Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоорганический синдром




Данное клиническое понятие используется для обозначения психических нарушений, обусловленных органическим поражением головного мозга, как рано приобретенных (в перинатальном или раннем постнатальном периодах), так и возникших в более позднем периоде детства (дошкольном или школьном возрасте) или в зрелом возрасте (Руководство по психиатрии, 1983, Кова­лев В. В., 1985). В русскоязычной литературе психоорганические синдромы у детей и взрослых терминологически одинаковы, хотя их клинические прояв­ления и патогенез существенно отличаются друг от друга. На наш взгляд, пра­вомерно, как это делал R. Lempp (1964), использовать для разграничения этих состояний разные обозначения: «ранний детский психоорганический синдром» и поздние психоорганические синдромы (постэнцефалитический, посттрав­матический и эндокринный). Ранний психоорганический синдром по своей симптоматике фактически отождествляется с так называемыми «резидуально-органическими нервно-психическими расстройствами» (Ковалев В. В., 1979) или с «резидуальными энцефалопатиями» у детей (Мнухин С. С, 1968). Наи­более удачная, с нашей точки зрения, классификация детских психооргани­ческих симптомов и синдромов принадлежит G. Gollnitz (1962, 1974). Автор описывает 3 группы симптомов, составляющих ранний детский психооргани­ческий синдром, который в терминологии автора именуется как «хронический церебрально-органический осевой психосиндром». Каждая из групп фактичес­ки может рассматриваться в качестве разновидности этого синдрома.

1. Неспецифические вегетативные симптомы (что, по В. В. Ковалеву, соот­ветствует «невропатоподобному варианту психоорганического синдрома»): а) вегетативная лабильность, б) нарушение гомеостазиса, в) психомоторное беспокойство.

2. Специфические органические мозговые симптомы («психоорганический
синдром с нарушениями эмоционально-волевых свойств», по В. В. Ковалеву): а) повышенная утомляемость, б) слабость концентрации внимания, в) неустой­чивость поведения, г) огрубление аффектов, д) застойные аффекты, е) тенден­ции к агрессивным разрядам и агрессии, ж) слабость (или избыточность) по­буждений, з) брадипсихия и) снижение избирательности информационногопоиска и способности к дифференциации существенного от несущественного (дифференциация «фигура-фон»).

3. Локальный мозговой колорит (церебрально-локальный психосиндром по Н. Stutte (I960): а) лобный синдром, б) моторная алалия, в) дислексия, г) дис-графия, д) органический аутизм.

У наших испытуемых неспецифические вегетативные симптомы, наблюдаю­щиеся обычно в рамках невропатического синдрома, в раннем возрасте встреча­лись в 25% случаев. В дошкольном возрасте в единичных случаях сохранялись отдельные проявления вегетативной нестабильности, дисфагические или диспептические явления. Специфическая органическая симптоматика в том или ином варианте обнаруживалась у большинства детей с ТНР. Наиболее ча­сто встречались церебрастенический и гипердинамический синдромы. Про­являлось это в виде повышенной утомляемости и снижении умственной рабо­тоспособности, степень выраженности которых периодически колебалась в значительных пределах. Среди наблюдавшихся нами детей тяжесть этих нару­шений варьировала в широком диапазоне: от легких проявлений, становив­шихся заметными лишь при повышенной нагрузке, до тяжелой церебральной астении. Расстройства произвольной концентрации внимания и гипердина­мический синдром прямо зависели у большинства детей от выраженности це-ребрастении: по мере нарастания утомления нарастали и отвлекаемость, рас­сеянность и двигательная расторможенность. При этом обычно ухудшалось и качество речевой продукции. Более грубая симптоматика в виде аффективной неустойчивости, взрывчатости, брадипсихии наблюдалась сравнительно ред­ко, обычно у так называемых «микстов» — детей с осложненным ПНР, или у детей с вторичным недоразвитием речи, обусловленным умственной отстало­стью. Наличие подобной симптоматики, как правило, ухудшало прогноз: ком­пенсация речевых нарушений в таких случаях проходила медленно и несовер­шенно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.