КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уолт Уитмен. Человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой
Э. Ильенков Ж.-П. Сартр А. Тойнби ...Человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество... Ум, интеллект... формируется только в ходе индивидуального усвоения умственной культуры, созданной трудом всех предшествующих поколений людей. Ум... и есть не что иное, как эта исторически развившаяся умственная культура, превратившаяся в ходе образования в личное достояние, в личную собственность индивида. ...Я выращиваю настоящее на прошлом (Как многие неувядаемые деревья вырастают из своих корней, так настоящее вырастает из прошлого), Во времени и в пространстве я его простираю и выплавляю вечные законы, Создавать с их помощью себя — его закон
ОТ АВТОРА
У этой книги трудная судьба. Сейчас мне кажется, что ееистоки связаны с давними шестидесятыми, когда у многих людей нашего поколения в бурных спорах молодости сложилось представление о том, что не хлебом единым жив человек. За время, протекшее с этих пор, мы прошли путь от надежд на почти моментальное появление всесторонне развитого человека до утраты если не всех, то многих подобного рода иллюзий. Бесспорно, не все сохранили оптимизм, но обилие новых книг, учебников, монографий, в которых идет речь о путях и судьбах мира, доказывает, что тех, кто до сих пор надеется на лучшее, еще много. Входя вот уже сорок лет в аудиторию, я почти физически ощущаю, как течет время, как уходят в прошлое и великие, и низменные времена. Поэтому мне всегда хотелось удержать то, что возвышает человека, сохранить и передать молодому и незнакомому племени то, что выстрадано и нашим поколением, чье детство пришлось на страшные годы войны, и теми поколениями, которые жили, страдали и радовались до нас. Ведь знания остаются бессмысленными, если их некому передать. Знания должны делать человека сильнее, они дают ему свободу, простор для выбора, для того, что А. С. Пушкин называл “самостояньем”. Анализируя творчество Пушкина, Ю. М.Лотман написал: “Память о своем прошедшем составляет одно из богатств народа — его культуру — и достояние каждого человека — основу его уважения к себе”. Пушкин считал, что жизнь отдельного человека — “лишь звено в цепи между предками и потомками — цепи, оба конца которой уходят в бесконечность... Войти в эту цепь — значит вести подлинно историческое существование”. Я льщу себя надеждой, что эта книга может помочь читателю “войти в эту цепь”, обретя знание, которое делает его частью культуры и приобщает к ней. Привычной темой многих серьезных обсуждений и дискуссий все чаще становится оскудение культурной памяти во многих странах мира в последние годы. Все чаще говорят о том, каким вопиющим выглядит разрушение культурного наследия, как опасно прагматическое отношение к миру. Говорят и о совершенствовании воспитания и преподавания, об экологии человека, но ведь совершенно очевидно, сколь прочно это взаимосвязано. Об этом писал еще Пушкин: “Дикость, подлость и невежество не уважает прошлого, пресмыкаясь пред одним настоящим”. И, углубляя, продолжал: “Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости...” Таковы, пожалуй, основные причины, которые легли в основание книги. И еще одно. В последние годы множество книг по культурологии заполнили существовавший до сих пор вакуум. Однако часть из них посвящена только теории культуры, часть — только истории. Во многих изданиях авторы уделяют главное внимание фактическому материалу, что тоже несомненно важно. Настоящее пособие — попытка соединить теорию и историю, фактологию и размышления, анализ различных культурных феноменов, поиск вечно ускользающей полноты культурной картины если не всего мира, то хотя бы его основных регионов. Удалась ли она — судить читателю. Эта книга является результатом деятельности многих людей. Многие мыслители, чьи труды здесь цитируются, вдохновляли меня на протяжении долгих лет, они подарили мне то знание, которое питало разные поколения людей в разных странах мира. Но и без непосредственного участия моих современников, коллег, учеников, друзей и даже недругов эта книга не могла бы состояться. Я благодарю своих учеников, слушателей Studia gumanitatis, которые участвовали в обсуждении многих глав и разделов, делились своими соображениями, задавали вопросы. Своих друзей, которые поддерживали меня в трудные периоды. Моя глубокая признательность относится и к работникам издательства. Они помогли выстоять в те времена, когда казалось, что весь замысел обречен, что экономическая стихия готова погрести под собой начинания такого рода. Этой книгой я обязана энергии А. Б. и И. В. Тараниных, неисчерпаемому терпению, доброму юмору и мудрому слову В. И. Гончарова, взыскательной строгости редактора издательства С. К. Макеенко, мастерству и добросовестности оператора компьютерной верстки Ю. В. Толмачева, художественному вкусу А. И. Смирнова. Большое спасибо кандидату философских наук, доценту В. И. Ожогину, заведующему кафедрой философии ИПК НГУ за консультации, перевод китайского текста и разрешение воспользоваться его схемой культуры; кандидату технических наук, доценту СГУПС Ю. М. Редько за его очень важные замечания и советы, главному библиотекарю СГУПС К. С. Мачульской, помогавшей найти необходимую литературу, двум самым внимательным читателям — часовых дел мастеру Ю. А. Шабурову и мастеру на все руки Ю. Я. Махно за их внимание к каждому слову, что помогло исправить некоторые неточности в тексте, и всем, кто содействовал прямо или косвенно выходу в свет этой книги. Особую благодарность я выражаю своему выпускнику Александру Черненко за всестороннюю поддержку этого издания. А. Н. Быстрова
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА........................................................................................................ 5 ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 7
Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ
Глава I
ЧЕЛОВЕК – ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ.................. 11 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ.................................... 21
Глава II
ПОНЯТИЕ “КУЛЬТУРА”......................................................................... 23 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ.................................... 30
Глава III
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ........................................... 31 § 1 Культура как результат человеческой деятельности................. 32 § 2 Культура как деятельность........................................................ 44 § 3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций) 49 § 4 Культура — системная целостность.......................................... 53 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ.................................... 54
Глава IV
СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ..................................................................... 56 § 1 Материальная культура............................................................. 56 Культура производства.............................................................. 57 Культура быта............................................................................ 62 Физическая культура................................................................... 64 § 2 Духовная культура..................................................................... 65 Интеллектуальная культура....................................................... 66 Культура речи............................................................................ 68 Мораль как явление культуры................................................... 70 Искусство как явление культуры............................................... 74 Религия как явление культуры................................................... 79 § 3 Наука как явление культуры...................................................... 84 Материально-духовные виды культуры................................... 85 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................... 89
Глава V
ПРИРОДА, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО.................................................... 90 § 1 Природа и культура.................................................................. 90 Природа и восточная культура................................................ 97 Природа и западная культура.................................................. 98 § 2 Функции культуры.................................................................. 100 § 3 Культура и цивилизация......................................................... 102 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................. 104 КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ.................................................................................... 105 Темы для рефератов и выступлений............................................... 107
Раздел второй. ДРЕВНЯЯ И ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРЫ
Глава VI ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА................................................................ 108 § 1 Главные факторы становления и развития культуры первобытного общества.......................................................... 110 § 2 Основные этапы развития первобытной культуры............... 114 § 3 Специфика архаического сознания......................................... 119 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................. 123
Глава VII КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ............................................................. 125 § 1 Месопотамия — колыбель древних цивилизаций................. 125 § 2 У истоков древней мифологии................................................ 129 § 3 “Глиняная поэзия” Древнего Востока..................................... 131 § 4 Наука и техника древнего Двуречья...................................... 133 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................. 135
Глава VIII КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА........................................................ 135 § 1 Египет — культура “речной” цивилизации........................... 135 § 2 Пирамида как символ египетской культуры......................... 141 § 3 Религия Древнего Египта....................................................... 144 § 4 Искусство, наука и техника в Древнем Египте....................... 149 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................. 155
Глава IX КУЛЬТУРА ИНДИИ............................................................................... 156 § 1 Индийская культура в контексте восточных культур.......... 156 § 2 Социальная структура Индии................................................ 159 § 3 Основные направления духовной культуры Индии............. 163 § 4 Образ жизни и менталитет индийского общества................. 175 § 5 Искусство Индии.................................................................... 177 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 184
Глава X ОСОЕБННОСТИ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ................................................. 185 § 2 Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм........................................... 189 § 3 Особенности менталитета китайского общества................... 197 § 4 Специфика художественной культуры Китая....................... 201 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 205
Глава XI КУЛЬТУРА ЯПОНИИ............................................................................ 206 § 1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца............. 207 § 2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии............. 211 § 3 Японская художественная культура...................................... 215 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 223
Глава XII МИР ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ......................................................... 225 § 1 Предпосылки и причины возникновения ислама.................. 225 § 2 Сущность мусульманского вероучения................................. 229 § 3 Нравственные ценности ислама............................................. 234 § 4 Наука и искусство................................................................... 238 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 246 КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ.................................................................................... 248 Темы для рефератов и выступлений:.............................................. 251
Раздел третий. АНТИЧНАЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Глава XIII КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.......................................................... 252 § 1 Возникновение греческой культуры и ее периодизация...... 252 § 2 Культура греческого полиса.................................................. 257 § 3 Искусство Греции — непреходящая ценность культуры..... 264 § 4 Философия — научная система Греции................................ 274 § 5 Культура эпохи эллинизма.................................................... 278 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 286
Глава XIV КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА............................................................. 289 § 1 Рим царей — истоки и основания грядущего величия......... 289 § 2 Римская республика — гражданское общество.................... 293 § 3 Блеск и нищета римской империи.......................................... 301 § 4 Римская духовная культура: через философию к христианству.......................................... 303 § 5 Особенности искусства и науки, достижения техники древнего Рима....................................... 306 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 312
Глава XV....................................................................................................... 313 КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ........................................................................ 313 § 1 Между Востоком и Западом.................................................. 315 § 2 “Град выше слова и разума”.................................................. 321 § 3 Духовная культура Византии и ее противоречия................. 326 § 4 Художественная культура Византии..................................... 333 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 343
Глава XVI КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ......... 344 § 1 Основные факторы становления культуры средних веков... 344 § 2 Наследие варварства в средневековой культуре.................. 346 § 3 Особенности менталитета средневекового человека............. 348 § 4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья..... 355 § 5 Образование и образованность всредние века..................... 359 § 6 Культура средних веков и христианство.............................. 364 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 368
Глава XVII КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ............................................... 370 § 1 “Проблема Возрождения” вкультурологии......................... 370 § 2 Истоки и основания культуры Ренессанса............................ 374 § 3 Сущность гуманизма эпохи Возрождения............................ 376 § 4 Эпоха Возрождения и религия.............................................. 380 § 5 Особенности искусства и науки Ренессанса........................... 385 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 390
Глава XVIII КУЛЬТУРА XVII ВЕКА....................................................................... 392 § 1 Специфика начала Нового времени....................................... 392 § 2 Новое время — век новой науки............................................ 396 § 3 Барокко и классицизм — менталитет, мировоззрение и стиль XVII века.......................................... 400 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 405
Глава XIX ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII век) 406 § 1 Парадоксы и противоречия эпохи Просвещения................. 406 § 2 “Естественный человек” эпохи Просвещения........................ 411 § 3 Искусство века Просвещения................................................. 416 § 4 Последний парадокс эпохи.................................................... 423 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 424
Глава XX ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА ВЕКА КЛАССИКИ (XIX век)............. 426 § 1 Великая философия великого века........................................ 427 § 2 “Золотой” век искусства......................................................... 431 § 3 Человек на грани времен........................................................ 439 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 441
Глава XXI ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА............................................ 442 § 1 Век техники: добро и зло....................................................... 442 § 2 XX век: человек в мире и мир человека................................ 445 § 3 Искусство XX века: традиции и новаторство........................ 447 § 4 Массовая культура — порождение XX века......................... 450 § 5 Постмодернизм — культура конца XX века......................... 452 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 455 КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ.................................................................................... 456 Темы для рефератов и выступлений:.............................................. 459
Раздел четвертый. РУССКАЯ КУЛЬТУРА
Глава XXII НАЧАЛО НАЧАЛ................................................................................. 461 § 1 “Откуда есть пошла русская земля”...................................... 462 § 2 Появление государства российского..................................... 468 § 3 Материальная культура раннего периода............................ 470 § 4 Начало русской литературы: фольклор................................ 471 § 5 Русская письменность и литература...................................... 474 § 6 Летописание............................................................................ 477 § 7 Архитектура и искусство Древней Руси................................ 479 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 482
Глава XXII КУЛЬТУРА ДОМОНГОЛЬСКОЙ РУСИ............................................. 483 § 1 От язычества к христианству................................................. 483 § 2 Господин Великий Новгород................................................. 487 § 3 “Начати старыми словесы трудных повестей”...................... 490 § 4 Архитектура и живопись домонгольского периода............. 494 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 496
Глава XXIV МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА............. 498 § 1 Особенности русской государственности к концу XII — началу XIII веков.......................................... 498 § 2 Основные тенденции развития культуры периода монгольского нашествия....................................................... 500 § 3 Духовная культура XIII—XV веков...................................... 502 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 506
Глава XXV ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА........................... 507 § 1 Политическая ситуация: эпоха перемен................................ 508 § 2 Проблема человека в русской культуре................................ 509 § 3 Искусство и гуманизм............................................................ 513 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 515
Глава XXVI ОТ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ...................... 516 § 1 Смута: от политики до религии............................................. 516 § 2 Развитие образования и образованности.............................. 520 § 3 Книгопечатание, книги и зачатки научного знания.............. 521 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 525
Глава XXVII РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVIII ВЕКЕ............................................... 526 § 1 Реформы Петра: “герой” или “антихрист”............................ 526 § 2 Общественная мысль и мыслители XVIII века...................... 530 § 3 Развитие науки и российское Просвещение.......................... 532 § 4 Основные тенденции развития искусства.............................. 538 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 543
Глава XXVIII “ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ”........................................ 545 § 1 Истоки и тенденции развития русской культуры XIX века.. 545 § 2 Общественная и философская мысль..................................... 550 § 3 Великое искусство XIX века................................................... 554 § 4 Становление русской журналистики..................................... 564 § 5 Развитие науки и техники....................................................... 567 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ................................ 568
Глава XXIX................................................................................................... 570 ОТ “СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА” К НОВЕЙШЕМУ ВРЕМЕНИ: XX ВЕК 570 § 1 Предпосылки становления и контрасты начала века............ 570 § 2 Общественная мысль и философия в начале века................. 573 § 3 Русское искусство начала века............................................... 577 § 4 Советская культура: падения и взлеты, надежды и свершения............................................................ 583 ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ............................... 596
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ.................................................................................... 598 Темы для рефератов и выступлений.............................................. 600
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ........................................................................... 601 ТЕСТЫ.......................................................................................................... 608 ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. 625 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ............................................................................ 636 ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ....................................... 653
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |