КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Несовершенство рыночного поведения
Ценообразование по принципу «издержки плюс». Лидерство в ценах. Эта модель основана на координации поведения участников олигополии без формального тайного сговора. Обычно свою цену (волю) диктует наиболее крупная и эффективная фирма, а остальные следуют за ней. Явление это широко распространено. Отраслевой лидер обычно действует следующим образом. Поскольку изменения цен всегда связаны с некоторым риском, конкуренты могут не последовать за лидером, корректировка цен делается довольно редко. Ценовой лидер обычно не реагирует изменением цены на небольшие повседневные изменения в издержках и спросе. О предстоящем изменении цен сообщается заранее, чтобы подготовить общественное мнение и конкурентов. Ценовой лидер не обязательно выбирает цену, которая максимизирует прибыль отрасли в краткосрочном периоде, чтобы помешать вхождению в отрасль других фирм, которые могли бы выжить под «ценовым зонтиком», т. е. имея средние издержки большие, чем у существующих в отрасли олигополистов. Эта модель ценового поведения олигополии основана на эмпирическом методе, его суть заключается в определении издержек на единицу продукции, к которым добавляется накидка (фактически прибыль). Из этих двух составляющих фактически и складывается цена товара. Надбавка (накидка) представляет собой некий процент от издержек, т. е. производитель закладывает в нее желаемую прибыль с учетом имеющейся в отрасли конкуренции и существующего спроса. К этому методу ценообразования очень часто прибегают фирмы, производящие различную продукцию, которым трудно скалькулировать издержки на каждую единицу произведенной продукции. Использование этого метода не исключает существования в отрасли тайного сговора или лидерства в ценах.
Рассмотренный выше вариант олигополистической структуры рынка, допускающий возможность ценовой конкуренции, характеризует собой разреженную олигополию, в рамках которой весьма проблематично согласовать поведение конкурентов из-за их относительно большого числа. Однако в тех случаях, когда рынку присуща плотная олигополия, предпочтение отдается неценовой конкуренции и существует реальная возможность вступления в тайный сговор производителей определенных товаров. В современных условиях, когда, с одной стороны, действует антитрестовское законодательство, а с другой — налицо недостатки и неопределенность рыночного поведения олигополистов на основе ценовой конкуренции, возникает соблазн непосредственного или молчаливого согласия конкурентов на однонаправленное рыночное поведение. Установление тайного контроля над ценами позволяет олигополистам уменьшить неопределенность, получать экономическую прибыль и препятствовать проникновению в отрасль новых конкурентов.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |