIX в.

Феодальная раздробленность — процесс экономического усиления и политической обособленности отдельных земель. Этот процесс пережили все крупные западноевропейские страны; на Руси — с XII по XV вв. Причинами феодальной раздробленности являлись: ослабление центральной власти, отсутствие прочных экономических связей между землями, преобладание натурального хозяйства; рост городов, которые превратились в центры экономического и политического развития; возникновение и укрепление в удельных княжествах собственных княжеских династий. Начало этого процесса относят к моменту смерти Ярослава Мудрого (1019—1054 гг.), когда Киевская Русь была поделена между его сыновьями: Изяславом, Святославом и Всеволодом. Владимиру Мономаху (1113—1125 гг.) удалось удержать единство русской земли только силой своего авторитета, но после его смерти распад государства стал неудержим. В начале XII в. образовалось около 10 независимых княжеств, в середине XII в. их было 15, а в XIV в. — 250. Феодальная раздробленность просуществовала на Руси до конца XV в., когда большая часть территории Киевской Руси объединилась в составе Русского централизованного государства со столицей в Москве.

Формационный подход — от лат. «формация» — образование, вид — согласно этому подходу всемирный исторический процесс представляется как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества определяется как движение от первого бесклассового общества — первобытнообщинного строя через классовые — рабовладение, феодализм, капитализм — к новому бесклассовому — коммунизму. Утверждается, что смена общественно-экономических формаций осуществляется, в основном, путем революций и составляет всеобщий объективный закон исторического развития.

Формационный уровень — одна из двух составляющих концепции исторического развития К. Маркса, согласно которой существуют три большие общественные формации — архаическая, экономическая, коммунистическая, смена которых идет через социальные революции.

Хазары — полукочевой тюркоязычный народ, входивший в VI в. в состав Тюркского каганата. После падения последнего в VII в. на территории Дагестана образовался Хазарский каганат, подчинивший себе часть кочевавших в Приазовье болгарских орд. Основную массу каганата составляли болгары и аланы, а, собственно, хазары были меньшинством. В начале X в. на территорию Каганата вторгаются печенеги, а в 965 г. киевский князь Святослав Игоревич завершил разгром Хазарского каганата.

Харизма — от греч. charisma — милость, подарок, «божий дар» — исключительная одаренность, умение вести за собой.

Холодная война — состояние напряженной конфронтации между СССР и США и их союзниками, продолжавшееся с некоторыми послаблениями в период с 1946 г. до конца 1980-х гг. Получило название «холодная война», поскольку в отличие от «горячих войн» (открытых военных конфликтов) осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами.

Холоп — в России в X—XVIII вв. — население, не имевшее своего хозяйства и выполнявшие различные работы в хозяйстве феодала (раб в русском феодальном обществе). В отличие от рабов античных они могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, за долги, брака с холопом или холопкой. С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных.

Хорваты — восточнославянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан (река в Польше, правый приток Вислы). Одно из восточнославянских племен, проживавших в Восточной Галиции (западная Украина) называлось белые хорваты, а племена, проживающие в Моравии и Словакии — черные хорваты.

Христианство — одна их мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. Возникло в начале I в. в восточных провинциях Римской империи (Палестина), и получило распространение среди рабов и бедноты.

Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников, отвергло существующие рабовладельческие порядки и породило надежду на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Христианство и христиане вначале подвергались гонениям со стороны императорской власти, но новая религия находила все больших сторонников. Кроме рабов и бедноты, христианами становились ремесленники, торговцы, землевладельцы и римская знать. Императорская власть меняет былые гонения на активную поддержку христианства. Император Константин (285—337 гг.) своим эдиктом 324 г. положил начало превращению христианства в общегосударственную религию Римской империи. В процессе своего развития христианство распадается на три ветви: католицизм, протестантизм и православие, которые также образуют ряд ответвлений и сект.

Целовальники — в Московском государстве — выборные должностные лица, исполнявшие финансовые и судебные обязанности, присяжные, т.е. целовавшие (откуда и название) крест и Евангелие на том, что будут судить и рядить по правде и закону. Впервые упоминаются в Судебнике 1497 г.

Централизованное государство — государство, в котором происходит политическое (собирание воедино земель с общим для всех законодательством) и экономическое (складывание единого рынка) объединение вокруг сильной центральной власти, когда устанавливается неограниченная монархия — абсолютизм (самодержавие). В конце XV в. при Иване III создано единое русское государство с центром в г. Москве. Государство окончательно сложилось при первых Романовых и завершилось формированием абсолютизма при Петре I в начале XVIII в.

Церковные крестьяне (экономические, монастырские) — категория феодально-зависимых крестьян в России XI—XVII вв., принадлежавших русской церкви. В более узком смысле это зависимое сельское население во владениях соборов и городских приходских церквей. Церковные крестьяне в XV—XVII вв. владели патриаршая (с 1589 г.), митрополичья, архиепископские и епископские кафедры, а также крупнейшие монастыри, у которых в XVI—XVII вв. было не менее 1/3 всех частновладельческих крестьян в стране (см. Монастырские крестьяне). Значительными собственниками церковных крестьян в XV—XVII вв. были главные храмы Москвы, Владимира и некоторых других городов. Сельские приходские церкви обычно не имели церковных крестьян, но в XVII в. известны так называемые церковные бобыли, платившие бобыльский оброк в пользу причта церкви. В северных районах в XVI—XVII вв. во владениях приходских церквей эксплуатировались половники (крестьяне-издольщики). В результате секуляризации 1764 г. Церковные крестьяне вошли в состав экономических крестьян.

Цивилизационный подход к изучению истории (теория «локальных цивилизаций») — один из критериев подхода к изучению истории. Существует несколько вариантов цивилизационного подхода: 1) понятие «цивилизация» совпадает с индустриальной стадией развития; 2) вместо понятия «цивилизация» вводится понятие «культурно-исторический тип»; 3) понятие «цивилизация» является основной типологической единицей истории. Принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны английским историком, философом и социологом А.Д. Тойнби. По его мнению, история человечества — это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадию возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом развития цивилизаций являются проблемы, встающие перед обществом («вызов»). Это могут быть тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет и др. Общество должно найти «ответ» на этот вызов. Факторами, определяющими цивилизацию, являются:

· географическая среда обитания;

· система ведения хозяйства;

· социальная организация;

· религия и духовные ценности;

· политическая индивидуальность;

· особая ментальность, позволяющая воспринимать и осознавать мир и самих себя.

Недостатком цивилизационного подхода является недоучет экономических и социальных характеристик развития истории отдельных обществ.

Челядь — наименование зависимого населения в древней Руси. Первоначально употреблялось для обозначения патриархального рабства. К середине XI в. эту категорию зависимых людей стали называть холопами. В XVIII—XIX вв. термин «челядь» обозначал дворовых людей помещика.

Черемисы — одна из ветвей угро-финских народов (предки современных марийцев), с глубокой древности населявших по среднему течению Волги, нижнему и среднему течению Вятки, Ветлуги, нижнему течению Суры. В 1546 г. добровольно присоединились к Московскому государству.

Черкесы — общее наименование адыгов, появившееся в русских письменных источниках в XIII в.

Черносошные крестьяне — категория тяглых людей в России в XVI—XVII вв. Черносошные крестьяне несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу государства. Жили преимущественно на окраинах страны, на «черной», т.е. невладельческой земле. В XVIII в. вошли в состав государственных крестьян.

Черные клобуки — от тюрк. каракалпаки — «черные шапки», которые они носили круглый год — наименование тюркского объединения племен, сложившегося около середины XII в. в лесостепной зоне Руси (в основном на реке Рось) из осевших там остатков торков, печенегов, берендеев и др. Являясь вассалами Руси, обязаны были охранять ее южные границы и участвовать в походах киевских князей.

Черный бор — чрезвычайный налог, чаще всего собиравшийся великим князем владимирским и московским в Новгородской земле в связи с необходимостью платить увеличенный «выход» в Золотую Орду. Брался с сохи и промыслов.

Чети (четверти, четвертные приказы) — центральные государственные учреждения в России в XVI—XVII вв. с финансовыми и административно-судебными функциями по отношению к определенным территориям.

Чингисхан (Темучин) (ок. 1155—1227 гг.) — основатель и великий хан Монгольской империи с 1206 г., организатор завоевательных походов против народов Азии и Восточной Европы. Его походы сопровождались опустошениями, гибелью целых народов и привели к установлению монголо-татарского ига в завоеванных странах.

Чуваши — древний народ, издревле проживавший на Средней Волге. В антропологическом типе чувашей сочетаются европеидные и монголоидные черты. Основную роль в этногенезе чувашей сыграли тюркоязычные волжско-камские булгары. Чувашская народность в основном сформировалась в XV в. До второй половины XVI в. в Чувашии были распространены племенные культы. После присоединения Чувашии в 1551 г. к Московскому государству ее население подверглось массовой христианизации.

Чудь — название в русских летописях эстов и родственных им угро-финских племен (чудь белоглазая, заволочская чудь), живших во владениях Новгорода Великого, к востоку от Онежского озера по рекам Онега и Северная Двина.

Шляхта — от польск. szlachta — род, происхождение, порода, вид) — с XV в. привившееся на Руси польское наименование дворянства.

Шоковая терапия — стержень экономической реформы 1992—1993 гг. Программа «шоковой терапии» была разработана американским экономистом Дж. Саксом и дополнена группой российских экономистов-рыночников во главе с Е.Т. Гайдаром. Предусматривалось введение с января 1992 г. свободных цен, включение механизмов конкуренции, либерализация торговли, приватизация жилья и госпредприятий.

Экзогамия — запрет брать невесту в своем роду.

Экономические крестьяне — категория феодально-зависимых от государства крестьян в России второй половины XVIII в.; бывшие монастырские крестьяне, переданные в 1764 г. в результате секуляризации церковных земель под управление коллегии экономии. Для экономических крестьян барщина и натуральный оброк были заменены подушным денежным оброком. В 1786 г. с ликвидацией коллегии экономии экономические крестьяне перешли в ведение местных органов администрации (казенных палат) и затем слились с общей массой государственных крестьян.

Экспроприация — от лат. — лишение собственности — лишение собственности и прежнего социального положения одного общественного класса другим, а внутри класса — одного его слоя другим. Пример экспроприации внутри класса в силу законодательного акта — секуляризация церковных имений.

Сразу после революции 1917 г. правительством большевиков была объявлена отмена частной собственности на средства производства и начата экспроприация частной собственности на контролируемых ими территориях.

В 30-е и 40-е гг. XX в. экспроприация частной собственности проходила на всех территориях, которые по тем или иным причинам занимала Красная Армия: в Молдавии, на Западной Украине, в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии, Германии (ГДР) и других странах.

Экстенсификация (экстенсивный путь развития) — получение результатов при игнорировании затрат, результаты любой ценой.

Эндогамия — запрет брать невесту в чужом роду.

Эсеры — официально Партия социалистов-революционеров (ПСР) — партия социалистического направления, провозглашавшая своей целью построение в России эсеровского, народнического социализма. Возникла в начале XX в. Считала себя последовательницей народничества, партией всего «трудового народа». Лидерами партии были Г.А. Гершуни, А.Р. Гоц, В.М. Чернов, Б.В. Савинков и др.

Эстляндия — историческое название северной Эстонии. С XIII в. находилась под властью Дании, Ливонского ордена, со второй половины XVI в. — Швеции. После начала Северной войны (1700—1721 гг.) — Ревельская, в 1783—1917 г. — Эстляндская губерния России.

Этногенез — от греч.этнос — «племя, народ» и «происхождение»), этническая история — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов, буквально, рождение народа. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.

Этногенез славян — процесс формирования древнеславянской этнической общности, приведший к выделению славян из конгломерата индоевропейских племен.

«Юности честное зерцало» — литературный памятник начала XVIII в., пособие для обучения и воспитания детей дворян, правила поведения молодых людей в обществе. Был составлен Я.В. Брюсом и др. Издан в 1717 г.

Юрьев день (26 ноября) — дата, с которой на Руси связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 г. подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением «заповедных лет», а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в. Соборное Уложение 1649 г. подтвердило этот запрет.

Язычество — система верований древних славян. Для язычества характерно многобожие, вера в духов и сил природы. Славяне прошли три этапа развития религиозного сознания: 1) вера доброе и злое начало; 2) вера в высшее божество Род и его окружения; 3) вера в богов, таких, как Велес (Волос), Даждьбог, Сварог, Стрибог, Семаргл, Ярило, Лада, Перун и др.

Ям — от тюрк. jam — почтовая станция, почтовые лошади — в России XIII—XVIII вв. почтовая станция, на которой меняли лошадей, а также ямская повинность. С XVI в. в ведении Ямского Приказа (впервые «ямская изба» упоминается под 1516 г.) были ямщики, которые стояли во главе ямов. Ямские дворы наделялись пашней, они получали доходы от отданных им во владение окрестных деревень.

Ярлык — письменный документ, исходивший от татаро-монгольского хана, это мог быть и дипломатический документ. В период татаро-монгольского ига ханские ярлыки выдавались князьям северо-восточной Руси на великое или удельное княжение. Ярлыки выдавались и русским митрополитам, по которым владения русской церкви освобождались от налогов и повинностей.

Ясак — натуральная подать, которой в России облагали нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом. Уплата ясака служила внешним выражением подданства.

Ясырь — татарское слово, обозначавшее пленников, как гражданских, так и военных. В русском языке привилось как обозначение татарского полона, а потом и вообще пленников.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.