Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четвертый этап: 50-80- е годы




Третий этап – 1910-1930-е годы.

Музееведческие концепции носят прикладной характер.

Советские музееведы: Г.Л.Малицкий, Н.И.Романов, Ф.И.Шмит, И.Э.Грабарь, А.У.Зеленко и др.

Ряд исследователей разрабатывал в то время музееведческие положения, относящиеся к определенным типам и профилям музеев: Н.И.Романов занимался местными музеями, И.Э.Грабарь – художественными, А.У.Зеленко – детскими, Б.М.Завадовский – естественно-историческими.

Жесткий идеологический диктат в музейном деле, наступивший в конце 1920-х годов и нашедший отражение в ряде теоретических рассуждений участников I Всероссийского музейного съезда 1930 года, не способствовал развитию музееведческой теории. На смену блестящей плеяде интеллигентов, получивших образование до революции 1917 года, в музеи пришло немало людей, подобранных «по классовому принципу», далеких от науки, но готовых проводить в жизнь любые партийные постановления. Взгляд на музей как на «политпросветкомбинат» не мог не тормозить развитие музееведческих исследований в музеях.

Ряд крупнейших представителей советской музееведческой мысли был репрессирован или незаконно отстранен от дел (Г.Л.Малицкий, Ф.И.Шмит, Н.И.Романов).

 

Этот этап был связан с деятельностью НИИ музееведения. В 1955 году вышла книга «Основы советского музееведения».

В эти годы происходит обретение музееведением статуса самостоятельной научной дисциплины: создаются музееведческие труды, вырабатывается специфический язык музееведения, который закрепляется в словарях. Музееведение получает официальное признание и как самостоятельная отрасль науки, и как учебная дисциплина.

А.М.Разгон, А.Б.Закс, С.А.Каспаринская, А.Михайловская, Д.А.Равикович, М.Б.Гнедовский, В.Ю.Дукельский.

В странах Запада преобладает эмпирический подход к музееведению. Многие западные музееведы не склонны признавать музеологию наукой (поле музееведения как изучение и классификация музейных предметов и коллекций).

– экомузей, музей-форум Д.Камерона, музей без границ.

 

 

Пятый этап (90-е годы)

Процесс внедрения в музейное дело новых технологий – как информационных, так и организационно-управленческих.

Т.В.Абанкина, К.З.Акопян, М.Е.Каулен, М.Ю.Юхневич, Э.А.Шулепова

Шестой этап (XXI век): М.Б.Гнедовский, С.И.Сотникова, Н.Г.Самарина, Леонид Копылов – зам. директора по развитию музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (Спб), Анна Щербакова – к.ф.н. эксперт творческой группы «Музейные решения» (Москва), Игорь Сорокин – куратор ряда музейных проектов ( «След сада» «Музейная долина», «Саратовское озеро: сакральная география», «Арт-вёшки: роман под открытым небом» и др.), Андрей Рымарь (приглашение к участию в проблемном семинаре «Литература в музее: музеефикация смысла»).

 

// Семинар проходит в рамках проекта “Мир - Текст - Музей”, победителя IX грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», организованного Благотворительным фондом В. Потанина. В ходе реализации проекта была разработана и опробована в рамках выставки “Мир. Текст: пять способов выйти на свободу” технология анализа и экспонирования произведений современной литературы, основанная на выявлении основных художественных методов, свойственных тем или иным группам текстов. Эта работа – только начало для изучения вопросов о возможностях построения экспозиции, исходя из художественного времени и пространства, ритма, основных мотивов произведения; о взаимодействии методик, раскрывающих мир произведения, с традиционным биографическим подходом к построению музейной экспозиции; о методах создания в экспозиции пространства для активного сотворчества посетителей; о театрализации, гротеске; о музеефикации «сегодняшней» литературы и т.д. и т.п.

 

Еще в 1950- е годы И.Неуступны выдвинул положение о разделении музееведения на специальное и общее. Специальное занимается изучением музейных объектов, и поэтому оно связано с профильными дисциплинами: историческое музееведение исследует музейные объекты, документирующие процесс развития человеческого общества, искусствоведческое музееведение – произведения искусства и их коллекции в музеях, естественно-научное музееведение – природные объекты.

Общее музееведение: круг общих закономерностей, касающихся музея, музейных предметов, музейного дела как отрасли, которые едины для всех музеев и не зависят от того, какие конкретно объекты реальной действительности этот музей собирает и хранит.

 

Объект музееведения: это музей и музейное дело как общественные явления во всех их проявлениях.

Предмет музееведения:

– изучение функционирования музейного предмета (предметный подход);

– «музейный» интерес к предметам самого человека (аксиологический подход);

– музей как социальный институт (институциональный подход);

– музей как специфическая коммуникационная система – обращенность музея к человеку (коммуникационный подход);

– музейные предметы как знаки (языковой подход): теория фондовой работы (музейная лексикология), теория музейной атрибуции (музейная семантика), теория построения экспозиций (музейная грамматика), теория экспозиционных жанров (музейная стилистика) и др.

 

Комплексный подход: предметом исследования считать круг специфических закономерностей, связанных с процессами, в которых участвует музейный предмет, и общественным функционированием музея как институциональной основы музейного дела.

 

Предмет музееведения: специфическая совокупность объективных закономерностей, обнаруживаемых в процессах сохранения, трансляции и генерации социально значимых информации, традиций, эмоционально насыщенных образов посредством музейных объектов, иными словами в процессах возникновения, развития и общественного функционирования музея.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.