Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Облигатные психопатологические синдромы




Психопатологические синдромы

Анализ клинической картины в группе наблюдавшихся детей с HP показал, что в большинстве случаев это состояние не является моносиндромом. С по­стоянством, носившим закономерный характер, в клинической картине у этих детей присутствовали психопатологические нарушения (табл. 6). Их массив­ность в определенной степени коррелировала с тяжестью речевых расстройств. При парциальных формах HP она была минимальной, а при тотальных — бо­лее выраженной. В случаях осложненного варианта ТНР недоразвитие речи сопровождалось массивными тотальными психоорганическими расстройства­ми, аффективными или поведенческими нарушениями. В таких случаях пси­хопатология выступала на первый план, речевая симптоматика выглядела сопутствующим феноменом. Неосложненные формы ТНР с большим посто­янством сопровождались определенными психопатологическими синдрома­ми, и их мы расценили как облигатные. Их наличие, по-видимому, отражало некую этиопатогенетическую общность с речевыми нарушениями. Другая часть психопатологических синдромов встречалась эпизодически, и их присутствие не вносило какой-либо специфики в речевую симптоматику. Данные случаи ТНР мы расценивали как осложненные, а указанные психопатологические синдромы — как факультативные. Кроме того, наблюдалась и третья катего­рия психических нарушений, которые носили приобретенный характер и воз­никали значительно позже основных расстройств из-за дезадаптации или декомпенсации. Причины и механизмы их возникновения подробно обсужда­ются в главе 7. Их правомерно рассматривать как вторичные клинические фе­номены.

Таблица 6

Распространенность психопатологических синдромов среди детей с первичным недоразвитием речи

 

Синдром Количество детей %
Облигатные синдромы
Синдром простого неосложненного инфантилизма  
Синдром церебрастенического инфантилизма  
Синдром невратоподобного инфантилизма  
Синдром органического инфантилизма  
Церебрастенический синдром  
Гипердинамический синдром  
Синдром аффективной неустойчивости  
Синдром пограничной интеллектуальной недостаточности  
Факультативные синдромы  
Неврозоподобные синдромы 36
Ночной энурез  
Диссомния  
тики  
страхи  
Депрессивно – дистимический синдром  
Сенестопатически – ипохондрический синдром  
Психопатоподобный синдром  
Вторичные синдромы
Логофобический синдром  
Невротический энкопрез  
Элективный мутизм  

Синдромы, отнесенные к этой категории, являются почти постоянным атрибутом клинической картины недоразвития речи. Сравнивая разные формы HP между собой, мы не обнаружили достоверных качественных отличий в пси­хопатологической симптоматике. Однако количественные различия, безусловно, прослеживались. В среднем выраженность психопатологической симпто­матики при парциальных формах HP была меньше, чем при тотальных.

Однако тяжесть речевых расстройств и выраженность психопатологической симптоматики в подгруппе парциальных форм HP, равно как и в подгруппе тотальных форм HP, часто диссоциировали.

Как видно из вышеприведенной таблицы, среди психических нарушений подавляющее большинство составляли так называемые «негативно-дизонто-генетические синдромы» по В. В. Ковалеву (1985). На первом по распростра­ненности месте находился синдром психического инфантилизма, который был фактически осевым симптомокомплексом. Незрелость эмоционально-волевой и личностной сфер была более постоянным и более стойким спутником ТНР, чем многие другие синдромы.

Этому могут быть найдены патогенетические объяснения, основанные на церебральной локализации повреждения при ТНР, которые будут подробно обсуждены в другом разделе.

Принято выделять четыре варианта психического инфантилизма: простой неосложненный и три формы осложненного инфантилизма (Сухарева Г. Е., 1965, Ковалев В. В., 1979). Как видно из таблицы б, у наших испытуемых встре­чались все перечисленные его варианты. Кроме того, у 39% детей наблюдался психофизический инфантилизм. Обшимидля всех детей с ТНР были чрезмер­ная непосредственность, повышенная внушаемость, несамостоятельность. При обычной для инфантильных детей эмоциональной живости дети из экспери­ментальной группы, кроме того, отличались чрезмерным благодушием, не­сколько повышенным фоном настроения. Однако это было свойственно толь­ко детям с неосложненными формами HP. Этот признак был настолько закономерен, что мог служить дифференциально-диагностическим ориенти­ром для разграничения осложненных и неосложненных форм ТНР. Эмоциональные реакции у большинства детей в той или иной степени страдали недо­статком дифференцированности, что в значительной степени зависело от выраженности психоорганической симптоматики. У основной массы детей об­ращали на себя внимание склонность к легковесным суждениям, беспечность, недостаточная самокритичность. При возникновении затруднений даже в жи­тейских ситуациях они проявляли пассивность, быстро отказывались от по­пыток добиться успешного результата или довольствовались иллюзией, заме­щая реальные действия фантазированием. Подобные черты характера весьма заметно влияли на активность участия ребенка в коррекционной работе с ло­гопедом и при значительной их выраженности затягивали процесс компенса­ции речевых нарушений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.