КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Г. Этиологическая ось
III. Синдромы языкового уровня II. Синдромы гностико-праксического уровня I. Синдромы неврологического уровня III. Недоразвитие речи смешанного происхождения А. Клинико-патогенетическая ось I. Первичное недоразвитие речи (ПНР) 1.1. Парциальное ПНР а) Функциональная дислалия б) Артикуляционная диспраксия Дисфонстическая форма Дисфонологическая форма Динамическая форма в) Дизартрия развития г) Ринолалия д) Дисграмматизм 1.2. Тотальное ПНР Алалический вариант нарушения («миксты») а) Моторная алалия б) Сенсорная алалия П. Вторичное недоразвитие речи (ВНР) 2.1. Вследствие умственной отсталости 2.2 Вследствие тугоухости 2.3. Вследствие психической депривации 3.1.Параалалический вариант ТНР 3.2.Клинические формы со сложным типом нарушения («миксты») Б. Нейропсихологнческая ось (синдромы и механизмы нарушений) Синдромы центрального полиморфного тотального нарушения звуколро-изношения органического генеза (синдромы дизартрии развития) 2.1.Синдром функциональных нарушений отдельных фонетических характеристик звуков речи (дислалия) 2.2.Синдромы центральных полиморфных избирательных нарушений звукопроизношения (синдромы артикуляторной диспраксии) Синдром дисфонетической артикуляторной диспраксии Синдром дисфонологической артикуляторной диспраксии Синдром динамической артикуляторной диспраксии Синдром задержки лексико-грамматического развития 3.1.Синдром экспрессивного фонологического недоразвития (в составе моторной алалии) 3.2.Синдром импрессивного фонологического недоразвития (в составе сенсорной алалии) 3.3.Синдромы лексико-грамматического недоразвития а) с преобладанием нарушения парадигматических операций (морфо б) с преобладанием нарушения синтагматических операций (синтакси IV. Нарушения со смешанным механизмом (гностико-праксического и языкового уровней) 4.1.Синдром вербальной диспраксии 4.2.Синдром импрессивного дисфамматизма 4.3.Синдром полиморфного экспрессивного дисграмматизма 4.4.Синдром несформированности фонематических представлений и метаязыковых навыков В. Психопатологическая ось (ведущий психопатологический синдром) 1.Синдромы психического инфантилизма 2.Неврозоподобные синдромы 3.Психоорганический синдром
1.Конституциональная (наследственная) форма HP 2.Соматогенная форма HP 3.Церебрально-органическая форма HP 4.Форма HP смешанного генеза 5.Депривационно-психогенная форма HP
Д. Функциональная ось (степень дезадаптации) 1. Тяжесть речевых нарушений I степень — легкие нарушения II степень — нарушения средней тяжести III степень — тяжелые нарушения 2. Степень выраженности социально-психологической дезадаптации а) Легкая б) Средней тяжести в) Тяжелая Базовая оппозиция первого порядка, с которой начинается классификация, разделяет все виды недоразвития речи натри категории: первичные, вторичные и смешанные. Со времени работ В. К. Орфинской (1963), Р. Е. Левиной и Н. А. Никашиной (1968) считается целесообразным дифференцировать речевые расстройства на имеющие самостоятельное происхождение и те, что являются составной частью неречевых психических или сенсорных нарушений (умственной отсталости, тугоухости, шизофрении, детского аутизма и других) и причинно связаны с ними. Последние несут на себе отпечаток закономерностей, присущих этим заболеваниям, и в отрыве от них самостоятельного значения не имеют. Однако следует подчеркнуть, что наличие у ребенка умственной отсталости или одного из других перечисленных выше заболеваний еще не означает, что все проявления речевой патологии у него носят вторичный характер. Если определенный лингвопатологический сим-птомокомплекс встречается как удетей с психическими расстройствами, так и у детей без этих психических заболеваний, то этот синдром является сопутствующим основному заболеванию и, вероятнее всего, обусловлен первичным нарушением специфически речевых механизмов. Данный вариант недоразвития речи является, по-видимому, первичным. Если же этот лингвопатологический синдром является облигатным для данного заболевания, то правомерно рассматривать его как вторичный. Известно, что психическое заболевание оказывает патопластическое влияние на лингвопатологическую симптоматику. Многие первичные лингво-патологические симптомы и особенно синдромы, наблюдающиеся у детей с интеллектуальной или сенсорной недостаточностью, проявляются в атипичной форме. Меняется их качество или выраженность. Конкретное выражение этого атипизма зависит оттого, о каких языковых уровнях и единицах идет речь. Например, у умственно отсталых детей замены звуков значительно более контекстуально зависимы, чем у детей с нормой интеллектуального развития. У них же аграмматизмы могут приобретать форму, которая обычно встречается только при моторной алалии: в значительном количестве встречаются межпадежные замены. По нашим наблюдениям, у детей с ринолали-ей лексико-грамматические нарушения отмечаются только в тех случаях, когда одновременно имеется интеллектуальная недостаточность. Множество подобных примеров доказывает, что онтогенез языковых способностей и речевых навыков испытывает значительное влияние общекогнитивных факторов. Поэтому среди детей с задержкой развития или недоразвитием речи количественно преобладают смешанные формы. Примером может послужить параалалическая форма ТНР. Деление на классы второго порядка основывается на разграничении парциальных и тотальных форм первичного недоразвития речи. Данная дифференциация базируется на системной модели онтогенеза речевой деятельности. В одних клинических случаях мы наблюдаем дисфункцию всей речевой системы в целом. В других — наблюдаем слабость, дефицитарность одной-двух подсистем (например, звукопроизношения или реализации слоговой структуры или оперирования морфологическими элементами языка) при удовлетворительном функционировании системы в целом. Иначе говоря, как частный случай психического дизонтогенеза, недоразвитие речи может быть парциальным и тотальным (Ковалев В. В., 1985). После выделения трех типов (первичное, вторичное и смешанное недоразвитие речи) и двух видов (парциальное и тотальное HP) следующим шагом будет выделение разновидностей HP. Дальнейшим членением на подклассы станет выделение разных синдромальных вариантов или разновидностей парциального, тотального и смешанного видов недоразвития речи. Некоторые из представленных в классификации вариантов парциального ПНР по названиям совпадают с традиционно выделяемыми в клинических классификациях (Ляпидевский С. С, Гриншпун Б. М., 1969, Гриншпун Б. М., 1989). Однако содержание, которое вкладывается в эти понятия в данном контексте, несколько отличается оттого, что присуще вышеупомянутым классификациям. В них тип расстройства обозначается по ведущему лингвопатоло-гическому синдрому вне зависимости оттого, какая форма недоразвития речи имеет место, парциальная или тотальная. В нашей классификации данные клинические термины обозначают не синдром речевых нарушений, а тип психо-речевого дизонтогенеза. Например, синдром дизартрии может встречаться и при парциальном HP, и как составная часть клинической картины тотального HP. «Дизартрия» же как подкласс рубрики «Парциальные формы ПНР» обозначает только случаи нарушения формирования звуковой стороны речи ди-зартрического типа при сохранности остальных языковых средств. Подобным образом обстоит дело с категоризацией нарушений психического развития у детей. В одном случае у ребенка основным диагнозом может быть «специфическое нарушение формирования навыка чтения» (дислексия). В другом — основной диагноз «легкая умственная отсталость», а сопутствующий — «синдром дислексии». Аналогично, в нашей классификации основной диагноз «тотальное ПНР», «вторичное недоразвитие речи» или «недоразвитие речи смешанного происхождения» должен быть дополнен указанием ведущих синдромов.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |