КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синдромы нарушения звуковой стороны речи
Симптоматология среднего и позднего периодов развития речи Средний период развития речи является завершающим для формирования основных языковых средств, и поэтому наиболее часто нарушения речевого развития диагностируются именно в этом возрасте. В это время симптоматика речевых нарушений наиболее богата и разнообразна, что облегчает дифференциальный диагноз разных форм недоразвития речи. В этом возрасте у здоровых детей большинство речевых характеристик соответствует нормативам речи взрослых, и это облегчает дифференциальную диагностикуфизиологической незрелости и патологического недоразвития (или задержки развития). На последующем этапе (в поздний период) часть симптоматики нарушений устной речи частично компенсируется (спонтанно или с помощью коррекции) и не обнаруживает себя явно. Однако это не всегда означает, что наступила полная компенсация языковых нарушений. Они проявляются или в специальных сенсибилизированных тестовых ситуациях, или в других видах языковых и метаязыковых операций (письмо, чтение, освоение иностранных языков). При неполной компенсации в позднем периоде возникают нарушения чтения и письма (в том числе дислексии и дисграфии), корни которых тянутся в средний период. При тотальном недоразвитии речи в позднем периоде на первый план выступают трудности порождения развернутых связных высказываний, незрелость прагматики речи. Данные нарушения не получили в отечественной логопедии адекватного обозначения как патологический синдром. В англоязычной литературе им соответствует таксономический термин «синтаксически-прагматический синдром» (Rapin 1., Allen D., 1988). По своим проявлениям в позднем периоде он малоспецифичен и трудноотличим от фенокопий, имеющих иное происхождение, вторичное по отношению к интеллектуальной недостаточности, сенсорным нарушениям, душевным заболеваниям, последствиям психической депривации. Анализ собранных материалов позволяет утверждать, что первичное недоразвитие речи представляет собой полисиндромное образование полифакторного происхождения. В связи с этим уместной и актуальной представляется задача вычленения синдромов, соответствующих так называемым «первичным дефе ктам» (Лурия А. Р., 1969, 1975, АхутинаТ. В., 1989), то естьтех, чье происхождение носит автономный и цельный характер и соотносится с определенными мозговыми механизмами. Фактически речь идет о минимальных единицах анализа лингвопатологической феноменологии. В качестве минимального симптомокомплекса, соответствующего первичному дефекту, можно рассматривать такой симптомокомплекс, который хотя бы в небольшом числе наблюдений встречается изолированно и в динамике проявляет себя как целостное образование (то есть не расслаивается). Еще одним подтверждением правильной идентификации синдрома является сопоставление групп, подобранных по принципу единства синдрома с группами, где этот принцип не выдерживается или за основу принимается внешнее сходство симптомов. Внутригрупповая вариабельность симптомов в группах второго типа значительно превышает аналогичный показатель в группах первого типа. На основе вышеизложенных принципов нами был произведен синдромологический анализ клинических проявлений первичного недоразвития речи в группе детей, находившихся под наблюдением. При таком подходе сопоставление парциальных и тотальных вариантов ПНР показало, например, что некоторые симптомокомплексы, традиционно описываемые как целостное (так называемое «системное») образование, на самом деле являются сочетанием нескольких достаточно автономных синдромов, встречающихся изолированно. Проведенный анализ позволил выделить первичные лингвопатологические синдромы, описание которых приводится ниже.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |