Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соматотипическая характеристика детей с HP




Как известно, при некоторых формах психического инфантилизма наблю­дается отставание в физическом развитии — так называемый «психофизичес­кий инфантилизм» (Сухарева Г. Е., 1965). Достоверно чаще, чем в здоровой популяции, встречается отставание в физическом развитии у детей с задерж­кой психического развития (Сазонова Н. С, Ямпольская Ю. А., Рысева Е. С, 1978). При резидуально-органических поражениях головного мозга у детей от­мечены отклонения в развитии эндокринной системы и нарушения темпа по­лового созревания (Лебединская К. С, 1969). Кроме того, существуют данные о повышенной частоте нарушений формирования опорно-двигательного аппарата у детей с задержкой психического развития (Сазонова Н. С, Рысе­ва Е. С, 1978), минимальной мозговой дисфункцией (Яременко Б. Р., Яремен­ко А. Б., Горяинова Т. Б., 1999). У детей с ММД часто встречаются такие ано­малии опорно-двигательного аппарата, как нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие, «разновысокость» ног.

В связи с вышеприведенными данными литературы было выдвинуто пред­положение, что у детей с недоразвитием речи также могут встречаться отклоне­ния в физическом развитии. Для проверки этой гипотезы на выборке из 150 де­тей с ТНР была произведена соматометрия. При этом измерялись: рост, вес, окружность груди и оценка некоторых показателей состояния костно-мышечной системы. На основании перечисленных параметров определялся соматотип по схеме Р. Н. Дорохова и И. И. Бахраха (1984) с выделением микро-, мезо- и макросоматического соматотипов и определением гармоничности развития по соотношению трех измерений: веса, роста и окружности грудной клетки. В результате проведенных измерений у 35% детей с ТНР был диагностирован микросоматический соматотип и у 27% — дисгармоническое физическое раз­витие. Таким образом, у 45% наших испытуемых выявились отклонения в фи­зическом развитии по типу ретардации или дисгармонии. Этот показатель со­гласуется с данными Н. С. Сазоновой, Ю. А. Ямпольской и Е. С. Рысевой (1978), которые в группе детей с задержкой психического развития обнаружи­ли нарушение физического развития в среднем в 49% случаев (у девочек в 2 раза чаще, чем у мальчиков).

Поданным выборочного исследования костно-мышечной системы (в группе из 47 детей), у 57% детей имелись нарушения осанки или сколиоз. Этот показатель близок к тому, что был получен у детей с задержкой психического разви­тия (54%) (Сазонова Н. С, Рысева Е. С, 1978).

В пубертатном возрасте выборочно в группе из 33 детей с HP, находивших­ся под нашим наблюдением, была проведена оценка половой зрелости по ме­тоду М. В. Максимовой (1984), включающему оценку 5 вторичных половых признаков. В результате у 27% детей было выявлено отставание в половом раз­витии. Приведенные данные согласуются с наблюдениями других авторов (Алексикова Р. А., Бушанская Н. Б., 1980, Леонов А. В., 1990).

Полученные клинические материалы свидетельствуют о том, что дизонтогенез у детей с первичным недоразвитием речи не ограничивается только пси­хоречевой сферой, а в ряде случаев затрагивает и соматоэндокринную систему. Причина этого остается неясной. В качестве одного из возможных патогене­тических факторов можно предположить нарушение гормонального фона (ба­ланс эстрогенов и андрогенов), которое некоторыми авторами рассматривает­ся как причина недоразвития речи (Plante E., Boliek С, Binkiewitcz A., Erly W., 1996).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.