Тема 15: Рациональная организация жизнедеятельности
Время: 2 часа
Мотивационно - воспитательная характеристика темы: рациональная организация жизнедеятельности есть система жизни данного конкретного человека, которая с учетом необходимых и возможных условий обеспечивает ему высокий уровень здоровья и благополучия в сферах социального, профессионального, семейного и культурного бытия.
Учебная цель: уяснить значение рациональной организации жизнедеятельности в обеспечении здоровья.
Содержание занятия
Таблица 15.1
Этапы занятия
Цель данного этапа
Время
1.Вводный контроль
Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля
10 мин
2.Опрос - беседа
Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня.
25 мин.
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя
Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ.
45 мин.
4. Завершающий этап
Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов.
10мин.
Понятие о рациональной организации жизнедеятельности.
Особенности умственного труда и классификация его видов.
Факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда
Механизмы утомления при умственной работе.
Средства предупреждения развития умственного утомления.
Планирование и организация рациональной жизнедеятельности.
Домашнее задание
Выписать внешние признаки утомления при умственном труде в виде таблицы
Объект наблюдения
Утомление
незначительное
значительное
резкое
Внимание
Поза
Движение
Интерес к новому материалу
Записать динамику умственной работоспособности в течение рабочего дня и рабочей недели.
Таблица 15.2
Задание
Объект
Программа действия
Ориентировочные основы действия
1. Определение индивидуального уровня физического здоровья (ФЗ) по методике Е.А. Пироговой
Человек
После 5 – 10 мин отдыха в положении сидя подсчитайте пальпаторно пульс за мин. (ЧСС) и измерьте АД с помощью тонометра. Определите рост (Р, см.) и массу тела (М, кг.). Полученные данные, а также возраст (В, годы) подставьте в формулу
ФЗ = (700 - 3 × ЧСС – 2,5 × АД диаст + (АД сист – АД диаст) / 3 – 2,7 В + 0,28 М) / (350 – 2,7 В + 0,21 Р)
Эта методика позволяет производить оценку уровня физического состояния по показателям системы кровообращения.
Оценка уровня физического здоровья:
< 0,375 – низкий,
0,376 – 0,525 – ниже среднего,
0,526 – 0,675 – средний,
0,676 – 0,825 – выше среднего,
> 0,826 – высокий.
2.Определение умственной работоспособности посредством корректурного теста (таблицы Анфимова)
Человек
В таблице Анфимова вычеркните буквы Х в течение 4 минут. По окончании работы подсчитайте общее количество просмотренных знаков S; количество вычеркнутых букв М; общее количество букв, которое необходимо было вычеркнуть в просмотренном тексте, N и количество допущенных ошибок n. Вычислите коэффициент точности выполнения задания А: А = М/N.
Коэффициент умственной продуктивности Р: Р= АS.
Объём зрительной информации Q (бит): Q = 0,5936 · S,
Где 0,5936 - средний объём информации, приходящийся на один знак.
Скорость переработки информации, бит/с:
СПИ = (Q – 2,807× n)/T, где 2,807 бита – потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак; Т – время выполнения задания, с.
Устойчивость внимания:
УВН = SN.
Данные занесите в таблицу. Оцените уровень индивидуальной работоспособности в сравнении со среднегрупповыми и оценочными данными.
Результаты:
Данные
А
Р
Q
СПИ
УВН
Индивидуал.
Среднегруп.
Показатель умственной работоспособности является интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которого зависит умственная работоспособность
Критерии оценки умственного труда
Оценка
Количество
просмотренных знаков
Количество допущенных ошибок
Отл.
> 1000
≤ 2
Хор.
900-1000
3 - 5
Удовл.
800-900
6 - 10
Неуд.
< 700
≥ 11
Вопросы для самоконтроля
1. Фазы изменения работоспособности при умственной работе.
2. Особенности изменения умственной работоспособности в течение рабочего дня и рабочей недели.
3. Особенности воздушно-теплового режима условий для работника умственного труда.
4. Понятие об оптимальном световом режиме для работника умственного труда.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление