КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка артикуляционных навыков
Оценка артикуляционного праксиса Исследование звуковой стороны речи ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОГО УРОВНЯ РЕЧЕВЫХ И ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Исследуя звуковые характеристики речи, мы оцениваем состоя1 ие звуко-произношения, слоговую структуру, артикуляционный праксис, качество фонации и ритмико-интонационную окраску, а на языковом уровне — операции фонологического программирования и декодирования (выбор фонем, их линейную организацию).
В отечественной логопедии до настоящего времени не существует методов непосредственного исследования артикуляционного праксиса. Обычно производится исследование орального праксиса (см. ниже), что косвенно может подтвердить (но не опровергнуть!) вероятность неполноценности артикуляторного праксиса. Несмотря на то, что при исследовании орального праксиса ребенок по подражанию производит языком и губами движения, похожие на некоторые статические компоненты артикуляторных действий, это не может рассматриваться как равноценная замена. По мозговой организации бессмысленные движения и целенаправленные действия принципиально различаются (Бернштейн Н. А., 1990). Зарубежными исследователями была разработана методика непосредственного исследования артикуляторного праксиса, названная «тест на артикуляторный диадохокинез» (Yoss К., Darley F, 1974). В процессе тестирования ребенку предлагается с максимальной скоростью повторять одиночные слоги: ПА-ПА-ПА-ПА, затем ТА-ТА-ТА-ТА затем КА-КА-КА-КА и, наконец, серии слогов ПАТАКА. Каждое задание выполняется в течение 15 секунд. Затем результат умножался на 4. Таким образом, подсчитывалось число повторений слога (или серии слогов) в 1 минуту. Под нашим руководством Логиновской Н. А. были получены возрастные нормативы на 60 детях (30 мальчиков и 30 девочек) 4—5 лет (средний возраст 4 года 7 мес):
Признаками незрелости артикуляторного праксиса по данным этого теста для возраста 4—5 лет можно считать показатели, выходящие за пределы значения М—σ. Исследование качества произнесения звуков речи: 1) отраженное произнесение изолированных звуков; 2) отраженное произнесение изолированных слогов (открытых, закрытых, со стечением согласных); 3) называние слов, в которых исследуемый звук находится в начальной, срединной и конечной позиции; 4)произнесение фраз, включающих исследуемый звук; 5) произнесение текстов («чистоговорок»), насыщенных исследуемым звуком. Последний прием представляется удобным и информативным экспресс-методом, позволяющим выявить даже скрытые, стертые дефекты звукопроизно-шения. В процессе обследования ребенку предлагается повторять нижеприведенные двустишья или фразы, насыщенные сложными для произнесения звуками. Материал включает две части: А) двустишья, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляциоино сложные согласные и Б) фразы со сложной слоговой структурой. А) 1) Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. 2)Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас. 3)Стоит воз овса, Возле воза — овца. 4)Клала Клава лук на полку. 5)Зоя зайкина хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка. 6) Клара у Вали играла на рояле.
Б) 7) Рыбки в аквариуме (повторить 2 раза). 8) Милиционер остановил велоспедиста. 9) Сыворотка из-под простокваши. При исследовании каждая фраза или двустишье произносятся ребенку 1 раз, после чего предлагается повторить ее самому. Оценки: А) если после повторного прочтения ребенок не мог повторить двустишье или фразу— 1 штрафной балл, замена звука — 0,5 балла, искажение звука — 0,25 балла; Б) пропуск слога или звука — 0,5 балла, перестановка слогов — 0,5 балла, скандированная речь (послоговое произнесение слов) — 0,5 балла, общая нечленораздельность — 1 балл. По экспериментальным данным, полученным на 50 детях 5 лет, средние показатели у девочек по разделу А — 0,9, стандартное отклонение — 0,63, по разделу Б — 2,82, стандартное отклонение — 1,92. У мальчиков по разделу А среднее — 0,68, стандартное отклонение — 0,67, по разделу Б, соответственно, 2,4 и 1,6. В зависимости оттого, в каких чистоговорках (А или Б) ребенок испытывает наибольшие трудности, можно судить о том, какие церебральные системы страдают в большей степени: кинетический (динамический) артикуляторный праксис (больше нарушено переключение) или кинестетические (дефектное произнесение сложных звуков). При анализе результатов исследования необходимо обращать внимание на следующие параметры: · тотальность/избирательность звуковых нарушений (определенные фонетические группы, только согласные, гласные и согласные); тотальные фонологические и фонетические нарушения больше характерны для нарушений неврологического уровня, то есть тех,, которые обусловлены нарушением подвижности, силы, тонуса артикуляторных мышц (это типично для дизартрии развития); избирательные фонетические и фонологические нарушения более типичны для диспраксий или дислалии; · отмечается преобладающий вид ошибок: пропуски, замены, смешения, искажения; · отмечаются позиционные характеристики ошибок: во всех позициях в слове, в определенных позициях (начало, середина, конец, предударная, заударная позиция, в кластерах), в спонтанной речи, в отраженной речи. Важно отметить такой показатель, как степень постоянства замен/смешений (постоянный, эпизодический, нерегулярный). Эпизодический характер замен обычно связан с позицией заменяемого звука в слове; у разных детей можно выявить определенные тенденции в отношении замены звука в определенных позициях и отсутствия замен в других позициях; это связано, по-видимому, не только с фонологическими и фонотаксическими факторами, но и с индивидуальными предпочтениями. Особенное значение имеет наличие нерегулярных замен. Это свидетельствует о грубом нарушении избирательности фонемного выбора при программировании звуковой структуры слов. Обычно этому сопутствует высокая контекстуальная зависимость ошибок. Следует отметить степень контекстуальной зависимости (высокая, низкая, наличие ассимиляций). Обычно контекстуальная зависимость резко снижается после появления первых двусловных сочетаний (Ncttelbladt U., 1983, Vihman М. М., 1988). Наиболее часто высокая контекстуальная зависимость замен сочетается с высокой степенью нерегулярности ошибок. Наиболее часто это наблюдается в структуре синдрома вербальной диспраксиии у детей с моторной алалалией. Нейролингвистический анализ ошибок позволяет оценить состояние синтагматических фонологических операций и фонотаксиса, то есть способности к продуцированию линейно организованных фонемных комплексов, представляющих разные по сложности сочетания фонем (по наличию редупликаций и частоты случаев дистантной ассимиляции, пропусков согласных в стечении, перестановок звуков).
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |