Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новейшие тенденции в понимании музейного предмета. Нематериальные объекты наследия в музеях




Музейный предмет в коллекции

Музейная коллекция – это научно организованная, систематизированная совокупность музейных предметов, подобранных по одному и нескольким признакам и представляющая научную, историческую, художественную ценность как единое целое.

 

Ценность коллекции как единого целого всегда превосходит сумму ценностей входящих в нее предметов, хотя каждый из них может быть весьма ценным сам по себе. Стремление централизованным путем решать судьбы музеев и перераспределять музейный фонд страны в 1920-1930-е года привело к распылению многих крупных и ценных коллекций. Современная тенденция подчеркивать значение целостности коллекции и соотносить ценность последней с сохранением этой целостности представляется весьма важной с точки зрения недопущения и распыления коллекций.

Основными типами музейных коллекций являются:

– систематическая (типологическая) коллекция, состоящая из однотипных предметов, сгруппированных по определенному классификационному признаку;

– тематическая коллекция, сформированная из разнотипных предметов, объединенных своим отношением к определенной теме;

– персональная коллекция, сформированная по принципу принадлежности предметов определенному лицу или из предметов, содержащих информацию об определенном лице.

 

В учебных музеях и музеях высших учебных заведений нередко формируются учебные коллекции из музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, используемых в учебном процессе. К ним приближаются по характеру коллекции, создаваемые в настоящее время для детских музеев, детских экспозиций, для интерактивной работы детской аудитории. Они состоят из однотипных и разнотипных музейных предметов и значительного числа научно-вспомогательных материалов (копий, муляжей или малоценных поздних предметов), позволяющих проводить в музее или вне его игровые занятия с детьми по определенной тематике («Русская изба», «Глиняная игрушка»).

 

 

В последнее время в музееведении наметилась тенденция пересмотра определения музейного предмета, связанная с активным включением в сферу музейной деятельности недвижимых историко-культурных объектов, нематериальных объектов, а также с реализуемыми на практике попытками не изымать или не полностью изымать предмет из среды бытования.

За последние годы произошли изменения во взглядах зарубежных музеологов на предмет и определение музееведения. Повсеместный рост числа и удельного веса музеев, памятниковой основой деятельности которых становились не только движимые предметы, но и недвижимые памятники и ансамбли, среда, нематериальные объекты наследия, поставил перед музееведением задачу теоретического осмысления этого процесса. В 2000 г. ЮНЕСКО была начата работа по составлению охранных списков памятников мирового нематериального наследия, в число которых, наряду с прибалтийской вышивкой крестом и грузинским многоголосным пением, оказалась включена и культура забайкальского старообрядчества.

«Судьба неосязаемого наследия, нематериальной культурной памяти, хранимой в человеческих умах, проявляющейся в традициях, мифах и ритуалах, вызывает серьезное беспокойство».

Согласно последним исследованиям, 90 % языков, на которых говорят сегодня народы мира, в течение последующего десятилетия могут выйти из употребления, а угасание языка сопоставимо с исчезновением вида животных или растений. «Музеи должны развиваться не только как коллекции артефактов, но отражать в целостности культурную инфраструктуру поселения, осязаемую и неосязаемую».

Формы нематериального наследия: духовная культура (язык, литература, музыка, танец, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла), технологии и производственные процессы (в промышленности, сельском хозяйстве, народных промыслах, ремеслах), традиционные экологические, этические, эстетические и другие социальные представления.

В настоящее время музейное сообщество и музееведение вплотную подошли к пониманию того факта, что все объекты наследия могут быть музеефицированы, в связи с чем возникает необходимость расширения понятия музейного предмета.

 

Преобразования, которым подвергается объект, прежде чем стать музейным предметом:

1. Отбор объекта в среде бытования и постановка его на учет. Для отслеживания наличия и состояния «нематериальных объектов музейного значения» многие музеи создают базы данных по своему региону.

2. Фиксация на материальных носителях всей информации, относящейся к объекту.

3. Включение в фонды музея подлинных музейных предметов – вещевых, изобразительных, фонических и других источников, документирующих музеефицируемую нематериальную форму.

4. Актуализация – необходимость наличия человека, «носителя традиции», посредством которого происходит актуализация.

 

Проблемы, стоящие перед современным музеем, можно перечислять очень долго. Отставание языка музейной экспозиции от языка, с помощью которого общаются со зрителем современные медиа, неразработанность подходов к музеефикации современного материала, неумение разговаривать с разными целевыми аудиториями и т.п, и т.д. Задача мастерской - посмотреть на все эти проблемы через призму одного вопроса: насколько в литературном музее может присутствовать сама литература? (а не ее “оболочка” в виде книг, которые зритель не читает и вещей писателей, о которых он зачастую не знает ничего).

Этот вопрос может быть сформулирован и иначе: музей умеет показывать предметы и документы, но как показывать художественный мир произведения? Возможен ли музей художественного метода, музей художественных открытий? Можно ли языком экспозиции (а не словами экскурсовода) рассказать о композиции и стиле того или иного произведения, и, в то же время, показать, чем оно касается современного зрителя? Можно ли с помощью музейной экспозиции показать, что тот или иной художник видит в окружающем мире, что он делает с увиденным?

Нам кажется, что задавать эти вопросы - возможно, самый естественный (для литературного музея) способ решения проблемы контакта музея с современным зрителем, способ нащупать свой, уникальный, не могущий быть повторенным в краеведческом или художественном музее способ вместе с посетителем думать о мире, в котором мы живем. Коротко говоря, речь идет о предъявлении зрителю литературы как инструмента для осмысления реальности.

Данный подход не означает отрицания традиционных методик, ставящих в центр экспозиции “музейный предмет”. Речь идет скорее, о расширении представлений о музейном предмете и о способах работы с ним. Действительно, как только мы начинаем говорить о музеефикации современности (не важно, идет речь о литературе, или, например, об истории общества) мы должны сознаться, что, в общем, не знаем, что такое “музейный предмет”. В зависимости от нашего решения им может стать все, что угодно: скриншот из фейсбука, видеоклип, найденная на улице вещь, электронная копия, запись некоего выступления и т.п. В то же время, «все» собрать невозможно, нужно что-то выбрать. Эту проблему, однако, можно распространить и в прошлое. Да, есть подлинные вещи писателей, но как показать подлинность слова, подлинность интонации, подлинность художественного открытия? Как только мы ставим такую задачу, круг потенциальных “экспонатов” расширяется – так же, как меняются и методы работы с привычными для музейщиков объектами. Уже не таким принципиальным оказывается различие между оригиналом и копией вещи, более того, некоторые “экспонаты” могут создаваться даже самим зрителями.

Ответы на перечисленные выше вопросы участники семинара будут искать, во-первых, анализируя опыт нескольких уже реализованных проектов в области литературной экспозиции, а во-вторых, попробовав прямо на месте разработать несколько “образцово-показательных” проектов экспозиций, основанных на знаковых литературных произведениях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.