Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие механизмы стихийного поведения




Среди таких механизмов, способствующих возник­новению и развитию стихийных форм массового пове­дения, одним из важнейших является так называемая «циркулярная реакция» [189]. Используем бытовой пример. Войдя в комнату, где только что был рассказан анекдот, и все присутствующие громко смеются, вы, как прави­ло, поддаетесь общему веселому настроению, хотя при­чины смеха вам неизвестны. Вы улыбаетесь так, будто услышали и поняли шутку. Причиной вашего смеха является эмоциональная стимуляция со стороны теперь уже отсмеявшихся людей, осуществляемая на бессоз­нательном, психофизическом уровне. Самое интерес­ное заключается в том, что взрыв вашего смеха, совпа­дая с угасанием смеха других, вызывает новый взрыв смеха с их стороны. Теперь они смеются уже над ва­шей, с их точки зрения, неадекватной реакцией. Слы­ша этот смех, в свою очередь, вы вновь начинаете сме­яться.

Это — примитивнейший пример того, что в пси­хологии эмоций называют «циркулярной реакцией». Та или иная эмоция, подхватываясь другими людьми, обычно возвращается к вам как бы по кругу. Так она может циркулировать определенное время, и это — первый этап формирования эмоциональной общности.

Процесс циркуляции может прерываться, и тогда эмоция постепенно сойдет на нет. Однако при включении в общность новых людей она будет каждый раз как бы воспроизводиться заново. Это происходит в тех случаях, когда эмоция и ее повод достаточно актуаль­ны и значимы для людей. Тем самым обеспечивается второй этап — своеобразное «эмоциональное круже­ние» данного психофизического состояния. Его суть проста: в стихийно складывающейся общности та или иная эмоция как бы ходит по кругу, непрерывно под­держивая и усиливая сама себя. Это этап эмоциональ­ного самоиндуцирования такой общности. Так, собст­венно, и складываются стихийные эмоциональные общности — за счет хоть быстрого проговаривания пионерских «речевок», хоть распевания солдатских маршей или национальных гимнов, хоть скандирова­ния «Спартак —чемпион!» с непременным припевом; «Оле, оле, оле, оле!».

«Циркулярная реакция» ведет к ситуационному стиранию индивидуальных различий. Все хохочут, причем все сильнее, просто потому, что хохочут. По­ведение и эмоциональное состояние каждого из инди­видов определяются уже не столько их рациональной интерпретацией обстановки, сколько поведением и эмоциями окружающих. Поддержание и развитие эмоций зависит от появления новых индивидов, кото­рые поневоле заражаются данным состоянием. В пре­дельном выражении, даже данный пример может при­вести к полному вырождению данной группы людей в однородную аморфную массу, бессознательно реаги­рующую на некоторые стимулы одинаковым обра­зом — заливистым смехом. Резкое снижение критич­ности по мере усиления эмоционального кружения означает, что нарастающая внушаемость индивидов по отношению к воздействиям, исходящим изнутри общ­ности, сочетается с утратой способности воспринимать более рациональные сообщения, исходящие извне. Так данная общность становится «закрытой» и вполне са­модостаточной в эмоциональном плане.

Третий этап действия механизмов стихийного про­ведения — появление нового общего объекта внима­ния, на котором фокусируются эмоциональные импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее со­бытие, вызвавшее эмоциональную реакцию и удержи­вавшее около себя людей, то на данном этапе новым объектом становится образ, создаваемый в процессе «эмоционального кружения» и общения членов общно­сти. Этот образ — продукт совместного творчества, он всеми разделяется и дает общую ориентацию, высту­пая в качестве объекта-побудителя совместного пове­дения. Возникновение такого, как правило, воображае­мого, виртуального объекта становится фактором сплачивающим общность уже в единое целое.

Данный этап возникает при таком накале эмоцио­нального состояния, когда у охваченных им людей воз­никает состояние готовности к реагированию на ин­формацию, поступающую от присутствующих. Будучи некритично «закрытой» к информации извне, в этот момент члены общности «открываются» для эмпати-ческого, некритического восприятия и сопереживания внутренней информации. Эмоциональное напряже­ние возбужденных людей побуждает их к движению и общению друг с другом. В процессе же «эмоцио­нального кружения» и продолжающейся «циркуляр­ной реакции» напряжение нарастает. В итоге, возни­кает не просто предрасположенность, а глубокая эмоциональная потребность в совместных немедлен­ных действиях.

Завершающий этап в формировании субъекта сти­хийного поведения — активизация членов общности через дополнительное стимулирование, путем воз­буждения импульсов, соответствующих общему вооб­ражаемому объекту. Такое стимулирование обычно осуществляется на основе прямого внушения, Осуще­ствляет его лидер общности. Тем самым, он непосред­ственно побуждает членов общности к конкретным, нужным ему действиям. Или, при отсутствии такого лидера, целенаправленного побуждения не происхо­дит, и общность сама, стихийно находит для себя объ­ект собственных непосредственных действий.

Особо следует подчеркнуть, что данные механиз­мы действуют не только на примере смеха. Им подчи­няются и страх, и гнев, и другие негативные эмоции. За счет этого и возникают не только толпы сторонни­ков «Спартака», но и панические, и агрессивные, и прочие виды подобных эмоциональных общностей.

Примеров действия описанных механизмов более чем достаточно. Это и подростковые шалости «со сме­хом без причины», и собрания религиозных сектантов, и традиционный «круговой танец» чеченских боеви­ков, являющийся непосредственным примером навязчивого эмоционального самоиндуцирования и почти принудительного эмоционально-действенного «кружения» в самом буквальном смысле.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.