Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельная работа на занятии. Вопросы для самоподготовки




Вопросы для самоподготовки

Инстинкты

Функциональная асимметрия мозга

Тема 10: Высшая нервная деятельность Типы ВНД

Время: 2 часа.

Мотивационно - воспитательная характеристика темы: высшая нервная деятельность обеспечивает поведение человека, то есть его приспособление к внешнему миру. На формирование типа ВНД влияет совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы. Это: соотношение силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность; преобладание первой или второй сигнальной системы; наличие определённых потребностей и эмоций и т.д. Истоком личностных особенностей человека, мотивов его поведения являются инстинкты.

 

Учебная цель: сформировать представление о ВНД, о типах ВНД, о значении врождённых и приобретённых факторов в формировании личности

Содержание занятия

Таблица 10.1

Этапы занятия Цель данного этапа Время
1.Вводный контроль Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля 10 мин
2.Опрос - беседа Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. 25 мин.
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. 45 мин.
4. Завершающий этап Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. 10мин.

1. ВНД. Типы высшей нервной деятельности.

2. Инстинкты

3. Понятие о функциональной асимметрии мозга.

4. Половые психофизиологические особенности человека.

5. Психофизиологические особенности человека в онтогенезе.

6. Стадии развития личности по Эриксону.

 

Домашнее задание

 

1. Записать характеристику различных типов ВНД.

2. Записать локализацию центров речи.

 

Таблица 10.2

Название работы Объект Программа действия Ориентировочные основы действия
1.Выявление соотношения сигнальных систем по методике Климова Человек Испытуемому одновременно предъявляется 9 различных пар кружков одинакового размера: в одном случае – со словесным подкреплением, а в другом – с цветовыми обозначениями (розовый, синий, красный, зелёный, жёлтый и т. д.). Время экспозиции – 30 секунд. Испытуемому предлагается запомнить предъявленные пары раздражителей. После предъявления цветных кружков со словесными обозначениями испытуемый должен записать то, что запомнил. После предъявления цветных кружков респондент должен расположить их в предъявленном сочетании. Подсчитывается количество правильно воспроизведённых словесных и цветовых сочетаний (пар) раздражителей. Показателем соотношения сигнальных систем служит отношение величин запомненных пар и словесных пар (К): К = КЦ/КС, где КЦ - количество пар цветных кружков, КС - количество пар кружков со словесным обозначением цвета. Преобладание I сигнальной системы имеется в случае, если К >1,05; преобладание II сигнальной системы имеется в случае, если К < 0,95; смешанный тип - если 0,95 < К < 1,05.
2. Определение типа ВНД у человека (по психомоторной реакции – тейпинг – тест) Человек По команде студенты в течение 5 с грифелем карандаша стучат в квадрате 1 с. с максимальной скоростью, стараясь не попадать в одно и то же место. Через 5 с по команде преподавателя переходят к квадрату 2 и снижают скорость в два раза. Далее сохраняется тот же порядок: во всех нечётных квадратах темп максимальный, во всех чётных – в два раза ниже. После выполнения теста подсчитайте количество точек в каждом квадрате. Для определения типа ВНД необходимо оценить силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Силу нервных процессов оценивают числом нечётных квадратов, в которых стабильно удерживается максимальный темп. Результат > 3 – сильные. Подвижность нервных процессов оценивают общим числом точек во всех нечётных квадратах. Число > 170 - высокая подвижность. Уравновешенность определяют частным от деления суммы точек в нечётных квадратах на сумму точек в чётных. Если получается число 2, можно говорить об уравновешенности нервных процессов.
3. Определение личностных характеристик (тестирование по Айзенку) Человек Опросник содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии - интроверсии, еще 24 - со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только "да" или "нет" знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Обработка результатов проводится по ключу. Подсчитайте количество ответов (за каждый правильный ответ — 1 балл), совпадающих с эталоном экстра - и интроверсии и уровнем нейротизма. Определите наиболее выраженные черты личности. Ключ: Шкала экстра - и интроверсии: эталоны ответов на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 34, 39, 44, 46, 49, 53, 56 «Да», на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51 «Нет». Шкала уровня нейротизма: эталоны ответов: на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 «Да». Ложь - вопросы: 6, 24, 36 - ответы "Да"; вопросы: 12, 18, 30, 42, 48 - ответы "Нет".   В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность. Экстраверсия: 12-среднее значение, >15(больше или равно) - экстраверт, >19(больше или равно) - яркий экстраверт, <9(меньше или равно) - интроверт, <5 (меньше или равно) - глубокий интроверт. Нейротизм: 9-13 - среднее значение нейротизма, >15 (больше или равно) - высокий уровень нейротизма, >19 (больше или равно)- очень высокий уровень нейротизма, <7 (меньше или равно) - низкий уровень нейротизма. Ложь: <:4 (меньше или равно)- норма, > 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.  

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое первая и вторая сигнальная система?
  2. В чём значение классификаций типов ВНД Сократа и Юнга?
  3. Какие типы личности формируются в зависимости от доминирования того или иного инстинкта?
  4. Чем отличается художественный тип личности от мыслительного?
  5. В чём заключается латерализация функций?
  6. В чём заключается психологический половой диморфизм?
  7. Сущность теории возрастного развития по Эриксону.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.