Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиена труда и производственная санитария 3 страница




 

6.21. Лазерное излучение и меры борьбы с ним

Лазер – это генератор электромагнитного излучения оптического диапазона, основанный на использовании стимулированного излучения.

Лазеры широко применяются во многих отраслях промышленности, сельского хозяйства и в медицине.

Действие лазера на организм зависит от мощности излучения, длины волны, площади облучаемой поверхности, экспозиции и др. При длительном действии лазерное излучение вызывает нарушения функций сердечно-сосудистой, нервной, кровеносной систем.

У персонала, обслуживающего лазеры, могут развиваться профессиональные ожоги кожи, поражения глаз.

Допустимые уровни лазерного излучения регламентированы СНиП 2392-81. В соответствии с этим документом определяют уровни излучения для конкретного режима деятельности.

Меры безопасности зависят от класса лазерных установок. Должны быть предусмотрены ограждения, экраны, механическая вентиляция, установка должна быть изолирована. Персонал необходимо обеспечивать СИЗ – хлопчатобумажные перчатки, защитные очки из специального стекла.

 

6.22. Что такое производственный микроклимат?

Под микроклиматом понимают комплекс физических факторов окружающей среды в ограниченном пространстве, которые влияют на тепловое состояние человека. Микроклимат формируют такие факторы, как температура, влажность, скорость движения воздуха и инфракрасное излучение.

 

6.23. Какие существуют виды производственного микроклимата?

Различают следующие виды микроклимата:

1. Нагревающий, который может привести к перегреванию организма (выработки глубоких шахт, цехи черной и цветной металлургии, литейные, кузнечные, термические цехи).

2. Охлаждающий, который может привести к переохлаждению организма (холодильные цехи, строительно-монтажные работы в холодный период года).

3. Оптимальный – микроклимат, который при длительном систематическом воздействии обеспечивает нормальное тепловое состояние организма, чувство теплового комфорта и создает условия для высокого уровня работоспособности.

4. Допустимый – микроклимат, который при длительном и систематическом воздействии может вызвать быстропроходящие изменения теплового состояния организма, сопровождающиеся дискомфортными теплоощущениями, ухудшающими самочувствие и снижающими работоспособность.

5. Предельно-допустимый – это микроклимат, который при длительном и систематическом воздействии может вызвать стойкие изменения теплового состояния организма, сопровождающиеся жалобами на выраженное перегревание или переохлаждение.

 

6.24. Какие функции выполняют средства коллективной защиты?

Средства коллективной защиты – средства, предназначенные для одновременной защиты двух и более работающих.

Средства коллективной защиты выполняют следующие функции:

- нормализации среды производственных помещений и рабочих мест;

- нормализации освещения производственных помещений и рабочих мест;

- защиты от излучений, шума, вибрации, поражения электрическим током, статистического электричества, высоких и низких температур окружающей среды, воздействия механических и химических факторов и т.д.

 

6.25. На какие классы подразделяются средства индивидуальной защиты (СИЗ)?

СИЗ применяются, когда безопасность работ не обеспечивается технологическими, техническими, архитектурно-планировочными решениями или коллективными средствами защиты.

Выбор СИЗ определяется с учетом требований безопасности для данной работы, данного производственного процесса и метеорологических условий. В зависимости от назначения СИЗ подразделяются на следующие классы:

- изолирующие костюмы (пнвмокостюмы, гидроизолирующие костюмы, скафандры);

- средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, пневмомаски);

- специальная одежда (комбинезоны, брюки, куртки, костюмы, плащи, фартуки, жилеты, нарукавники);

- специальная обувь (сапоги, ботинки, полусапоги, туфли, галоши, бахилы);

- средства защиты рук (рукавицы, перчатки);

- средства защиты головы (каски, шлемы, шапки, береты, шляпы);

- средства защиты лица (защитные маски и щитки);

- средства защиты органа слуха (противошумные шлемы, наушники, вкладыши);

- средства защиты глаз (защитные очки, щитки и маски);

- средства защиты от падения с высоты и другие защитные средства (предохранительные пояса, диэлектрические коврики, наколенники, налокотники, наплечники);

- защитные дерматологические средства (моющие пасты, кремы, мази).

 

6.26. Что такое вентиляция?

Производственная вентиляция – это организованный воздухообмен, способствующий поддержанию необходимых гигиенических и технологических параметров воздуха в производственных помещениях, подземных выработках, в кабинах транспортных средств и др.

 

6.27. Какая бывает вентиляция?

В зависимости от способа перемещения воздуха различают вентиляцию естественную и искусственную (механическую), от способа организации – общеобменную и местную, приточную и вытяжную.

При естественной вентиляции воздухообмен осуществляется в результате разницы температур.

При механической вентиляции воздухообмен осуществляется с помощью приточных и вытяжных вентиляционных систем, состоящих из различных вентиляционных установок, имеющих единое назначение – удаление пыли, вредных химических и биологических веществ, нагретого воздуха.

 

6.28. Какие существуют виды освещенности рабочих мест?

Для освещения производственных помещений используют естественное, искусственное и совмещенное освещение.

Естественное освещение – освещение помещений прямым или отраженным светом неба.

Совмещенное освещение, когда невозможно обеспечить достаточный уровень естественного освещения его дополняют искусственным.

Искусственное освещение создается при помощи светильников – ламп накаливания и газоразрядных ламп. По назначению искусственное освещение подразделяется на рабочее, аварийное, эвакуационное, дежурное и охранное.

 

 

6.29. Что такое стробоскопический эффект?

К недостаткам газоразрядных ламп следует отнести пульсацию светового потока, вызывающую стробоскопический эффект – явление искажения зрительного восприятия движущихся объектов в мелькающем свете, шум дросселей, искажение цветовосприятия.

 

6.30. На основании каких нормативных документов проводится аттестация рабочих мест по условиям труда?

Постановление Кабинета Министров Украины №442 от 01.08.1992 утвердило «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Согласно этого — аттестация рабочих мест по условиям труда проводится на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, где технологический процесс, используемое оборудование и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих.

 

6.31. Для какой цели проводится аттестация рабочих мест по условиям труда?

Основная цель аттестации состоит в регулировании отношений между собственником и работником, в реализации прав на здоровые и безопасные условия труда, в предоставлении обоснованных льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, в том числе и пенсионное обеспечение.

6.32. Что необходимо сделать для проведения аттестации?

Всю аттестацию условно можно разделить на три этапа.

Первый - подготовительный включает в себя формирование необходимой нормативной базы, создание рабочей комиссии, определение конкретных ее функции в ходе проведения аттестации.

Второй этап — непосредственное выявление и объективное исследование всех вредных и опасных производственных факторов. По результатам лабораторных исследований определяют степень вредных факторов, ведется заполнение карт, намечаются конкретные меры по сокращению и доведению до нормы вредных веществ в воздухе рабочей зоны, защите трудящихся от их воздействия.

Третий этап — определение категории вредности и тяжести условий труда, издание приказа, ознакомление работника с результатами аттестации на его рабочем месте.

 

6.33. Каковы обязанности аттестационной комиссии?

Аттестационная комиссия:

- составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;

- сопоставляет применяемый технологический процесс, состав оборудования, используемые сырье и материалы с предусмотренными в проектах;

- определяет объем необходимых исследований вредных и опасных факторов производственной среды и организует их расследование;

- прогнозирует и выявляет образование вредных и опасных факторов по рабочим местам;

- устанавливает на основе Единого тарифно-квалификационного справочника соответствие наименований и должностей, занятых на этих рабочих местах, характеру фактически выполняемых работ;

- составляет «карту условий труда» на каждое учтенное рабочее место или группу аналогичных мест;

- проводит аттестацию и составляет перечень рабочих мест, производств, профессий и должностей с неблагоприятными условиями труда;

- уточняет существующие и вносит предложения на установление льгот и компенсаций в зависимости от условий труда;

- организует разработку мероприятий по улучшению условий труда и оздоровлению трудящихся.

6.34. Как оцениваются условия труда?

Рабочее место по условиям труда оценивается с учетом воздействия на работников всех факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных гигиенической классификацией труда, совместных факторов технического и организационного уровня условий труда, степени риска повреждения здоровья.

На основе комплексной оценки рабочее место относится к одному из видов условий труда:

- с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда;

- с вредными и тяжелыми условиями труда;

- с вредными условиями труда.

 

6.35. Кем проводится аттестация рабочих мест по условиям труда?

Аттестация проводится комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию, организации в сроки предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет. Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя.

Вне очереди аттестация проводится в случае коренного изменения условий и характера труда, по инициативе владельца или уполномоченного им органа,, органов Государственной экспертизы условий труда при участии СЭС.

6.35. Каким должен быть состав аттестационной комиссии?

Всостав аттестационной комиссии рекомендуется включать главных специалистов, работников отделов кадров, труда и заработной платы, охраны труда, органов охраны здоровья предприятия, представителей общественных

организаций.

По результатам аттестации составляются перечни рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых подтверждено право на льготы и компенсации, предусмотренные

законодательством. Все это подписывает председатель комиссии, утверждается приказом по предприятию и хранится в течение 50 лет.

Выписка из приказа прилагается к трудовой книжке работников, профессии и должности которых включены в перечень.

 

6.37. Каковы особенности гигиены труда женщин?

Приказом Министерства здравоохранения Украины от 29.12.1993 № 956 утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда на которых запрещается применение труда женщин. Утверждены также предельные нормы подъема и перемещения тяжелых предметов женщинами. Закон запрещает отказывать женщине в приеме на работу и снижать ей зарплату по мотивам, связанным с беременностью.

6.38. Каковы особенности гигиены труда несовершеннолетних?

Утвержден перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних — приказ Минздрава Украины от 31.03.1994 № 46. Прием на обучение по профессиям, указанным в Перечне, допускается при условии достижения лицам 18-летнего возраста на момент окончания обучения.

6.39. Какие нормативные документы обязуют прохождение медицинских осмотров? Какова цель этих медосмотров?

Обязанность работников проходить предварительный (при поступлении) и периодический (в течение трудовой деятельности) осмотры закреплены в статье 159 КЗоТ и статье 17 Закона Украины «Об охране труда».

Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в тех производствах и профессиях, где состояние здоровья работника играет решающую роль при определении профессиональной пригодности.

Основной задачей периодических медицинских осмотров является выявление первых, самых ранних признаков профессионального заболевания.

Собственник имеет право привлечь к дисциплинарной ответственности работника, уклоняющегося от обязательного медицинского осмотра, и обязан отстранить его от работы без сохранения заработной платы (статья 46 КЗоТ Украины).

 

6.40. Каковы обязанности работодателя по проведению медицинских осмотров?

Обязанность проведения медицинских осмотров работников определенных категорий установлена Законом Украины «Об охране труда», где в статье 17 прямо оговорено, что собственник обязан на свои средства организовать проведение предварительного и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, где необходим профессиональный отбор, а также ежегодного обязательного осмотра лиц в возрасте до 21 года.

Собственник предприятия определяет контингент лиц подлежащих осмотрам; издает приказ о проведении медосмотра в сроки, согласованные с лечебно-профилактическим учреждением. Собственник осуществляет контроль за ходом медосмотров и выполнением рекомендации по результатам медосмотра.

6.41. Что должен сделать собственник после окончания медицинского осмотра работников?

В течение месяца лечебно-профилактические учреждения оформляют заключительный акт, который составляется в 4-х экземплярах (для собственника, профсоюзного комитета, лечебно-профилактического учреждения и санитарно-эпидемиологической станции).

По результатам медицинского осмотра собственник: обязан:

- обеспечить выполнение рекомендуемых оздоровительно-профилактических мероприятий;

- решить вопрос трудоустройства работников в соответствии с результатом медицинских осмотров;

- обеспечить устранение причин, приводящих к профессиональным заболеваниям;

- проводить контроль параметров вредных и опасных производственных факторов и веществ на конкретных работах.

 

6.42. Каков порядок прохождения медицинских осмотров?

Проведение медицинских осмотров возлагается на лечебно-профилактические учреждения. В настоящее время в Украине действует Положение о медицинском осмотре работников определенных категорий, утвержденное приказом Министра здравоохранения Украины от 31 марта 1994 года № 45.

Периодические медицинские осмотры лиц, занятых на тяжелых работах или работах с вредными, опасными условиями труда проводятся в соответствии с Перечнем вредных веществ, неблагоприятных производственных факторов и работ, для выполнения которых обязательны медицинские осмотры работников. (Приказ Минздрава от 29.09.89 №555).

Лечебно-профилактические учреждения согласовывают с собственником план-график медосмотров, издают приказ о создании комиссии для проведения медосмотров с указанием перечня специалистов-врачей, клинических и других исследований; запрашивают в СЭС санитарно-гигиенические характеристики условий труда; контролируют соблюдение сроков прохождения медосмотров.

6.43. Как ведется учет профессиональных заболеваний?

Постановление Кабинета Министров Украины от 08.11.2000 г. № 1662 утвердило перечень профессиональных заболеваний.

Профессиональные заболевания подлежат расследованию и учету в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 25.08.04 № 1112.

По итогам расследования несчастного случая или профзаболевания собственник составляет акт по установленной форме. Акт направляется пострадавшему, руководителю структурного подразделения, госинспектору и в санэпидстанцию в случае острого профессионального заболевания (отравление). Регистрация и учет лиц, у которых впервые выявлено профзаболевание, ведется в специальных журналах по форме, который заполняется на предприятии и в СЭС. СЭС составляет специальные карты для учета и анализа профзаболеваний. Эти карты хранятся 45 лет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 984; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.