КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы ценовой эластичности предложения
1. Фактор времени – является важнейшим при определении показателя эластичности, поскольку предложение связано с изменением производственного процесса и медленнее адаптируется к изменениям цены, чем спрос. При эластичности предложения рассматривается три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Чем больше период времени, тем эластичнее предложение. 2. Особенности и сроки хранения (способность к длительному хранению и стоимость хранения). Для товара, который не может храниться длительное время эластичность предложения будет низкой. 3. Особенности технологического/производственного процесса: если производитель товара может расширить его производство при повышении цены, либо при понижении цены переключиться на производство другого товара – то предложение эластично. 4. Количество и качество товаров-заменителей, и число продавцов на рынке. Чем их больше, тем эластичнее предложение. В зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности различают: · E = ∞, или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) объем на неограниченную величину. · |E| > 1, или эластичный спрос (предложение), когда параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор. · E = 1, или единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и воздействующий на него фактор; · 0 < E < 1, или неэластичный спрос (предложение), когда темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпа изменения другого фактора; · E = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину рассматриваемого фактора;
3. Экономика домохозяйств. Доходы и расходы домохозяйств. Основные черты домохозяйств. Отличие домохозяйств от семьи. Классификация домохозяйств. Источники доходов домохозяйств. Различия в структуре доходов домохозяйств развитых и развивающихся стран. Направления расходования средств бюджета домохозяйств. Закон Э. Энгеля. Потребление и сбережения домохозяйств.
ДОМОХОЗЯЙСТВО (household) – субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельное хозяйство индивида или, чаще, группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство. Как правило, такая группа лиц объединена родственными или семейными связями. Существует два совершенно разных уровня анализа, касающегося изучения домашних хозяйств: 1- макроэкономический анализ: сводит воедино более 50 млн. домашних хозяйств России и рассматривает их как одну гигантскую единицу и стремится начертить общую схему структуры домохозяйств и связей между ними. 2- микроэкономический анализ: имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением их поведения. Здесь оперируют термином "отдельное домохозяйство" и сосредотачивают внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, доходы или расходы данной семьи и т.д. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы увидеть с самого близкого расстояния некоторые очень специфические компоненты исследуемой экономической системы. Одним из ключевых критериев различия домохозяйства и семьи 1- является наличие обособленных бюджетов каждого домохозяйства. Например, семья, состоящая из родственников трех поколений (дедушка, бабушка, отец, мать и внуки) может осуществлять свою деятельность как в рамках одного домохозяйства (проживая совместно), так и нескольких, живя по раздельности и имея разные бюджеты. В первом случае семья совпадает с домохозяйством, во втором – состоит из нескольких домохозяйств. 2 - Самое явное отличие домохозяйства от семьи состоит в том, что домохозяйство может образовать и один человек, а для семьи нужно – по крайне мере - двое. 3- Домохозяйство - это экономическая категория, тогда как семья - социальное понятие. Классификация домохозяйств: территориально-региональная принадлежность (вид региона, природно-климатические условия, месторасположение поселения и др.); • демографическое состояние (состав семьи, возраст и т.д.); • уровень доходности (среднедушевой доход, основные источники доходов и т.д.); • имущественный потенциал (характер жилья, наличие дачи, земельного участка, средств механизации труда, рабочего скота и т.д.); • социальное положение (занятость членов домохозяйства, должность, сфера деятельности, вид собственности и т.д.); • трудовой потенциал (число трудоспособных в домохозяйстве, уровень образования, профессиональной подготовки его членов и т.д.). Источники доходов домохозяйств: их можно разделить на собственные и привлеченные. Собственные: - первоначальные ресурсы, перешедшие к нему по наследству или в результате дарения; - средства, заработанные членами домохозяйства (заработная плата, доход от подсобного хозяйства, предпринимательский доход, заработанный членами домашнего хозяйства); - средства, мобилизованные на финансовом рынке, в форме дивидендов, процентов; - средства, поступившие в порядке перераспределения (социальные трансферты), пенсии, пособия и др.; - прочие ресурсы (выигрыши в лотерею, страховые возмещения). Привлеченные: ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке в форме кредитов (потребительских, ипотечных, на хозяйственные нужды и банковских кредитов для развития производства др.), а также средства бюджетов бюджетной системы в виде социальных субсидий и денежных льгот отдельным категориям граждан. Различия в структуре доходов домохозяйств развитых и развивающихся стран: Доходы домашних хозяйств в развивающихся странах не постоянны, так как относительно большая доля доходов создается в сельском хозяйстве. Цены на сельскохозяйственную продукцию резко колеблются под влиянием спроса на мировом рынке и погодных условий. Эта неопределенность дополняется макроэкономической нестабильностью. Вообще говоря, высокая неуверенность в отношении будущих трудовых доходов должна увеличивать предупредительный мотив для сбережений, однако в нестабильной обстановке увеличивающаяся неуверенность обычно влияет на сбережения домашних хозяйств в противоположном направлении. Более высокие уровни сбережений в странах с низкой инфляцией подтверждают значение стабильной экономической обстановки. Мелкие предприниматели практически не имеют доступа к организованному рынку капитала и располагают весьма ограниченными возможностями для расширения производства. Значительную роль в аккумуляции сбережений играет неофициальная система. Так, ее доля во всем денежном обращении стран Тропической Африки в середине 80-х годов колебалась в пределах 9,5% в Ботсване, до 71,3% - в ЦАР. В середине 70-х годов в Африке на долю ростовщиков приходилось более 70% сельскохозяйственного кредита, а в целом — 92% суммы банковского кредита частному сектору. В странах Латинской Америки его доля составляла 52%, в Азии — 89%. В ряде регионов произошло не сокращение, а укрепление позиций и расширение масштабов ссудных операций местного ростовщика. Направления расходования средств бюджета домохозяйств: Все денежные расходы домашнего хозяйства классифицируются по разным признакам: - по степени регулярности: постоянные (на питание, коммунальные услуги и др.). регулярные (на одежду, транспорт и др.), разовые (на лечение, товары длительного пользования); - по степени необходимости: первоочередные (на питание, одежду, медицину), желательные (на образование, страховые взносы), роскошь; - по целям использования: налоги и другие обязательные платежи, потребительские расходы, накопления и сбережения. Налоги и другие обязательные платежи можно разделить на несколько групп: налоги и сборы с физических лиц, коммунальные платежи, возврат основной суммы полученного кредита и выплата процентов, страховые платежи. Ведущее место в системе налогообложения домашних хозяйств занимает налог на доходы физических лиц, затем налог на имущество физических лиц. Расходы домашнего хозяйства на покупку товаров и оплату услуг зависят от объема денежных доходов, от суммы налогов и других обязательных платежей, от уровня розничных цен, потребностей членов домохозяйства. Зависимость структуры от величины доходов впервые установлена немецким статистиком Эрнстом Энгелем - установил, что с ростом дохода часть его, направляемая на приобретение продовольственных товаров, снижается, доля, направляемая на жилье и на одежду, остается относительно стабильной, а доля других расходов возрастает. На основе этой закономерности устанавливается один из критериев бедности - домашнее хозяйство считается бедным, если оно тратит более половины своего дохода на питание. Закон Эрнста Энгеля: поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных. На рис. Функции домохозяйства. Потребление и сбережения домохозяйств: Сущность потребления как стадии процесса воспроизводства заключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Домохозяйства делают выбор между потреблением сегодня и увеличением потребления в будущем. Но возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений в настоящем периоде. Вместе с тем сбережения, сделанные в настоящем периоде, есть не что иное как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения – это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Иными словами, справедливо тождество: Y = C + S, где Y – располагаемый доход (национальный доход за вычетом чистых налогов). Благодаря двоякой роли сбережений (как источника дополнительного будущего потребления и вычета из текущего потребления) проблема потребительского выбора на макроуровне представляется как задача распределения располагаемого дохода на потребление и сбережения. Средняя склонность к потреблению – это отношение общего объема потребления к располагаемому доходу. Средняя склонность к сбережению (норма сбережений) представляет собой отношение общего объема сбережений к располагаемому доходу. Модели спроса и потребления -- экономико-математические модели, которые строятся в виде уравнений или их системы, отражающие зависимость показателей потребления товаров и услуг от комплекса социально-экономических факторов. Такие модели позволяют прогнозировать потребление и спрос, анализировать дифференциацию и эластичность потребления. Различают следующие виды моделей, построенные с использованием натуральных и стоимостных показателей потребления: * структурные; * факторные модели. Структурные модели вычисляются по однородным группам потребителей и характеризуют структуру их спроса (расходов). Однофакторные функции спроса от дохода широко применяются при анализе покупательского спроса. Соответствующие этим функциям кривые называются кривыми Энгеля. Э. Энгель. сформулировал и построил модели зависимости потребления от дохода, по которым с ростом дохода доля расходов на питание сокращается; доля расходов на одежду и жилище не изменяется; доля затрат на образование и лечение возрастает. Позже были найдены и другие эмпирические "законы" потребления: закон Швабе (1868 г.) -- чем беднее семья, тем большая доля расходов тратится на жилище. Закон Райта (1875 г.) -- чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходах. Закон Жини -- если продовольственные расходы растут или убывают в арифметической прогрессии, то другие виды расходов стремятся измениться в обратном направлении и в геометрической прогрессии. 4. Поведение потребителя и потребительский выбор. Причины и факторы, обусловливающие поведение потребителя. Полезность экономического блага и ее виды. Общая и предельная полезность. Максимизация полезности как целевая функция потребления. Бюджетные ограничения и кривые безразличия. Предельная норма замещения. Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен. Для моделирования потребительского выбора используют кривые безразличия и бюджетное ограничение. Предпочтения потребителя - это признание одних благ лучшими по сравнению с другими. Причины и факторы, обусловливающие поведение потребителя: Перед каждым потребителем стоят три вопроса: · 1.Что купить? · 2.Сколько стоит? · 3.Хватит ли денег, что бы осуществить покупку? · Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи, что бы ответить на второй - исследовать цену, что бы решить третий вопрос - определить доход потребителя. Эти три нюанса и составляют проблему потребительского поведения. Принципы поведения потребителя на рынке (модель его поведения): · Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями. · Поведение потребителя является рациональным, в частности, он выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма. · Потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности. · На выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности. · При выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением. · Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение. Потребности удовлетворяются через потребление различных благ. Благо - это все то, что удовлетворяет потребность. Способность блага удовлетворять потребность характеризует его полезность. Полезность – способность предмета удовлетворить чьи-либо потребности. Общая и предельная полезность: Предельная полезность - это полезность дополнительно потребляемого блага. Из определения предельной полезности вытекает формулировка закона убывающей предельной полезности (первый законом Госсена): По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Общая (совокупная) полезность - полезность общего запаса потребляемых благ. (Учет предельной полезности дает основание утверждать, что совокупная полезность запаса различных благ зависит не только от количества отдельных благ, образующих запас, но и от ассортимента, т.е. состава и видов благ в этом запасе. Например, полезность двух запасов продуктов питания с одинаковой калорийностью может быть разной, если различен их ассортимент.) Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |