Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, модельные характеристики и нормативы




Подготовка спортигровиков - процесс многолетний и сложный. В нем выделяют составные части, взаимосвязанные между собой: подготовку спортсменов высших разрядов, подготовку спортивных резервов и подготовку в массовых формах физкультурно-спортив-ной и оздоровительной работы.

Подготовка высококвалифицированных спортсменов являет со­бой высший уровень достижений по всем параметрам конкретной спортивной игры, оказывает определяющее влияние на подготов­ку резервов и массовый спорт в плане модельных характеристик и комплекса контрольных нормативов, эффективных средств и ме­тодов, объема и интенсивности тренировочных и соревнователь­ных нагрузок, популяризации спортивных игр, вовлечения в заня­тия широких масс населения.

Подготовка спортивных резервов, с одной стороны, полностью ориентирована на спорт высших достижений, так как призвана го­товить юных спортсменов по всем показателям, отвечающим мо­дельным характеристикам спортсменов команд высших разрядов. Это главный критерий эффективности системы подготовки спортивных резервов. Ориентируясь на него, устанавливают тре­бования, которым должны отвечать юные спортсмены на всех эта­пах многолетней подготовки. С другой стороны, процесс подготов­ки спортивных резервов происходит в тесной связи с общеобразова­тельными школами, средними специальными учебными заведения­ми и другими организациями, осуществляющими занятия в массо­вых формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Массовые занятия спортивными играми с охватом широких сло­ев населения осуществляются в процессе обязательных учебных за­нятий в образовательных учреждениях; при прохождении служ­бы в Вооруженных силах РФ, в процессе самодеятельных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по производственному принципу и по месту жительства; на платных условиях.

Каждая из трех составных частей, взятая отдельно, рассматрива­ется уже как самостоятельная система. В этом случае в ней выделя­ются «свои» подсистемы и элементы, взаимосвязанные между со­бой в целостной структуре. Принципиальный подход к построению модели системы подготовки спортсменов показан на рисунке 17.

Модель включает в себя: подсистему целей и модельных команд­но-индивидуальных характеристик спортсменов конкретной игры на весь период подготовки как важнейший системообразующий фактор, объединяющий в единое целое составные части подсистем


и системы; подсистему функций обеспечения, куда входят отбор спортсменов на всех этапах подготовки, профессионализм трене­ров и повышение их квалификации, материально-техническая ос­нащенность компонентов подготовки, формы организации и уп­равления многолетней подготовкой; подсистему непосредственной реализации целей, которую составляют тренировка, соревнования, профилактико-восстановительные мероприятия, формирование личности спортсмена. Взаимосвязь составных частей системы и эф­фективное функционирование ее в целом обеспечивается наличи­ем системы управления.

Полный набор элементов в подсистемах характерен для подго­товки спортсменов высших разрядов, например национальных сборных команд, и для подготовки спортивных резервов. В массо­вом спорте набор элементов будет зависеть от целей и возможнос­тей конкретного коллектива, культивирующего спортивные игры.

Определение цели служит исходной позицией построения сис­темы. Под целью понимаются конечные результаты, на достиже­ние которых направлена деятельность. Неправильное или неточ­ное определение цели не приводит к желаемым результатам даже при хорошо налаженной системе.

Цель подготовки спортсменов высших разрядов заключается в том, что спортсмены должны соответствовать параметрам ко­мандных и индивидуальных мировых моделей спортигровиков и обладать необходимой спортивно-игровой конкурентоспособ­ностью, обеспечивающей наивысшие достижения на международ­ной арене.

Цель подготовки спортивных резервов состоит в том, чтобы юные спортсмены по уровню физической, технико-тактической, интеграль­ной психологической, теоретической подготовленности отвечали требованиям на уровне команд высших разрядов и обладали по­тенциальными кондициями для достижения в перспективе целей си­стемы и подготовки спортсменов-игровиков высших разрядов.

Цель массовых форм занятий спортивными играми - максималь­но содействовать решению задач физического воспитания, вовле­кать в физкультурно-спортивные занятия широкие слои населения, воспитывать привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями и способствовать внедрению здорового образа, стиля жизни.

Цель системы подготовки связана с конечным результатом в от­даленном будущем: для сборных команд страны это - олимпийское четырехлетие, для спортивных резервов - включение в состав ко­манд высших резервов. Поэтому в настоящем надо по возможности более полно знать требования будущего. Отсюда особенно велика роль прогнозирования при построении многолетнего процесса под­готовки спортсменов. Под прогнозированием понимают деятель­ность по разработке прогнозов, под прогнозом - вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта или процесса в опреде-


ленный момент в будущем, о тенденциях его развития. После опре­деления цели - это важнейший этап построения системы.

При прогнозировании учитываются история, современное со­стояние и тенденции развития игрового вида спорта, данные обоб­щения опыта подготовки сильнейших спортсменов, их основных показателей в широком возрастном диапазоне - от начала заня­тий спортивной игрой до высших спортивных достижений. Про­гнозированием охватываются, по существу, все компоненты сис­темы подготовки спортсменов (см. рис. 17), для этого применя­ются методы экспертных оценок, логического анализа, экстрапо­ляции, статистические.

Метод экспертных оценок состоит в том, что прогноз составляется на основе оценок квалифицированных специалистов спорта -экспертов. Это может быть коллективное обсуждение и непосред­ственное формирование прогноза. Мнения специалистов могут подвергаться анализу уже без их участия. Мнения специалистов могут быть получены при помощи анонимной анкеты (дельфий­ский метод).

При логических методах тщательно анализируется опыт прошло­го и по аналогии возможных ситуаций формируется прогноз на будущее. Особое место в логическом прогнозировании занимают деловые игры. Суть метода заключается в том, что одни участники предлагают варианты решения проблемы, другие выступают как критики, и в процессе полемики выявляется наиболее приемлемый вариант решения проблемы.

Метод экстраполяции применяется для предсказания результа­тов, имеющих количественное выражение (показатели соревнова­тельной, тренировочной деятельности). При этом динамика изме­нения показателей на определенном отрезке времени в прошлом переносится на определенный отрезок времени в будущем.

Статистический метод предполагает использование и анализ ста­тистических материалов в области вида спорта: количество занимающихся, разрядников, результаты обследования соревнова­тельной деятельности спортсменов, документы планирования, от­четы спортивных клубов, спортивных школ и т.д. В зависимости от прогнозируемого объекта используются те или иные данные статистики. Наряду со статистическими материалами анализиру­ются данные литературы, научных исследований. Необходимо привлекать соответствующие данные из других спортивных игр и видов спорта.

Деятельность по составлению прогнозов тесно связана с уп­равленческой, что находит отражение в разработке целевых ком­плексных программ, например подготовки сборных команд стра­ны к Олимпийским играм, развития спортивных игр.

Прогнозирование в отношении отдельного спортсмена включа-ет показатели соревновательной и тренировочной деятельности: эффективность игровых действий в нападении и защите; по ком-


 




понентам тренировки; соревновательная надежность, свойства выс­шей нервной деятельности, черты характера.

Прогнозирование в отношении команды включает показатели психологической совместимости игровиков, сплоченности коллек­тива, преемственности состава, отношения игроков и тренеров, со­циометрического статуса команды; тактико-технического мастер­ства команды (сыгранность звеньев, разнообразие взаимодействий игроков в нападении и защите, наличие новизны); комплектова­ния команды (по возрасту, игровым функциям), наличия резерва (молодежные, юношеские команды); материально-технической оснащенности; наличия квалифицированных тренерских и других кадров, качественного тренировочного процесса.

Цель системы и прогнозирование тесно связаны с моделирова­нием, которое представляет собой выражение конечного состоя­ния спортсменов. Выделяют «модель спортсмена», «модель коман­ды», «модель соревнований», «модель тренировки», «модель под­готовки». Они разрабатываются на основе изучения специфики иг­рового вида спорта, выделения факторов, обусловливающих эф­фективность соревновательной деятельности и достижение высо­ких спортивных результатов. Простой тип моделирования в спор­тивных играх - изучение тактических действий спортсменов с при­менением макета площадки и фигурок игроков.

Разрабатываются: модельные характеристики требований «^иде­альному спортсмену-игровику (команде) - показатели соревнова­тельной деятельности и уровня подготовленности (технико-тактичес­кой, физической, теоретической, психологической, интегральной); моделирование соревновательной деятельности - по степени адек­ватности главным соревнованиям; моделирование при помощи про­граммирующих тренажеров и технических устройств для развития определенных («заданных») качеств и овладения («заданной») струк­турой приемов игры, совершенствования тактического мышления; моделирование структурных компонентов тренировочного процес­са (типы микроциклов, средних циклов и т.п.).

Другой тип моделей - абстрактные, логико-математические. При помощи таких моделей получают новые знания, которые нельзя было получить, используя предыдущие типы. В спорте к ним отно­сятся корреляционные, регрессионные и факторные модели. Это модели структуры физической подготовленности, структуры тех­нико-тактического мастерства, взаимосвязи сторон подготовлен­ности спортсменов и эффективности соревновательной деятельно­сти, взаимосвязи сторон подготовленности.

Большое значение имеет разработка моделей сильнейших спортсменов и команды высокой квалификации. При этом выде­ляют три условия: первое - показатели соревновательной деятель­ности (по основным компонентам); второе - показатели уровня подготовленности (по основным компонентам); третье - показа­тели функциональной и психологической подготовленности, мор-


фофункциональных особенностей, возраста и стажа занятий спортивной игрой.

Четкие модельные показатели в количественно-качественном выражении как конечная цель системы подготовки и гарантия достижения прогнозируемого спортивного результата служат важ­ным условием эффективного управления тренировкой спортсме­нов. На основании модельных характеристик устанавливаются нор­мативные требования по основным компонентам спортивного ма­стерства, результаты выполнения которых характеризуют состоя­ние подготовленности на определенном промежутке времени и сте­пень готовности на момент основных соревнований.

Модельные характеристики сильнейших спортсменов мира слу­жат исходной информацией для разработки моделей игроков и ко­манд сборных страны и команд высших разрядов. Модельные тре­бования команд высших разрядов являются основой для разработ­ки модельных характеристик в сфере многолетней подготовки ре­зервов, высококвалифицированных спортсменов (от начального отбора до включения в команды высших разрядов).

Целевые нормативы. Модельные характеристики отражают «конечный результат» процесса подготовки спортсменов: для сбор­ных страны это окончание четырехлетнего олимпийского цикла и каждого года на период основных соревнований (чемпионат мира, Европы, Кубок мира), для команд национальных лиг - сро­ки первенства России, для юных спортсменов - окончание этапа многолетней подготовки и каждого годичного цикла.

На основании модельных характеристик разрабатываются нормативные требования по основным параметрам подготовлен­ности. Нормативные требования охватывают более широкий круг показателей, при этом они рассчитаны на промежутки времени меж­ду модельными уровнями, т. е. в пределах годичного цикла (сред­ние циклы, микроциклы) и являются своего рода этапными модель­ными требованиями.

Поскольку эти требования органически связаны с модельны­ми характеристиками и целями системы подготовки спортсме­нов, то нормативы называются целевыми. В их содержание вхо­дит следующее:

тактическая подготовленность: объем (состав тактических дей­ствий - индивидуальных, групповых и командных в нападении и за­щите); качество освоения; применяемость в игре; результативность тактических действий в игре;

техническая подготовленность: объем (состав) приемов игры; качество освоения; применяемость в игре; эффективность техни­ческих приемов в игре;

физическая подготовленность: уровень развития физических способностей, имеющих преимущественное значение для овладе­ния навыками игры и эффективности игровой соревновательной Деятельности спортсменов;


 



Железняк



морально-волевая подготовленность: свойства личности, мотивация занятий спортивной игрой, типологические особеннос­ти нервной системы, психомоторные качества;

теоретическая (интеллектуальная) подготовленность: уровень специальных знаний (влияние занятий спортивными играми на организм человека, знания в области построения тренировки, са­моконтроля и т.д.);

интегральная подготовленность: объем (состав) технико-такти­ческих действий, применяемых в игре (игровой тренировке); эффек­тивность технико-тактических действий в игре (игровой тренировке);

морфологические признаки: длина тела, рук и ног, стопы, кис­ти, масса тела, состав тела;

функциональные возможности: состояние центральной нервной системы, зрительного и двигательного анализатора, нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

возрастная градация спортсменов: возраст высших достижений (у мужчин и женщин), возраст на отдельных этапах системы много­летней подготовки, возраст определения игровой функции, возраст для начала специализированных занятий спортивной игрой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 792; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.