КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аланы (асы, роксоланы)
Истоки аланской истории и культуры, материальной и духовной, своими корнями уходят в предшествующую сарматскую культуру, так же оставившей выдающийся след в истории региона. Их историко-культурное наследие достаточно подробно изучено археологами и историками Ванеевым З.Н., Кузнецовым В.А., Иерусалимской А.А., Гумилёвым Л.Н., Гадло А.В., Минорским В.Ф., Плетнёвой С.А. и другими. Великая Алания, крупнейшее государство, занимавшее с I в. до н.э. - по IV в. н.э. (до гуннского нашествия) огромную территорию от нижнего Поволжья, Правобережья Дона и Приазовья до Степного Предкавказья и Боспорского царства в Причерноморьи. Наиболее обстоятельный рассказ об образе жизни, быте и внешнем виде алан принадлежит Аммиану Марцеллину: «Аланы, живя на далеком расстоянии одни от других, как номады, перекочевывают на огромные пространства, однако с течением времени они приняли одно имя и теперь все вообще называются аланами за свои обычаи, дикий образ жизни и одинаковое вооружение. У них нет никаких шалашей, нет заботы о хлебопашестве, питаются они мясом и в изобилии молоком, живут в кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям. Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствии легкости вооружения и во всем похожи на гуннов, только с более мягким и более культурным образом жизни. … Они не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения». Ярким показателем культурного влияния позднеантичных городов могут служить изделия полихромного стиля. Ювелирное искусство «полихромного стиля» в северопричерноморских степях представляет собой развитие греческого ювелирного искусства Боспора, постоянно испытывавшего воздействие вкусов варварских племен сарматов, алан, гуннов. Полихромный стиль, характеризующийся обильным применением цветных вставок в золотой фон, конечно, не был общедоступен. Эти дорогие ювелирные украшения были атрибутом моды, распространенной среди социальной верхушки, и особенностью аристократического быта того времени. Полихромные изделия городских ювелирных мастерских в IV - V вв. н. э. распространялись по всей северопричерноморской степи и Северному Кавказу, сделавшись одним из элементов материальной культуры алан этого времени. Сарматы и аланы оказали большое влияние на формирование полихромного стиля, а искусству их также не чужда многоцветность. Зона боспорского и аланского культурного влияния до середины III в. н. э. (до готских вторжений): Восточный Крым, Северный Кавказ, Волга от низовьев и до среднего течения, Нижний и Средний Дон. Жилища алан рассматриваемого времени, вероятно, были различными, в зависимости от социально-экономического уклада и местных условий: в районах с оседло-земледельческим населением это могли быть глинобитные хижины-полуземлянки, в районах с преобладанием кочевого или полукочевого населения это были войлочные юрты с деревянным каркасом. Великое переселение народов и гуннское нашествие в конце IV в. н. э. привело к большим сдвигам на юго-востоке Европы и в Подонье. Об отрицательных последствиях этого завоевания говорить не приходится, они общеизвестны. Подрыв производительных сил, нарушение сложившихся экономических, культурных и этнических связей, ликвидация ряда политических образований и замена их новыми (прежде всего кочевой империей Аттилы), изменения в размещении и соотношении этносов. Причины этого можно видеть и в ослаблении Великой Алании, отливе степного аланского населения, сдвинутого гуннами из междуречья Волги и Дона, Приазовья на южную периферию степей, и в Предкавказье, далеко в сторону от проторенных дорог кочевников, где было безопаснее. Эта вынужденная миграция массы аланского населения в предгорья Кавказа означала коренную ломку хозяйства, так как прежнее экстенсивное скотоводство не имело здесь даже минимальной базы. Донская и Поволжская Степь на долгое время прочно перешла в руки новых кочевников — тюрок. Единственный путь к выживанию лежал через оседание на землю и переход к новой хозяйственной системе, основанной на преимущественной роли земледелия в комплексе с отгонным скотоводством и ремеслами. В VII – VIII в.в., после ряда тяжелых поражений от арабов, Алания попадает в вассальную зависимость от Хазарского каганата. Археологические материалы свидетельствуют, что аланы, разделившись на 2-е крупные подгруппы, Кавказскую и Донскую, стали на путь приобщения к более высокой, традиционно земледельческой культуре автохтонного населения Кавказа, и племён меотов Приазовья и Нижнего Дона. Сплав аланских и кавказских, а на Дону и в Приазовьи – аланских, меотских, а позднее и славянских традиций, оказался плодотворным и вызвал к жизни яркую материальную и духовную культуру. Усилился в этот период и процесс христианизации алан и донских славян. Позднее эти процессы привели к этногенезу нынешних осетин на Западном Кавказе и донского алано-славянского сообщества на Дону, в Причерноморьи и в Приазовьи в IX - XIII в.в.. Появление в культуре алан седел жесткой конструкции, железных стремян с широкой подножкой и изогнутых сабель означало подлинный переворот в вооружении и военном деле — тяжеловооруженные сарматские и раннеаланские катафрактарии уступили место подвижной и легковооруженной коннице, имеющей в своем распоряжении более эффективную в сравнении с мечом саблю. Седло жесткой конструкции и опора на широкие стремена придавали всаднику необходимую устойчивость и маневренность, очень важные в бою, давали возможность нанесения рубяще-секущего удара. Сабля характерна для кавалерии, но рубят ею не только пехоту. Рубка в конном строю стала более распространенной и сложной, она соответствовала стремительному темпу кавалерийского боя. В VIII - X в.в. и на юге, и на севере аланам приходилось сталкиваться с противниками, главной ударной силой которых была конница (арабы, персы, хазары, печенеги и т. д.). Противопоставить ей можно было только такую же маневренную и хорошо вооруженную конницу. Эта задача была успешно решена, и вооружение, а, следовательно, и тактика боя аланской конницы, были приведены в соответствие с требованиями времени. Из прочих видов аланского оружия укажем копья с железными наконечниками, ножи и боевые железные секиры на длинных деревянных рукоятях. Несомненно, аланская конница широко практиковала и набрасываемые на противника арканы. В археологических раскопках они не сохранились, но упоминались в письменных источниках и в существовании их вряд ли приходится сомневаться.
Можно говорить и о существовании у алан своеобразного культа оружия, игравшего огромную общественную роль. Отмечены находки и длинных мужских халатов, т.н. «туники», с боковыми разрезами внизу (влияние ближневосточной моды), с запазушным карманом и шелковыми декоративными нашивками, шлемовидный головной убор, также из шелка, набор кукольной одежды, показывающей приемы покроя. Обувью служили сшитые из сыромятной кожи - «арчита», и мягкие сапоги из кожи улучшенной выделки, с высокими голенищами. Считается, что женский костюм включал три разных типа одежды (в разной степени утепленной), нательное платье, исподнее (панталоны и чулки или ноговицы), мягкую обувь двух типов и три типа головных уборов для разных возрастных и социальных групп. Женский костюм, таким образом, резко отличался от мужского. Популярными в V - VII вв. становятся круглые подвесные бляхи-амулеты или броши с птичьими головами по кругу; в этот период полихромный стиль угасает, но на некоторых украшениях инкрустация еще встречается. Видимо, к концу VII - началу VIII в. появляются круглые штампованные пуговицы-бубенчики, служившие не только утилитарным, но и декоративным целям. Золоченые, сверкающие на солнце пуговицы на фоне цветных тканей смотрелись очень эффектно. Их широко стали употреблять как женщины, так и мужчины, в X - XII вв. ими обшивались борта и полы верхней одежды, края головных уборов, ноговицы и т. д. Оценивая культуру средне - и позднеаланского периода, следует признать, что она в целом была достаточно высокой и, несмотря на широкие внешние связи и влияния — самобытной и яркой. Весьма выгодное географическое положение Алании на стыке Европы и Азии, на важных транзитных путях «Великого шелкового пути», между Черным и Каспийским морями и близ таких передовых в культурном отношении стран, как Византия, Иран и Грузия, Хазария и Киевская Русь. Всё это способствовало не только приобщению алан к культурным достижениям соседей, но и накоплению значительных материальных ценностей, оседавших в руках социальной верхушки и способствовавших прогрессивному тогда процессу феодализации. Арабо-хазарские войны, в которых вынужденно участвовала Алания, ослабили, но не ликвидировали полностью восточные связи аланской культуры, которые в период войн изменили свое направление. Серьёзное поражение Алании от Арабского халифата в 724г. привело к выделению части алан и их расселению на территории близ рек Северского Донца, Оскола и Дона, где они тесно соприкасались с донскими славянами, Степные донские аланы, вместе с донскими славянами в VIII - X в.в., вошли в состав Хазарского каганата, составив часть его армейской гвардии. После ослабления Хазарского каганата и потери им, в результате известных походов киевского князя Святослава, земель Таматархи (Тамань и часть Причерноморья), аланы активно взаимодействовали с Киевской Русью на южном пограничье (в землях, ставших в X - XII веках её самым южным, Тьмутараканским княжеством). Позднее их присутствие наблюдается на Дону и в печенежско-половецкий период. Окончательно ассимилировались они лишь в составе монголо-татарского населения Золотой орды в XIII - XV в.в.. Часть историков считает алано-славянское население Дона и Саркела и Белой Вежи основой этнической общности – бродников, возможно позднее составивших и часть Нижнедонского казачества в конце XV - начале XVI в.в. Меоты. (местное название оседлых племён Западного Кавказа, Прикубанья и Приазовья, производное от греческого названия Азовского моря - «Меотида»). Племена меотов представляли местное автохтонное население, это в основном земледельцы и рыболовы, проживавшие примерно с середины I-го тыс. до. н.э. на побережьи Азовского моря, в устьи Дона и в Прикубаньи. В I-м веке до н.э. в устье Дона меотами были основаны и активно развивались 2-а крупных поселения, Паниардис и Патарва, расположенные на высоких приазовских мысах, (на территории нынешнего г. Азова). Поселения меотов сосуществовали со скифо - сарматами и греками, ведя с ними постоянный торговый обмен, частично воспринимая и культурные заимствования. Меотские поселения и целые кварталы находились в древнем Елизаветовском и Кобяковском городищах, у греческого г. Танаис и в самом городе. Древние меотские городища и поселения были расположены и далее, в районе современного Ростова-на-Дону: Сухо-Чалтырское, Нижнее-Гниловское, Темерницкое, Ростовское, Кизитириновское и Кобяковское. Проживая в неспокойном регионе, меоты весьма неплохо владели и военным делом. Так, Страбон упоминал в своих трудах, что «меоты – земледельцы, но воинственны не менее кочевников, а те, что ближе к Танаису – более жестокие». Позднее племена донских и кубанских меотов приняли участие в формировании нового этноса: адыгов, черкес и косогов. Другая часть, по всей видимости, смешавшись с аланами и славяно-русами входила в состав Хазарского каганата, союз донских половецких племён, как автохтонное население сохранялось в районе татарского г.Азака и Таны.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |