КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование морфологических показателей
Основная задача в исследовании этих показателей — соотнесение успешности оперирования ребенком системами аффиксов при словоизменении и словобразовании с возрастной нормой. Обычно для этого ребенку предлагают ответить на определенные вопросы (с опорой на картинку), предусматривающие использование определенного падежного окончания существительного или прилагательного, временных или числовых окончаний глаголов и т. п. Более адекватной представляется фиксация использования соответствующих грамматических форм в спонтанной речи. Однако это создает некоторые технические сложности и более трудоемко. Еще одним методическим приемом может быть использование деформированных (аграмматичных) фраз, которые ребенок должен оценить с точки зрения их правильности и исправить ошибки. Ниже приводится диагностический материал для такого исследования. Приведенные ниже задания включают модифицированные приемы, описанные в книге Э. С. Бейн, М. К. Бурлаковой, Т. Г. Визель (1982). Опыт использования этих заданий позволяет предполагать, что первая часть каждого из разделов (оценка правильности грамматической конструкции) характеризует преимущественно состояние метаязыковых функций, а вторая — собственно языковых операций. Перед исследованием ребенку дается инструкция: «Выслушай предложение, которое я тебе прочитаю, и ответь: правильно оно построено или нет, так говорят или допущена ошибка?» Во второй половине задания ребенок должен не только оценить, но и исправить неверную грамматическую конструкцию. За каждый неверный ответ испытуемый получает I штрафной балл. Таким образом, суммарный результат будет соответствовать количеству ошибочных ответов. Хотя в разных разделах содержится неодинаковое количество заданий и абсолютное количество полученных штрафных баллов неравноценно, после перевода сырых оценок в шкальные данное различие нивелируется. А. Падежные окончания существительных. 1) «Правильно ли я сказал?» Девочка ест каша. Девочка ест кашу. Мальчик читает книгу. Мальчик читает книга. Он читает книгой. Мужчина пьет чая. Мужчина пьет чай. Он пьет чаем. Мама довольна сыном. Мама довольна сыну. Она довольна сына. Кошка сидит на стула. Кошка сидит на стулом. Она сидит на стуле. Женщина идет в магазин. Женщина идет в магазином. Мышка залезла в шкафом. Мышка залезла в шкаф. Собака вышла из будки. Собака вышла в будку. Учитель ставит отметку ученик. Учитель ставит отметку ученику. Дети подходят к школу. Дети подходят к школе. Мама шьет дочери нарядным платьем. Мама шьет дочери нарядное платье. Птичка клюет зерен. Отец читает книгу детям. Отец читает книгу дети. В лесу выросли грибами. В лесу выросли грибы. 2) «Исправь ошибки». Собака сидит около будка. Лошадь скачет по дорогу. Машина стоит перед дома. Я часто вспоминаю о домом. Он пишет шариковой ручку. Б. Личные окончания глаголов. 1) «Правильно ли я сказал?» Я ешь суп. Ты едим суп. Я ем суп. Мы ешь суп. Мы едим суп. Мы едят суп. Они есть суп. Они едят суп. Мы читаешь книгу. Мы читаем книгу. Они читают книгу. Ты читаешь книгу. Они читает книгу. 2) «Исправь ошибки». Он летишь на самолете. Мы пишет письмо. Мама кормишь ребенка. Мальчик идут в школу. Дети смотрю кино. Люди идем по улице. Часы идет точно. Собака громко лаем. Кошка ловлю мышку. Девочка пою песню. В. Времена глаголов. 1) «Правильно ли я сказал?» Я вчера буду купаться. Я вчера купалась. Я завтра буду купаться. Мы завтра пойдем в лес. Мы завтра были на даче. Он завтра был в кино. Он завтра будет в кино. Он вчера пойдет в кино. 2) «Исправь ошибки». Мальчик вчера будет читать книгу. У нас в школе завтра была экскурсия. Иван Петрович в детстве будет маленького роста. Все старики когда-то будут молодыми. Помнишь, как завтра мы были в этом доме? Раньше он будет трусливым, а теперь смелый. Ты придешь вчера? Ты был там завтра? Г. Родовые окончания прилагательных., 1) «Правильно ли я сказал?» Дорогой друг. Родной дочь. Дорогая друг. Родная дочь. Высокое небо. Золотой кольцо. Высокий небо. Золотое кольцо. Голубая небо. Большая город. Золотая кольцо. Большой город. Большое город. 2) «Исправь ошибки». Красивый ручка. Высокая дом. Плохой погода. Сильная ветер. Большое лужа. Спортивная велосипед. Куриный яйцо. Злой собака. Железный дорога. Красивая кот. К сожалению, до настоящего времени сведения о возрастных нормах в словообразовании и словоизменении носят весьма приблизительный характер и базируются на крайне малочисленной статистике. Большинство ориентиров в развитии морфологической системы взяты из работ А. Н. Гвоздева. Они были систематизированы и сведены в таблицу Н. С. Жуковой и представлены в двух публикациях: Жукова Н- С., Мастюкова Е. М., ФиличеваТ. Б. (1990) и Жукова Н. С. (1994). В первой из цитированных книг довольно подробно описаны приемы исследования навыков словообразования и словоизменения удошколь-ников. Однако по понятным причинам не указаны возрастные границы усвоения тех или иных падежных окончаний, окончаний единственного и множественного числа и т. п. Нет точных данных о том, в каком возрасте ненормативное (по критериям речи взрослых) употребление определенных аффиксов является патологическим признаком, симптомом отклонения в речевом развитии. Это существенно затрудняет дифференциальную диагностику возрастной нормы, темповой задержки и недоразвития морфологической системы. Нет единодушия даже в представлениях о том, в каком возрасте у здоровых детей морфологических аграмматизмов не должно быть совсем: в 5, б или 7 лет. Еще более неопределенны границы нормы и патологии у детей младшего дошкольного и раннего возраста. Необходимы статистические исследования на репрезентативных выборках по каждому показателю.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |